Ученическое самоуправление в школе

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый школьник ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в реальном управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в управлении делами школьники вырабатывают у себя качества необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их инициативы и самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают конкретными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное самоуправление предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления.

В педагогике широко известен опыт школьного самоуправления. В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского (московская средняя школа № 734), где большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и пополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести. Такое самоуправление школы напоминает игру, в которой дети живут настоящей жизнью и развиваются.

Наряду с постоянными органами самоуправления (совет коллектива, учком) в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления (совет дела, инициативная группа), роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:

- создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

- решение о создании этих органов принимается ученическим коллективом и общественными организациями;

- в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

- органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о своих достижениях, т.е. о выполнении поставленных задач;

- осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом. Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

Содержанием самоуправляемой деятельности может быть: изучение своих прав и обязанностей; трудовая деятельность в разных видах: дежурство по классу, школе, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели; работа на пришкольной территории и т.д.; подготовка театрализованных представлений, спектаклей; устройство спортивных площадок и организация состязаний; издание рукописных журналов, стенных газет и т.д.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.

Первый компонент – информационный. Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент – операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства. Что предполагает конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся.

3.4.5. Детские объединения и организации.

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения и организации.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействий на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки в связи с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет также и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию различаются общественно-политические, трудовые, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

Задачи организации трудовой деятельности детей. Они предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. Например, ученические кооперативы, создаются чаще всего для совместной трудовой деятельности детей по решению личных экономических проблем.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей (клуб «Романтик», зеленый патруль). Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции шефской помощи, слета и т.п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить формальные неформальные объединения детей.

Большое значение для воспитания детей имеют их объединения и организации, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему входить в контекст общечеловеческой культуры, изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. В детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации. При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.

Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

Наши рекомендации