Результаты, уровня и ведущего вида мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении

Блок Код респондента
1АД 2БК 3ВС 4ПА 5ТН
Личностный смысл учения Средний Средний Сниженный Сниженный Сниженный
Целеполагание Средний Очень высокий Сниженный Средний Высокий
Виды мотивов учения Учебная Игровая Учебная Учебная Оценочная
Внутренняя или внешняя мотивация учения Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внешняя и внутренняя мотивация Внутренняя
Достижение успеха или избегание неудачи присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности стремление к успеху присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности
Реализация мотива в поведении реализация учебных мотивов в поведении реализация учебных мотивов в поведении учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко
Итоговый уровень мотивации Средний Высокий Средний Сниженный Средний

В целом по группе видим, что у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении:

- преобладает учебный вид мотивации;

- личностный смысл учения снижен;

- способность к целеполаганию на высоком уровне;

- есть интерес к самому процессу обучения и его результату;

- присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности;

- учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко.

Уровень мотивации в 100%:

- 20%, это 1 школьника (респондент 4), показали сниженный уровень. Это те школьники, которые посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

- 60%, это3 школьника (респондент 1,3 и 5) показали средний уровень мотивации к обучению. Это те школьники, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

- 1 школьник (респондент 2), что составляет 20%, показал высокий уровень мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

У данных респондентов преобладают такие виды мотивов как:

- у 20%, это 1 школьник (респондент 5), преобладает оценочный вид мотивации. Это те школьники, которые очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.

- у 3-х школьников (респондент 1,3 и 4) что составляет 60%, преобладает учебный вид мотивации. Это те школьники, для которых характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.

- у 1-го школьника (респондент 2), что составляет 20%, преобладает игровой вид мотивации. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.

На шестом этапе нашего исследования с целью сравнения данных по уровню и ведущему виду мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия предъявлена методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой).Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 6).

Таблица 6

Сравнение данных по уровню и ведущему виду мотивации к обучению у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и школьников склонных к проявлению безволия

Код респондента Уровень мотивации к обучению Ведущий вид мотивации
Трудные школьники склонные к проявлению безволия
1БК Средний Оценочный
2ОД Средний Социальный
3ПА Сниженный Позиционный и внешний
4ХК Средний Игровой
5ЯЗ Высокий Социальный
Школьники, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении
1АД Средний Учебный
2БК Высокий Игровой
3ВС Средний Учебный
4ПА Сниженный Учебный
5ТН Средний Оценочный

По данным результатам мы видим, что у школьников склонных к проявлению безволия отсутствует учебный вид мотивации, в то время как у большинства школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении ведущим видом мотивации является учебная.

На последнем этапе нашего исследования с целью сравнения полученных нами данных по методике изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой) и по методике«Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия. Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 7).

Таблица 7

Сравнение полученных нами данных по методике изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой) и по методике «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия

Код респондента Методика «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) Методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой)  
Уровень мотивации к обучению Уровень мотивации к обучению Ведущий вид мотивации
Трудные школьники склонные к проявлению безволия 1БК Очень низкий Средний Оценочный
2ОД Средний Средний Социальный
3ПА Низкий Сниженный Позиционный и внешний
4ХК Очень низкий Средний Игровой
5ЯЗ Средний Высокий Социальный
Школьники, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении 1АД Высокий Средний Учебный
2БК Высокий Высокий Игровой
3ВС Низкий Средний Учебный
4ПА Высокий Сниженный Учебный
5ТН Средний Средний Оценочный

Из полученных результатов можно предположить, что уровень мотивации не столь сильно влияет на проявление безволия у трудных школьников, как ведущий вид мотивации. У всех тестируемых нами трудных школьников склонных к проявлению безволия отсутствует такой вид мотива как учебный (познавательный) хотя он является базовым в развитии мотивационной сферы ребенка.

Выводы по второй главе

1) Развитие воли у школьника тесным образом соотносится с обогащением его мотивационной и нравственной сферы, включением в регуляцию той деятельности, которая представляет более высокие мотивы и ценности. Здесь важен мотив, как формулировка причины, ее осознание, которым школьник руководствуется в своих учебных действиях. Мотивация школьника - это то что представляет совокупность разных факторов, определяющих его поведение в учебной деятельности.

2) Виды мотивов учения и их отношение к содержанию учебной деятельности:

1. Учебный (познавательный) мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка. Для учащихся с доминирующим учебным (познавательным) мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов;

2. Социальный мотив. Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается;

3. Позиционный мотив учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни;

4. Оценочный мотив. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика;

5. Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции;

6. Внешний мотив не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывает существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний.

3) В своей работе мы выявили, что уровень мотивации не столь сильно влияет на проявление безволия у трудных школьников, как ведущий вид мотивации. Так как у всех тестируемых нами трудных школьников склонных к проявлению безволия отсутствует такой вид мотива как учебный (познавательный) хотя он является базовым в развитии мотивационной сферы ребенка.

4) И. М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна великая причина, мотив. А так как у данных респондентов отсутствует учебный мотив, то и личная инициатива для получения знаний у них на низком уровне, нет формулировку причины, ее осознание, которым школьник руководствуется в своих учебных действиях. Из этого и следует что данные респонденты склонны к проявлению безволия.

Наши рекомендации