Глава I Заглавие как сильный элемент текста

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка и МПАЯ

_________________________________

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЗАГЛАВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)

(бакалаврская работа)

Квалификация – бакалавр

Направление подготовки - 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили – Иностранный язык (английский) и Второй иностранный язык

Форма обучения - очная

РУКОВОДИТЕЛЬ ______________ ___________

подпись И.О. Фамилия

«____»__________2016 г.

Нормоконтроль пройден. ____________ ___________

подпись И.О. Фамилия

«____»__________2016 г.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

зав. кафедрой английского языка и МПАЯ

__________ ___________

подпись

«____»__________2016 г.

Оренбург, 2016

Содержание:

Введение. 3

Глава I Заглавие как сильный элемент текста

1.1 Структура художественного текста. 5

1.2 Заглавие и его роль в организации текста. 10

1.2.1 Функции заглавия. 10

1.2.2 Типы заглавий. 17

1.2.3 Цели заглавий. 20

1.3 Семантическая классификация заглавий. 22

Выводы по первой главе. 26

Глава II Роль заглавия при обучении работе с текстом в старшей школе

2.1 Взаимодействие читателя и писателя. 28

2.2 Осмысление заглавия как один из приемов понимания текста. 32

2.3 Влияние стилистических особенностей заглавий на восприятие художественного произведения старшеклассниками. 38

Выводы по второй главе. 45

Заключение. 47

Список использованной литературы.. 49

Приложение. 53

Введение

Изучение заглавия художественного текста как основного элемента его информационной структуры при обучении работе с текстом связано с анализом проблемы его функциональных особенностей и постановки основного смысла во время учебного процесса в школе. Исследование данных вопросов началось лишь в XX веке, когда отечественные и зарубежные ученые начали изучать заглавие литературных произведений Арнольд И.В., Бахтина М.М., Лотмана Ю.М., Рикера П. и после появления теории информационной структуры текста И.Р. Гальперина.

За последние десятилетия заглавия литературных произведений привлекло серьезное внимание многих ученых-филологов. Такую заинтересованность можно объяснить не только уникальным положением заголовка в тексте, но и многообразием его функций.

Заголовок несет в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может анализироваться как оригинальный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он толкуется читателем как наиболее примечательная его часть. В языковедческом аспекте заглавие является первичным средством номинации, в семиотическом – основным признаком темы.

Актуальность работы определяется ростом продолжающихся исследований в этой области и появлением новых аспектов теории заглавия и его важностью при обучении старшеклассников работе с текстом в школе на современном этапе.

В качестве объекта исследования выступает заглавие как сильный элемент текста при обучении старшеклассников работе с текстом.

Предметом изучения в данной работе является типы, функции и стилистические особенности заглавий художественных произведений при обучении работе с текстом.

Цель работы: выявить влияние стилистических особенностей заглавий на восприятие художественного произведения старшеклассниками при обучении работе с текстом в учебных заведениях.

Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач:

1) изучить и представить структуру художественного текста;

2) выявить структурно-семантические типы и функции заглавий;

3) выявить влияние стилистических особенностей заглавий на восприятие художественного произведения старшеклассниками.

Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы для прохождения студентами практики в школе или для проведения уроков более опытными преподавателями иностранного языка на старшей ступени обучения в школе или в других образовательных учреждениях, а также могут послужить основой для дальнейших исследований заглавия художественного текста.

В настоящем исследовании применялись следующие методы:

- метод филологического анализа текста;

- структурно-семантический метод;

- метод сравнения.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды по лингвистическому анализу И. В. Арнольд, А. М. Пешковского, Ю. М. Лотмана, Л. А. Новикова, А. В. Ламзиной, Н. С. Валгиной, И. Р. Гальперина, О. Ю. Богдановой, В. А. Масловой, Э. А. Лазаревой, В. А. Масловой, У. Эко, Н. Н. Колодиной, Б. А. Успенского, Н. А. Кожевникова, Т. В. Фроловой и по методике преподавания английского языка В. Д. Аракина, А. Э. Алиевой, Н. Д. Гальсковой, А. А. Деркача, Я. М. Колкера, А. Н. Щукина, Е. Н. Солововой и др.

Глава I Заглавие как сильный элемент текста

Наши рекомендации