Программа рассчитана на 16 практических занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю длительностью 2 часа в довольно просторном помещении (актовый зал, лекционная аудитория).

Каждое занятие определяет свои цели и ставит конкретные задачи.

Комплекс составлен так, чтобы было возможно использование в работе отдельно взятых занятий, приемлема замена отдельных упражнений, данных в программе, на сходные по цели.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, магнитофон с записью релаксационных композиций, мультимедийный проектор, экран.

Предполагаемый результат:

- Повышение уровня развития способности к саморегуляции эмоциональных состояний;

- Повышение уровня развития способности к саморегуляции волевых состояний;

- Повышение уровня развития способности к саморегуляции познавательных (интеллектуальных, когнитивных) состояний;

- Повышение уровня развития способности к саморегуляции психических состояний в общении;

- Приобретение знаний о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний;

- Формирование умений применять техники, методики и приемы саморегуляции разных типов психических состояний.

Формы работы:

В основу личностно-ориентированных занятий положены идеи современной психотерапии, элементы аутотренинга, медитативные упражнения, психогимнастические упражнения, упражнения, формирующие саморегуляцию в нужном для участника тренинга направлении (поведенческую, интеллектуальную, эмоционально-аффективную). Психогимнастические упражнения тренируют психические процессы, участвующие в организации поведения и деятельности. Выполняя упражнения, направленные на формирование саморегуляции, студент учится самостоятельно организовывать собственные действия: ставить цель предстоящей работы, планировать условия ее осуществления, оценивать результаты собственных действий, исправлять допущенные ошибки. Творческие задания способствуют раскрепощению, развивают желание учиться чему-то новому, создают положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Для реализации цели используются следующие приемы:

1. Ролевые и деловые игры;

2. Интерактивные лекции;

3. Работа в малых группах и парах с использованием раздаточных материалов;

4. Ситуационные задания на развитие навыков;

5. Анализ конкретных ситуаций из практики учащихся;

6. Групповые дискуссии;

7. Мини-лекция;

8. Рисуночные методы.

Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.

Все это позволяет реализовать принципы занятий:

Принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы. Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты - примеры из реальной жизни. Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание - повод для анализа действий и переживаний участников.

Таким образом, в основе принципов занятий лежит активный исследовательский характер поведения учащихся.

Программа спецкурса состоит из следующих блоков:

1. Самодиагностика уровня способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО.

2. Ознакомление с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник); с естественными и специальными методами саморегуляции.

3. Обучение быстродействующим и долгосрочным методам саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения:мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация);

4. Повторная диагностика уровня способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО.

2.6.Заключительный контрольный эксперимент, анализ, выводы, возможные рекомендации

По окончании формирующего этапа эксперимента, в обеих группах наблюдались позитивные изменения по основным показателям выраженности психических состояний студентов и выраженности саморегуляции в целом.

Обратимся к анализу полученных результатов. Представление эмпирических данных контрольного эксперимента будет подчиняться той же логике, которой мы придерживались при описании полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента, то есть осуществлялась диагностика различных уровней саморегуляции психических состояний студентов СПО.

Интерпретацию результатов эксперимента начнем с анализа эмпирических данных, полученных при помощи методики выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С.В. Фирсовой.

Представленные в таблице 1 данные дают возможность проанализировать изменения в выраженности самоконтроля студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С.В. Фирсовой

Уровни самоконтроля в эмоциональной сфере Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий
Средний
Низкий
Уровни самоконтроля в деятельности
Высокий
Средний
Уровни самоконтроля в поведении
Высокий
Средний
Низкий

На контрольном этапе эксперимента были получены следующие результаты (см. табл.1): в ЭГ высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере был выявлен у 64% студентов, средний – у 24%, низкий – у 12% испытуемых; в КГ высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере выявлен у 36% студентов, средний – у44%, низкий – у 20%.

Так же, в ЭГ высокий уровень самоконтроля в деятельности показали 68% студентов, средний – 32%; тогда, как в КГ высокий уровень самоконтроля в деятельности присущ только 52%, а средний 48% студентам.

Рассматривая результаты уровня самоконтроля в поведении, можно увидеть, что на контрольном этапе эксперимента высокий уровень самоконтроля показали 28% испытуемых, средний – 60%, и низкий лишь 12% студентов; в КГ высокий уровень самоконтроля в поведении выявлен у 20% тестируемых, средний – у 52%, низкий – у 28%.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 7 Динамика уровня самоконтроля в эмоциональной сфере

Из гистограммы 7 можно сделать вывод, что высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере у экспериментальной группы после формирующего этапа эксперимента увеличился на 16%, а низкий уровень показали только 3 (12%) студента. Что нельзя сказать про результаты КГ, в которых уровень самоконтроля в эмоциональной сфере практически не изменился: высокий показатель на констатирующем этапе составлял 32%, а на контрольном стал всего 36%.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 8 Динамика уровня самоконтроля в деятельности

Рассматривая гистограмму 8, можно сказать, что высокий балл самоконтроля в деятельности у студентов ЭГ увеличился вдвое ( с 32% до 68%), когда у студентов КГ он остался практически на том же уровне.

На гистограмме 9 заметны значительные изменения в выраженности самоконтроля в поведении у студентов ЭГ: высокий уровень самоконтроля поднялся на 20%, а средний на 24%. У испытуемых КГ высокий уровень самоконтроля в поведении поднялся всего на 8%

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 9 Динамика уровня самоконтроля в поведении

Из таблицы 1 видно, что произошли изменения показателей выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении у испытуемых экспериментальной группы. Необходимо отметить, что по окончании формирующего эксперимента возросли средние и высокие показатели во всех сферах деятельности студентов экспериментальной группы. Данный показатель свидетельствует о том, что у этих студентов повысился общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции поведения и своих психических состояний. Они научились планировать свои действия, направленные на преобразование состояний и программировать свою деятельность и поведение.

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем саморегуляции в эмоциональной сфере, деятельности и поведении в экспериментальной группе на контрольном этапе больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц с высоким и средним уровнями самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

При повторном исследовании групп на способность к саморегуляции психических состояний в общении при помощи методики диагностики помех в установлении эмоциональных контактов, у студентов экспериментальной группы был выявлен высокий показатель 44%, так как на констатирующем этапе, эмоции не мешали в общении лишь 16%.(см. табл.2).Так же в ЭГ имеются эмоциональные проблемы у 40% студентов, эмоции осложняют взаимодействие с партнерами лишь у 16% испытуемых. В КГ эмоции не мешают общению 32% тестируемых, есть некоторые проблемы у 28%, эмоции осложняют взаимодействие с партнерами 32% студентам и 8% эмоции мешают устанавливать контакты с людьми.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко)

  Уровень саморегуляции Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во исп-х % Кол-во исп-х % Кол-во исп-х % Кол-во исп-х %
Эмоции не мешают общению
Есть некоторые проблемы в общении
Эмоции осложняют взаимодействие с партнерами
Эмоции мешают устанавливать контакты - -

Из гистограммы 10 видно, что результаты контрольного этапа в ЭГ повысились: самый высокий балл увеличился на 28%, а процент студентов, которым эмоции мешают устанавливать контакты с людьми вообще снизился до нуля. В КГ тоже произошли некоторые изменения: процент испытуемых, которым эмоции не мешают общению, поднялся на 8%, а тех, кому эмоции мешают устанавливать контакты уменьшилось на 12%.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru Гистограмма 10 Динамика уровня способности к саморегуляции психических состояний в общении

Студенты экспериментальной группы после формирующего этапа эксперимента научились правильно проявлять и адекватно управлять своими эмоциями.

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем способности к саморегуляции психических состояний в общении в экспериментальной группе на контрольном этапе больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц, у которых эмоции не мешают устанавливать контакты с людьми и тех, у которых есть некоторые эмоциональные проблемы в общении в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

По методике экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко) получены следующие результаты (см. табл.3): в ЭГ 56% студентов не импульсивны, а у остальных 44% имеются признаки импульсивности; в КГ не импульсивны лишь 36% испытуемых, и у 64% студентов проявляются признаки импульсивности. Таким студентам свойственна склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания своих поступков, взвешивания всех «за» и «против» и принятия наиболее целесообразных и обоснованных решений.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В.Бойко)

Уровни эмоциональной возбудимости Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Не импульсивны
Имеются признаки импульсивности

На гистограмме 11 можно увидеть значительные изменения в уровнях эмоциональной возбудимости у подростков ЭГ: процент испытуемых, у которых имеются признаки импульсивности, понизился на 28%; а в КГ на 20%.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 11 Динамика уровня способности к саморегуляции эмоциональных состояний

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем саморегуляции эмоциональных состояний в экспериментальной группе на контрольном этапе больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц без признаков импульсивности в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

После проведения вторичной диагностики по методике экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости, можно сделать вывод, что студенты экспериментальной группы научились сдерживать свои эмоции и контролировать собственное поведение с учетом интересов окружающих (см. табл.3).

На констатирующем этапе определения способности к саморегуляции волевых состояний по тест-опроснику А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», студенты экспериментальной и контрольной групп показали достаточно высокий уровень овладения собственным поведением в различных ситуациях и способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями, поэтому изменение показателей после проведения эксперимента произошло незначительное (см. табл.4).Только у испытуемых ЭГ после формирующего этапа эксперимента высокий уровень способности к саморегуляции волевых состояний увеличился на 8%, тогда как у студентов КГ результаты остались на том же уровне, что и до начала эксперимента.

Таблица 4

Результаты диагностики тест-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»

Уровни способности к саморегуляции волевых состояний Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий
Низкий

По таблице 4 можно отметить, что студенты с высокими и низкими баллами волевой саморегуляции могут в равной степени контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 12 Динамика уровня способности к саморегуляции волевых состояний

Делая вывод по уровню способности к саморегуляции волевых состояний, можно сказать, что большинство студентов экспериментальной и контрольной групп показали высокий балл саморегуляции волевых состояний. Таким людям характерны спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Это работоспособные люди, стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Таким людям свойственна импульсивность и неустойчивость намерений, это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне незначимости. Следовательно, принимается Н0: Доля лиц с высоким уровнем саморегуляции волевых состояний в экспериментальной группе на контрольном этапе не больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц с высоким уровнем самоконтроля в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

После анализа методики «Саморегуляция проявления лени» мы выявили, что после формирующего этапа эксперимента студенты экспериментальной группы показали достаточно высокий уровень способности к преодолению лени (84%);в контрольной группе высокий уровень выявился у 60% испытуемых(см. табл.5).

Таблица 5

Результаты диагностикипо анкете «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой

Уровни способности к саморегуляции волевых состояний Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий
Низкий

На гистограмме 13 можно заметить значительные изменения в результатах контрольного этапа экспериментальной группы: высокую способность к преодолению лени показали 84% студентов, тогда как на констатирующем этапе данный показатель составлял лишь 48%. Это означает, что у данных студентов стали более преобладать такие личностные качества, как дисциплинированность, обязательность, готовность выполнять свои обязанности, осознание необходимости выполнения деятельности непосредственное ее выполнение. В КГ низкий уровень преодоления лени понизился лишь на 20%, то есть этим студентам свойственно внутреннее представление об отсутствии необходимости выполнения большинства имеющихся дел и отказ от их выполнения.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 13 Динамика уровня способности к саморегуляции волевых состояний

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем саморегуляции волевых состояний в экспериментальной группе на контрольном этапе больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц с высоким уровнем волевой саморегуляции в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

При определении способности к саморегуляции познавательных состояний, студенты экспериментальной группы показали достаточно высокий уровень концентрации устойчивости внимания и повышенный уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

По методике диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова» на контрольном этапе эксперимента получены следующие результаты (см. табл.6): в ЭГ устойчивость внимания выше среднего показали 56% подростков, среднюю устойчивость внимания соответственно 44% тестируемых; в КГ высокий балл получили 32% студентов, а средний 68% (см. таблицу 6).

Таблица 6

Результаты диагностики по методике диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»

Уровни способности к саморегуляции когнитивных состояний Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Средняя устойчивость внимания
Устойчивость внимания выше среднего

По гистограмме 14 можно определить, что высокий уровень устойчивости внимания в ЭГ поднялся в два раза, а в КГ наоборот понизился на 4%. Студенты ЭГ на контрольном этапе продемонстрировали значительное развитие концентрированного внимания, безошибочно выполнив задание за короткий промежуток времени, уверенно, четко, ни разу не прибегая к повторному просмотру линий. У испытуемых КГ, наоборот, обнаружена слабая устойчивость внимания. Студенты многократно проверяли одну и ту же линию, затратили много времени на выполнение задания и допустили значительное число ошибок.

Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru

Гистограмма 14 Динамика уровня способности к саморегуляции когнитивных состояний

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru по экспериментальной группе находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем саморегуляции когнитивных состояний в экспериментальной группе на контрольном этапе больше, чем на констатирующем.

При использовании метода математической статистики по результатам исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было установлено, что изменения, произошедшие в контрольной группе на контрольном этапе незначимы. А следовательно, принимается гипотеза Н0: Доля лиц с высоким уровнем когнитивных состояний в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не больше, чем в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента.

На контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе произошли изменения в формировании способности к саморегуляции психических состояний. Для выявления достоверности произошедших изменений в экспериментальной группе был применен критерий φ*- угловое преобразование Фишера. Он использовался для сопоставления результатов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента; результатов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента; результатов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Подробные расчеты приведены в приложении 5. Выявлены достоверные различия в экспериментальной группе по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, значимые изменения результатов экспериментальной группы по сравнению с контрольной на контрольном этапе эксперимента и отсутствие достоверных изменений результатов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

По результатам расчетов φ* Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru контрольного этапа эксперимента находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н Программа рассчитана на 16 практических занятий. - student2.ru : Доля лиц с высоким уровнем способности к саморегуляции психических состояний в первой группе (экспериментальной) больше, чем во второй (контрольной).

Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают нашу гипотезу.

Й ЭТАП – ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Завершение написания работы

Умею:правильно составлять выводы, введение и заключение.

3.1.Написание выводов

Выводы по главе 1

Таким образом, сформулируем основные выводы по первой главе:

1. Под психическим состоянием понимается психическая деятельность, включающая в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения, базирующаяся на функциональном состоянии мозга, то есть психическое состояние рассматривается как понятие, позволяющее в определенный отрезок времени повышать или понижать активность психической деятельности. Можно также отметить, что психические состояния обуславливают временные состояния психики в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнения, угнетенность, подавленность и т.д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, результаты внешних воздействий на человека, успехи его деятельности.

2. Психические состояния можно классифицировать следующим образом: по длительности протекания, по степени осознанности, по качеству, по преобладанию одной из психических сфер, по степени активации.

По степени длительности протекания состояний они могут быть кратковременными и продолжительными, исходя из того, что психика - это сложная система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, а психическое состояние выступает определенным соотношением и

взаимодействием данных компонентов за определенный период времени, являясь временным состоянием этой системы.

По степени осознанности психические состояния делятся на осознанные и неосознанные состояния. Именно осознанные состояния определяют разумное адекватное поведение человека, способствующие адаптации человека к окружающей среде и формированию внутреннего плана личностного развития.

По качеству проявления изучаемого феномена почти все психические состояния можно условно распределить по группам положительных и отрицательных состояний: состояния восторга и гнева, восхищения и ненависти, радости и горя, симпатии и антипатии и другие.

Исходя из доминирования того или иного компонента психики, можно выделить эмоциональные состояния (состояния радости, наслаждения, веселости, печали, грусти, ярости и др.); волевые состояния, которые входят в структуру любого психического состояния, доминирование его преобразует всю структуру, выступая как само состояние, например, состояния готовности, волевого усилия, решительности,, самообладания, терпения; мотивационные состояния (состояния интереса, увлеченности, безразличия, тоски, скуки и др.); познавательные, для которых будет определяющим наличие одного из познавательных процессов и психические состояния, проявляемые в общении.

Степень активации также является важным основанием для выделения психических состояний. Состояния активности и пассивности могут служить примером состояний, относящихся к противоположным группам, например, состояния активизации, усталости и утомления.

3. Под саморегуляцией психических состояний студента СПО нами понимается процесс сознательного воздействия на самого себя с целью намеренного изменения, преобразования им своих психических состояний, которые характеризуются противоречивостью, неоднозначностью протекания, что проявляется, с одной стороны, в несформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции психических состояний, неумении гибко и адекватно реагировать на изменения условий, ситуации, неспособности планировать свои действия, направленные на изменение и преобразование состояний, а, с другой стороны, в переходе от преимущественно реактивного поведения к действиям, соответствующим сознательно поставленным целям, в понимании важности саморегуляции психических состояний и знании некоторых конструктивных способов ее осуществления.

4. Структурно-уровневая организация саморегуляции психических состояний включает в себя физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни. При этом надо отметить, что структура саморегуляции психических состояний подростка представлена теми же уровнями и их характеристиками, что и структурно-уровневая организация саморегуляции психических состояний взрослого человека. Однако структура саморегуляции психических состояний подростка имеет неустойчивый характер в отличие от структуры саморегуляции психических состояний взрослого человека, что обусловлено формированием, становлением личности подростка. Поскольку мы считаем, что невозможно понять регуляцию личности подростка вне личности человека, то структура саморегуляции психических состояний подростка может быть представлена физиологическим, психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим уровнями.

5. «Формирование способности к саморегуляции психических стояний студентов СПО» будет пониматься нами как целенаправленное воздействие на студента СПО, с целью развития у него способностей к саморегуляции, позволяющих ему корректировать и оценивать свои психические состояния во время обучения, которые сопровождаются внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.

6. Выбор в качестве испытуемых учащихся подросткового возраста обосновываем тем, что подростковый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств личности, доминированием эмоциональных состояний, положительно и отрицательно окрашенных. При этом необходимо отметить, что психические состояния подростков относительно просты по содержанию и организации, а также этот возраст характеризуется эмоциональной возбудимостью, тревожностью, устойчивостью переживаний, противоречивостью эмоциональной сферы, повышенным интересом к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Именно в это время формируется сознательное отношение подростка к своим переживаниям, потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, а также идет формирование и совершенствование личностных образований, а именно: рефлексии и саморегуляции. В подростковом возрасте происходит совершенствование волевой регуляции, произвольности поведения, которая сопровождается овладением подростком не только своими действиями, но и своим внутренним миром. Помимо этого, в подростковом периоде отмечается формирование регулятивных механизмов (БожовичЛ.И.), переход от преимущественно реактивного поведения к действиям в соответствии с сознательно поставленной целью, так как подросток становится реальным субъектом своего развития. Руководствуясь вышеназванными положениями, мы обратились в своем исследовании именно к этой возрастной группе.

7. Под психолого-педагогическими условиями формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения мы будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит успешное решение задач целостного педагогического процесса.

8. Формирование саморегуляции психических состояний студента в образовательном процессе будет наиболее успешным, если будет актуализирована педагогами для студента деятельность саморазвития с помощью введения в процесс обучения специального курса. Поэтому, на наш взгляд, необходимым является целенаправленный отбор и структуризация теоретических знаний и умений, обусловливающих формирование у студентов способности к саморегуляции психических состояний.

9. Проведение личностно-ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые, психические состояния, проявляемые в общении), которые предполагают развитие способности к саморегуляции психических состояний в процессе обучения студентов СПО с использованием психорегулирующих техник.

Выводы по II главе

Обобщая результаты экспериментального изучения способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения, можно сформулировать следующие выводы по второй главе:

1.Работа по формированию способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения проводилась на базе Ишимского многопрофильного техникума, на факультетах «Технология продукции общественного питания» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». В эксперименте приняли участие 50 учащихся первого курса обучения, которые были по

Наши рекомендации