Результаты, уровня и ведущего вида мотивации у трудных школьников, склонных к проявлению безволия

Блок Код респондента
1БК 2ОД 3ПА 4ХК 5ЯЗ
Личностный смысл учения Сниженный Сниженный Низкий Сниженный Средний
Целеполагание Средний Высокий Сниженный Сниженный Высокий
Виды мотивов учения Оценочная Социальная Позиционная и внешняя Игровая Социальная
Внутренняя или внешняя мотивация учения Внутренняя Внутренняя Внешняя и внутренняя мотивация выражены Внешняя и внутренняя мотивация выражены Внутренняя
Достижение успеха или избегание неудачи присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности избегание неудач присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности
Реализация мотива в поведении учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко реализация учебных мотивов в поведении
Итоговый уровень мотивации Средний Средний Сниженный Средний Высокий

В целом по группе видим, что у трудных школьников склонных к проявлению безволия:

- отсутствует учебный вид мотивации;

- личностный смысл учения снижен;

- способность к целеполаганию на среднем уровне;

- есть интерес к самому процессу обучения и его результату;

- присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности;

- учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко.

Уровень мотивации в 100%:

- 20%, это 1 школьника (респондент 3), показали сниженный уровень. Это те школьники, которые посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

- 60%, это3 школьника (респондент 1,2 и 4) показали средний уровень мотивации к обучению. Это те школьники, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

- 1 школьник (респондент 5), что составляет 20%, показал высокий уровень мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

У данных респондентов преобладают такие виды мотивов как:

- у 20%, это 1 школьник (респондент 1), преобладает оценочный вид мотивации. Это те школьники, которые очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.

- у 40% (респондент 2,5), преобладает такой вид мотивации как социальный. Это те школьники, для которых характерно ответственное отношение к учебе. При условии достаточного развития других УВК учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников.

При недостаточном развитии других УВК (мышления, памяти, мелкой моторики и др.), даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала.

- у респондента 3, что составляет 20%, преобладает как позиционный вид мотивации, так и внешний. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

- у 1-го школьника (респондент 4), что составляет 20%, преобладает игровой вид мотивации. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.

На следующем этапе исследования с целью определить уровень и ведущий вид мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении предъявлена методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой). Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 5).

Таблица 5

Наши рекомендации