Школьное ученическое самоуправление
Школьное ученическое самоуправление – это составная часть системы управления коллективом учащихся школы. Органы школьного самоуправления выражают интересы всех учащихся школы. Ученическое самоуправление даёт возможность самим учащимся планировать и организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить интересные творческие дела и мероприятия.
Работа в школьном ученическом самоуправлении готовит подростков к последующей гражданской деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а так же нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только выражения, но и защиты своих прав и интересов.
Основная цель развития школьного ученического самоуправления (далее Самоуправление) - повышение уровня самоорганизации обучающихся школы.
Основными задачами Самоуправления являются:
- выявление и поддержка обучающихся школы с активной жизненной позицией;
- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;
- актуализация интереса обучающихся к вопросам развития демократической системы, парламентаризма, избирательного права и избирательного процесса;
- развитие у участников органов Самоуправления умения аргументировано отстаивать свое мнение на основе толерантного общения.
Самоуправление-принцип управления малыми сообществами,
общественными организациями и объединениями.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающее развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
1-й уровень – ученическое самоуправление в классе
2-й уровень -общешкольное ученическое самоуправление
Во главе «Школьного Самоуправления» стоит президент.
Первого президента школы избирали на 2 года прямым тайным голосованием
учащиеся 7-12 классов. В дальнейшем президент избирается на 1 год, по такой же схеме.
Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и
контрольные функции.
Обязательной составляющей системы самоуправления должен быть совет. В него входят лидеры самоуправления, главы отделов или органов и представители всех классов. Совет должен проходить не реже одного раза в месяц. На нём обсуждаются дела, подводятся итоги, принимаются решения. Миссия представителей совета – донести его решение в свой классный коллектив.
Этот совет координирует всю работу самоуправления. Отдельно, со своей регулярностью, должны встречаться и совещаться отделы. Их представители в идеале также должны представлять все классы школы. Конечно, начальные классы должны работать по-другому. Они с не меньшим энтузиазмом возьмутся за самоуправленческие дела, но к ним должен быть иной подход. В основе их работы – игра. Поэтому представители начальных классов должны собираться отдельно, но задействовать малышей нужно и в общих массовых делах
Целью деятельности органов школьного ученического самоуправления
является: развитие творческой инициативы учащихся, формирование их
активной жизненной позиции, опыта деятельного участия в жизни своего
коллектива;
Задачи, решаемые « Школьным Самоуправлением »:
-Обеспечение эффективного взаимодействия учащихся, их родителей и
учителей в условиях развития воспитательной системы школы.
-Оптимальное решение повседневных задач воспитания с учетом
личностно - ориентированного подхода и концепции школы.
-Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления,
демократического стиля взаимоотношений.
-Самовоспитание и саморазвитие детей в условиях существующей
воспитательной системы школы.
Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:
• организация учебно-исследовательских, культурно-массовых, спортивных и
других мероприятий;
• содействие содержанию и сохранению в надлежащем порядке помещения,
имущества, на территории школы;
• содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;
• сотрудничество с общественными организациями
Президент и министры действующих министерств школы:
• проводят ученические собрания;
• опросы, анкетирование с целью выявления мнений, с учетом которых
планируется и организуется работа совета;
• вносят свои предложения по вопросам внутришкольной жизни на
обсуждение администрации школы, педагогического совета, активов классов.
•в этом и прошлом учебном году организовали и провели: День
самоуправления, президентские выборы, общешкольные мероприятия ( день пожилых людей , день Матери , 8 марта , 23 февраля и тд. ).
В конце учебного года на последнем заседании подводятся итоги и
результаты работы ученического самоуправления, где рассматриваются
вопросы об эффективности « Школьного Самоуправления » и задачи на следующий учебный год.
В НИШ г.Тараз в состав «Школьного Самоуправления» входят:
· Президент - Планирование работы на учебный год с учетом пожелания учеников. Контроль работы главных магистров классов. Защита прав учащихся. Поощрение лучших учащихся. Участие в работе Совета школы, педагогического Совета, Совета профилактики.
· Вице – президент – Исполнение роли заместителя президента во время его отсутствия. В другое время, выполняет те же обязанности, что и президент. Проводит анализ ситуации, занимается делегированием обязанностей, помогает министрам в организации их работы. Выявляет положительные и отрицательные стороны работоспособности «Школьного Самоуправления»
· Премьер министр - Проведение анализа работы министров, оказание помощи в их деятельности, составление доклада вице – президенту и президенту об эффективности работы министров различных сфер. Выявление проблем организации каких- либо мероприятий, внеклассной деятельности.
· Министр образования - Организация помощи отстающим ученикам. Проверка дневников и выставление оценок. Участие в организации и проведении предметных олимпиад, предметных недель.
· Министр связи и коммуникации (информация и печать) - Организация распространения устной и письменной информации о жизни класса.
· Министр дисциплины (труд и социальная защита) - Организация и проведение дежурства по школе. Фиксирование нарушений школьных правил (не ношение школьной формы, опоздания на занятия, поведение) и применение соответствующего наказания. Организует субботники по уборке кабинетов и школьной территории. Организует помощь учащимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
· Министр культуры - Организация досуга учащихся. Планирование и организация школьных мероприятий. Отвечает за музыкальное оформление классных вечеров. Организация участия в конкурсах стихотворений, песен и танцев.
· Министр финансов – Организация мероприятий требующие платы, перенаправление полученной суммы в благотворительные организации, в помощь нуждающимся людям. Организация призов, наград в различных мероприятиях, ярмарках. Помощь в организации мероприятий.
· Министр внеклассной деятельности (ответственный за клубы)- Распространение информации о существующих клубах и кружках в школе, разглашение новостей, организация и исследования клубов и наиболее благоприятных путей развития для учеников.
· Министр спорта - Организация участия класса в спортивных состязаниях с учетом физического развития и интересов учащихся. Организация выполнения санитарных норм (проветривание, влажная уборка доски, внешний вид, сменная обувь).
· Министр по делам молодежи - Организация художественного оформления школьных мероприятий. Оформление классных уголков. Организация участия в конкурсах рисунков, художественных выставках.
Главной особенностью «Школьного Самоуправления» НИШ ФМН города Тараз является сплоченная работа, открытая взаимопомощь, эффективная работа, внесение изменений и новых идей в развитии школы, мобильность, оперативность.
Важно отметить, что любая проблема решается «Школьным Самоуправлением», иначе «СтудСоветом» за круглым столом, путем голосования. При равенстве голосов, решающим голосом обладает президент. Президента можно убедить поменять решение путем аргументации и дебатов в определенные временные рамки.
Решения принимаются согласно желаниям учеников, приносящие пользу развитию школьного сообщества в целом.
На собраниях все члены «СтудСовета» должны иметь при себе доклад об их деятельности, блокнот и ручку, чтобы записывать идеи и решения для дальнейшего разглашения. Каждый член «Школьного Самоуправления» обязан выступить на собрании, которые проводятся каждую неделю в назначенный срок, в назначенном месте. Время для выступлений: макс. 4 минуты, для экономии времени и наиболее эффективной деятельности.
При нарушении школьных правил, неблагоприятных ситуациях, «СтудСовет» решает вопрос на школьном суде, куда входят члены «Школьного Самоуправления», психологи, учителя, администрация, директор.
Школьное самоуправление должно быть беспристрастным и честным, все решения должны исходить из соображений эффективности, развития, морали, благоразумия. Деятельность Школьного Самоуправления не должна вредить учебному процессу, который стоит в приоритете, не должна вызывать общественный диссонанс, возмущение и т.д.
Основные направления деятельности:
· гражданско-патриотическое;
· поисково-исследовательское;
· шефская работа;
· учеба и труд;
· социальное проектирование;
· спортивно-оздоровительное;
· досуговое.
Социально-значимые операции:
· «Забота»;
· «Ветеран живет рядом»;
· «Протяни руку помощи»;
· «Вахта памяти»;
· «Мы перед памятью в долгу».
Экологические проекты:
· «Скворечник»;
· «Кормушка»;
· «Посади лес»;
· «Школьный дендрарий»;
· «Экологическая тропа».
Акции детского объединения:
· «Я - гражданин России»;
· «Спорт против наркотиков»;
· «Откажись от курения»;
· «Дети-детям»;
· «Подарок другу».
Ссылки:
МБОУ « 2-Имангуловская средняя общеобразовательная школа »
http://www.shig-sosh5.ru/vospitanie/shkolnoe-samoupravlenie.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://morkish6.narod.ru/p26aa1.html
http://hnu.docdat.com/docs/index-218120.html
https://www.google.kz/search?q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%B8+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8&espv=2&biw=1920&bih=979&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwi7tYbYmvHOAhWFNJoKHaOsDOYQ_AUICCgB#imgrc=DjXZFVWEVDXXkM%3A
http://www.myshared.ru/slide/270672/