Зависимость ведущего психопатологического синдрома от вида творчества
В % от числа персоналий в выбранной категории одарённости).
|
“Оставьте расти вместе то и
другое до жатвы”.
Матф., XIII, 30
VII.Современная система психиатрического мышления подразумевает, что душевное здоровье связано с атеизмом и материалистическим мировоззрением. Духовные экстазы, религиозные переживания и верования, участие в духовной практике, способность услышать - не дай Бог! - “голос Бога” обычно наводит врача на мысль о возможном психическом расстройстве или, как говорят психиатры, “пахнут шизофренией” (имеется ввиду симптом “чувства шизофрении Рюмке” - “Praecox-Gefühl”[14][14]). Подобная точка зрения, во всяком случае в нашем государстве, во многом усвоена и населением в целом.
Могут существовать высшие истины, которые скорее всего проявятся в более тонком научном познании и в сокровенном религиозном понимании. Столкновение противоречий в развитии реального знания означает первый шаг к достижению истины. Лишь будущее покажет, кто прав. Вспомним приведённые выше слова из Евангелия. Если же “прополку” начать слишком поспешно и слишком радикально (при нашем культурном уровне она только такой и будет), то не сделаем ли мы хуже?
Гениальная личность слишком сложное явление, чтобы при её изучении ограничиваться одним естественнонаучным подходом. И если бы он мог всё объяснить! Наше понимание гения останется столь же неполным, как изучение физического мира, ограниченное лишь видимыми предметами. Разрешение загадки гения возможно только в результате плодотворного синтеза различных наук и религии.
Таким образом, существующие теории и гипотезы гениального творчества, совокупность примеров и вариантов творческого процесса, неподдающееся какой-либо классификации разнообразие творческих личностей - всё это пока свидетельствует лишь об одном: нет законов создания гениального произведения, нет определённого типа гениальной личности. Более того, как считает К. Г. Юнг, “творческое начало, коренящееся в необозримости бессознательного, вечно будет оставаться закрытым для человеческого познания”. Неужели это действительно так?
Вспомним рубаи насмешливого Омара Хайяма:
“Те, что веруют слепо, - пути не найдут.
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
“О невежды! Дорога не там и не тут!”
Так где же эта дорога к гению?
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЕНИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ.
(Исторический обзор)
Связь гениального творчества с психическими расстройствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода. Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты. Некоторые из них имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое "мания", древнееврейское "нави", санскритское "ниграта" означали и "безумие", и "пророчество". В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие "бешеный", и "дух, поэзия". Характерны также пословицы и поговорки различных народов, касающиеся этой темы: "Слишком умный подчас не очень-то отличается от дурака" (индийская; аналогичная есть у японцев); "Если ума слишком много, человек становится бесноватым" (киргизская); "Все таланты близки к безумию" (итальянская); "Кто в пять лет взрослый человек, тот в 15-летнем возрасте сумасшедший" (английская) и т.п.
Гениальное творчество и психическое нарушение объединялись как по внешнему сходству, так и из-за своего отличия от обычных проявлений душевной деятельности. Необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызываются божеством. Подтверждение этому можно найти у Гомера (VII в. до н. эй.):
"...глядят на певца, который богами,
Пенью обученный, песни прелестные им распевает...
Боги тебе помутили рассудок!
Могут безумным они и очень разумного сделать
И рассудительность дать человеку с легчайшим рассудком ".