Место и время проведения практики
Институт педагогики и психологии
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
\
ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство»
Петрозаводск
Цель практики.
Целью производственной практики является:
Создание условий для введения студентов в сферу профессиональной деятельности современного учителя изобразительного искусства и начала формирования у них необходимых практических умений и профессиональных компетенций в процессе прохождения практики в качестве студента-практиканта на базе общеобразовательной школы.
Задачи практики.
- Первоначальное ознакомление студентов с основными направлениями деятельности учителя изобразительного искусства (учебно-методическая деятельность, внеурочная работа по предмету, научно-исследовательская деятельность).
- Знакомство с методическим инструментарием учителя изобразительного искусства (общеобразовательными стандартами, примерными программами, календарно-годовым и тематическим планированием, основной и дополнительной методической литературой, наглядно-методическим фондом).
- Знакомство с образовательными экспериментальными площадками г. Владимира, встречи с опытными учителями изобразительного искусства.
- Знакомство с видами и формами проведения внеурочной работы по изобразительному искусству.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики Практика ориентирована на формирование профессионально важных черт личности будущего учителя. В ходе прохождения практики обучающийся ставится в условия моделирования процесса обучения и практической деятельности, при которых начинается формирование следующих практических навыков, умений общекультурных и профессиональных компетенций:
3.1. Общекультурные компетенции (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
3.2. Профессиональные компетенции (ПК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
3.3 Компетенции в области педагогической деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса (ПК-3).
3.4 Компетенции в области культурно-просветительской деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
3.5 Компетенции в области научно-исследовательской деятельности: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
По результатам учебной практики студент должен:
знать: должностную инструкцию учителя; формы, методы и цели организации внеурочной работы; основные принципы, средства и методы проведения уроков по изобразительному искусству для детей младшего школьного возраста; нормы и правила безопасности работы с различными инструментами и материалами в процессе проведения уроков изобразительного искусства для детей разного возраста.
уметь: подобрать дидактические упражнения, задания на уроке с учетом возрастных возможностей ребенка, уровня умственного развития, имеющихся условий для проведения занятий; подбирать и применять в рамках практической работы адекватные поставленным задачам современные научно обоснованные средства и методы обучения, воспитания и организационные приемы работы с учащимися; определять причины ошибок, находить и корректно применять средства и методические приемы их устранения; применять на практики различные виды дидактического показа; применять фронтальные и индивидуальные методы коррекции деятельности учащихся;
владеть: методикой организации и проведения уроков по всем видам изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста; владеть методикой индивидуальной и фронтальной работы в классе; различными приемами и техниками показа.
Основным результатом педагогической практики выступает готовность студента:
- применять профессионально-педагогические компетенции для решения педагогических задач;
- осуществлять рефлексию результатов педагогического взаимодействия со школьниками, на этой основе корректировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся; критически анализировать собственные личностные качества и педагогическую деятельность, адекватно ставить и реализовывать задачи личностного и профессионального самообразования и саморазвития.
4. Основными критериями оценки результатов педагогической практикиявляются следующие:
- степень сформированности у студентов профессионально-педагогических умений по применению на практике специальных и психолого-педагогических знаний, готовность к применению;
- уровень профессиональной направленности личности будущего преподавателя (интерес и мотивация к педагогической профессии, способность к саморегуляции, самообразованию, готовность к постоянному профессиональному самосовершенствованию, наличие таких профессиональных качеств, как любовь к детям, самостоятельность, инициативность, ответственное и творческое отношение к работе и др.).
При этом учитываются следующие содержательные компоненты профессионально-педагогической характеристики выпускника по направлению «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство»:
- система профессионально-педагогических знаний (общенаучные знания; знания по рисунку, живописи, композиции, истории искусства, декоративно-прикладному искусству; знания по педагогике и психологии);
- система профессионально-педагогических умений и навыков (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных);
- система социокультурных знаний;
- личностные профессионально значимые качества учителя изобразительного искусства (широкая эрудиция, свободное владение знаниями о художественной культуре, глубокое понимание роли искусства для развития мышления личности и для формирования духовного мира человека, свободное владение методикой преподавания изобразительного искусства и др.).
Для оценки результатов практикииспользуются следующие методы:
- наблюдение за студентами в процессе педагогической практики;
- анализ и оценка качества учебно-воспитательной работы, проводимой практикантами;
- беседы с учителями, классными руководителями, со студентами;
- анализ и оценка документации студентов: индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов уроков, отчетов о работе и др.;
- анкетирование: самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
- анализ результатов учебно-исследовательской работы студентов.
Формы проведения практики
Студенты на практику распределяются в группы по несколько человек и закрепляются за определенной школой. Основной формой проведения производственной практики являются практические занятия, предусматривающие:
- посещение уроков учителя-предметника,
- посещение и анализ уроков студентов-практикантов,
- проведение уроков изобразительного искусства (не менее 12 уроков),
- выполнение наглядных пособий в электронном виде или виде плакатов к каждому уроку,
- проведение внеклассных мероприятий по плану классного руководителя (не менее 2-х)
- проведение внеклассного мероприятия по предмету изобразительного искусства (организация выставки детского рисунка по определенной теме)
- организация профориентационного мероприятия для учащихся 10-11 классов.
Место и время проведения практики
Практика проводится концентрированно в 6-м семестре в течение 4-6 недель в общеобразовательных школах (по договоренности).
Структура и содержание практики
№ | Этапы практики | формы контроля |
Подготовительный этап (инструктаж по ознакомлению студентов с видами деятельности на практике, формами промежуточных и итоговых заданий и формах контроля) Инструктаж по технике безопасности | Выдача задания на практику | |
Установочная неделя в школе: беседа с директором школы или с его заместителями (знакомство с Уставом школы, распорядком работы школы; с планом воспитательной работы школы); беседа с классным руководителем (знакомство с планом работы классного руководителя; со школьной документацией (классным журналом и т.д.); беседа с учителем-предметником (знакомство с кабинетом ИЗО; изучение программы по предмету ИЗО на 3 четверть, с тематическим планированием, его структурой и содержанием; Знакомство с психологом и составлением плана изучения личности ученика и характеристики класса в соответствии с заданием по психологии | на первой неделе практики должно быть представлено методисту кафедры конкретное содержание педагогической деятельности студента за период практики в форме индивидуального плана работы: расписание проводимых уроков и внеклассных мероприятий, расписание звонков | |
II - V неделя Работа по индивидуальному плану: 1.Подготовка и проведение уроков ИЗО (не менее 12 уроков). 2.Посещение и анализ уроков, проводимых студентами – практикантами в группе. 3.Подготовка наглядно-методических пособий к урокам. 4.Изучение опыта оценивания учителем-предметником детских работ по предметам. 5.Работа в качестве помощника классного руководителя: проверка дневников, дежурство, проведение внеклассной воспитательной работы по плану классного руководителя; 6.Выполнение заданий по исследовательской и психолого-педагогической деятельности. 7.Проведение запланированных воспитательных мероприятий 8. Проведение профориентационного мероприятия в старших классах | Ведется дневник педагогической практики по схеме с отражением всех событий за данный период и анализом уроков учителя, студентов- практикантов и самоанализов проводимых уроков | |
Оформление результатов педагогической практики | заполнение отчетов по педагогике, психологии и методике обучения ИЗО. Оформление дневника, подготовка презентационных материалов. | |
Сбор необходимой документации: документы на оплату труда педагогов школы (заявление на оплату (документ прикреплен); - заявление о перечислении выплаты на расчетный счет - копию паспорта учителя (первые страницы, прописка); - копию страхового пенсионного свидетельства учителя; - копию ИНН учителя. характеристики ( | документы на оплату классному руководителю и учителю изо, характеристики классного руководителя и учителя изо | |
Итоговая конференция на кафедре изобразительного искусства и дизайна | представление докладов лучших практик |
Ректору ПетрГУ
ЗАЯВЛЕНИЕ
Сообщаю, что я руководил(а) практикой студентов спо
_______________
(расчет: количество студентов*количество недель*применяемая норма)
Прошу оплатить учебную нагрузку согласно расчету в сумме ______ часов.