Упражнения на середине зала 7 страница
Впоследствии оба момента preparation сливаются. На раз рука поднимается в первую позицию. На два работающая нога, скользнув всей стопой по полу, открывается на вторую позицию на 45°, опорная нога поднимается на полупальцы, рука открывается на вторую позицию. И является затактом к началу rond de jambe en l'air. В конце упражнения, на дна заключительных аккорда, работающая нога, скользя носком по полу, закрывается в пятую позицию назад, опорная нога опускается пяткой на пол, рука опускается в подготовительное положение.
Примечание. В rond de jambe en l'air опорная нога натянута в колене и выворотна (особенно в пятке), положение стопы на полупальцах ровное, без упора на большой палец.
Музыкальное сопровождение то же, что и в первом классе.
BATTEMENT SOUTENU НА 45°
Исходное положение — пятая позиция.
В затакте три восьмых. На первую восьмую рука слегка приоткрывается. На вторую восьмую — закрывается в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы и пятой позиции. На третью восьмую — поднимается в пер-ную позицию, голова наклоняется налево, работающая нога поднимается на условное cou-de-pied.
На раз опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начинает demi plie, работающая нога, сохраняя выворотность, нытягивается вперед на 45°, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и — опорная нога продолжает demi plie, работающая нога опускается и, коснувшись пола носком вытянутых пальцев, не задерживаясь на два, подтягивается, возвращаясь в пятую позицию, и то же время опорная нога также вытягивается, и обе ноги одновременно втягиваются в пятую позицию на полупальцах. И является затактом следующего battement soutenu.
Battement soutenu исполняют по тем же правилам во исех направлениях.
В конце упражнения рука опускается в подготовительное положение вместе с возвращением ног в пятую позицию.
Battement soutenu на полупальцах сопровождается движением руки и головы не только в начале и в конце, но иногда и в середине упражнения. Если battement soutenu повторяют в одном и том же направлении, рука сохраняет вторую позицию; при переходе в другое направление рука опускается со второй позиции в подготовительное положение во время возвращения ног в пятую позицию на полупальцы и опять поднимается в первую позицию вместе с подъемом ноги на cou-de-pied.
Battement soutenu на 45° вперед и назад исполняется с поворотом головы в сторону от опорной ноги. При battement soutenu в сторону голова поворачивается en face.
Усвоив battement soutenu у палки, его переносят в той же последовательности на середину зала. Вначале battement soutenu исполняют только en face, затем в позах croisee и effacee. Руки в battement soutenu раскрываются в маленькие позы непременно через первую позицию.
Примечание. Опорная нога, опускаясь с полупальцев, обязательно сохраняет натянутость, начиная demi plie только после того, как коснется пяткой пола. Ноги в пятой позиции на полупальцах также должны быть предельно натянуты и выворотны. Подтянутый корпус сохраняет центр тяжести точно на опорной ноге.
Музыкальный размер 4/4. Сначала battement soutenu исполняют по одному на каждый такт, в дальнейшем по два на такт.
ПОЛУПОВОРОТ В ПЯТОЙ ПОЗИЦИИ НА ПОЛУПАЛЬЦАХ
Полуповорот в пятой позиции на полупальцах тренирует корпус для самых различных поворотов.
Полуповорот по направлению к палке. Исходное положжение — пятая позиция. Правая нога впереди, правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо, левая рука свободно лежит на палке.
За тактом demi plie в пятой позиции. На раз корпус усиливает, подтянутость, ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, правая рука сохраняет вторую позицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен прямо. На два поворот на 180° по направлению к палке. Ноги в пятой позиции, сохраняя натянутость и усиливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота оказывается впереди. С началом поворота руки соединяются в первой позиции, к окончанию поворота правая рука ложится на палку, левая открывается на вторую позицию. Когда руки соединяются в первой позиции, голова поворачивается направо, а в конце движения поворачивается налево. На три положение фиксируется. На четыре demi plie и поворот исполняют с левой ноги.
Полуповорот по направлению от палки. Исходное положжение — пятая позиция, правая нога сзади, правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо, левая рука свободно лежит на палке.
За тактом demi plie в пятой позиции. На раз корпус усиливает подтянутость, ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, голова и рука не меняют принятого положения. На два поворот на 180° по направлению от палки, ноги в пятой позиции, сохраняя натянутость и усиливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота, оказывается сзади. С началом поворота левая рука направляется к первой позиции, в конце движения открывается на вторую позицию, правая — ложится на палку, голова поворачивается налево. На три положение фиксируется. На четыре demi plie и поворот исполняют с другой ноги.
Примечание. Поворот корпуса должен точно совпадать с поворотом ног. Точная координация рук, головы и взгляда стимулирует поворот.
После того как ученики усвоили полуповорот, его вводят во все упражнения у палки, как в середине, так и в конце задания. Demi plie в начале полуповорота может приходиться на счет раз и на затакт.
PORT DE BRAS С ROND DE JAMBE PAR TERRE ПА PLIE
Усвоив rond de jambe par terre на plie, к нему добавляют port de bras.
В конце rond de jambe par terre en dehors на plie на четыре опорная нога вытягивается, работающая нога остается вытянутой назад, прикасаясь к полу носком против пятки опорной ноги, рука сохраняет вторую позицию, поворот головы направо.
На раз и опорная нога начинает demi plie, постепенно его уполичивая, натянутая работающая нога скользит носком назад, точно по прямой, обе ноги сохраняют выворотность, корпус, усиливая подтянутость, направляется вперед, рука опускается, голова в повороте направо наклоняется, взгляд следует за кистью руки. На два и подтянутый корпус при ровных, раскрытых и опущенных плечах, продолжая движение, наклоняется вперед, рука закрывается в первую позицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен на кисть руки. На три и четыре опорная нога возвращается из углубленного plie' в demi plie, натянутая работающая нога подтягивается, скользя носком по полу, корпус постепенно перегибается назад, рука сохраняет третью позицию, голова поворачивается направо. На раз и два второго такта корпус, сохраняя плечи раскрытыми и опущенными, постепенно перегибается назад, рука сохраняет третью позицию, поворот головы направо. На три и четыре корпус, достигнув предельной точки перегиба, постепенно разгибаясь, выпрямляется, рука раскрывается на вторую позицию, опорная нога вытягивается.
На заключительном аккорде работающая нога закрывается в первую или пятую позицию, рука возвращается в подготовительное положение.
В конце rond de jambe par terre en dedans на plie — на четыре опорная нога вытягивается, работающая нога остается вытянутой вперед, прикасаясь к полу носком против пятки опорной ноги, рука сохраняет вторую позицию, поворот головы направо. На раз и опорная нога начинает demi plie, постепенно его, увеличивая, натянутая работающая нога скользит носком вперед. На два и подтянутый корпус, при ровных, раскрытых и опущенных плечах, продолжая движение, наклоняется, рука опускается в подготовительное положение, голова наклоняется, взгляд следует за кистью руки. На три и четыре корпус постепенно выпрямляется, рука через первую позицию поднимается в третью, голова поворачивается направо. На раз и два второго такта корпус, сохраняя плечи раскрытыми и опущенными, постепенно перегибается назад, рука точно сохраняет третью позицию, поворот головы направо. На три и четыре корпус, достигнув предельной точки перегиба, постепенно разгибаясь, выпрямляется, рука раскрывается на вторую позицию, опорная нога вытягивается.
На заключительном аккорде работающая нога закрывается в первую или в пятую позицию, рука возвращается в подготовительное положение.
Примечание. Необходимо следить, чтобы обе ноги были все время выворотны, а корпус подтянут, сохраняя при перегибе назад центр тяжести точно на опорной ноге.
PLIE RELEVE НА 45°
Plie releve, как правило, соединяется с battement fondu, но иногда и с другими упражнениями классического экзерсиса.
По окончании предшествующего plie releve движения (battement fondu, battement frappe), работающая нога открывается на 45° в любом направлении. Опорная нога (при этом сохраняется выворотность обеих ног) исполняет demi plie и затем, не расслабляя мышц, вытягиваясь, поднимается на полупальцы, работающая нога сохраняет принятое положение. Plie releve можно повторить в принятом направлении или сменить направление через battement fondu.
Усвоив plie releve во всех направлениях, переходят к plie releve с demi rond de jambe, представляющему собой более сложную его разновидность.
PLIE RELEVE НА 45° С DEMI ROND DE JAMBE
По окончании предшествующего движения (например, battement fondu), работающая нога открывается на 45° вперед, опорная нога исполняет demi plie и, не расслабляя мышц, поднимается на полупальцы, в то же время открытая вперед работающая нога, усиливая выворотность, отводится на вторую позицию, сохраняя 45°.
Plie releve на 45° с demi rond de jambe исполняется во всех направлениях en dehors и en dedans.
Примечание. В plie releve и plie releve c demi rond de jambe корпус подтянут, ноги предельно выворотны, особенно в demi rond de jambe en dehors, рука свободно лежит на палке, ни в коем случае не передвигаясь по ней.
Музыкальный размер и характер музыки должен соответствовать тому упражнению, с которым соединяется plie releve.
TEMPS RELEVE НА 45° EN DEHORS И EN DEDANS
Temps releve на 45° en dehors и en dedans является вспомогательным упражнением классического экзерсиса. Во втором классе оно исполняется как preparation к rond de jambe en l'air.
Temps releve на 45° en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На раз правая рука поднимается через подготовительное положение в первую позицию одновременно с demi plie опорной ноги и условным cou-de-pied работающей ноги, голова слегка наклоняется налево. На и работающая нога, усиливая выворотность верхней части и пятки, слегка выводится вперед и не задерживается. На два работающая нога, продолжая движение и как бы управляя им, вытягиваясь, отводится на вторую позицию на 45°, опорная нога вытягивается, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение фиксируется.
Temps releve на 45° en dedans. Исходное положение — пятая позиция, левая нога впереди.
На раз правая рука поднимается через подготовительное положение в первую позицию, одновременно с demi plie опорной ноги и cou-de-pied сзади работающей ноги, голова слегка наклоняется налево. На и работающая нога, усиливая выворотность верхней части, отводится назад и не задерживается. На два работающая нога, продолжая движение и как бы управляя им, вытягиваясь, отводится на вторую позицию на 45°, опорная нога вытягивается, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
Примечание. В temps releve корпус подтянут, опорная нога сохраняет правильное положение demi plie, особенно в момент отвода ноги на вторую позицию, работающая нога предельно выворотна в en dehors и en dedans.
Если temps releve исполняется как preparation перед rond de jambe en l'air, оно приходится на два вступительных аккорда. Если temps releve исполняется в сочетании с rond de jambe en l'air, оно включается в музыкальную фразу.
Усвоив это движение на целой стопе, его исполняют на полупальцах.
Подъем на полупальцы совпадает с temps releve: в то время как работающая нога, вытягиваясь, открывается на вторую позицию, опорная нога, вытягиваясь, поднимается на полупальцы.
Характер музыкального сопровождения temps releve энергичный. Музыкальный размер 2/4 и 4/4. Когда temps releve исполняется в сочетании с rond de jambe en l'air, энергичный характер temps releve подчеркивается музыкой: общая линия мелодии не нарушается, изменяется лишь ритмический рисунок внутри такта.
BATTEMENT DEVELOPPE PASSE HA 90°
Passe, то есть переход из одного направления в другое направление, из одной позы в другую позу, является связующим движением в упражнениях с положением работающей ноги на 90°.
Рис. 38. Battement developpe passe на 90° |
По окончании battements developpes или battements releves, вытянутая на 90° работающая нога не заканчивает движение в пятую позицию, а изменяет направление через passe. Работающая нога, усиливая выворотность верхней части, сгибается в колене, направляясь вытянутым носком на уровень колена опорной ноги. Носок работающей ноги (при том, что сохраняется выворотность пятки) подводится близко к опорной ноге, но не прикасается к ней. Во время passe корпус усиливает подтянутость, особенно когда passe исполняется ногой, вытянутой на 90° назад. Вытянутая нога на 90° вперед, в сторону или назад приходит в passe с разных направлений по-разному, но самый момент passe всегда одинаков: колено работающей ноги точно направлено в сторону, носок на уровне колена опорной ноги всегда находится сбоку, чтобы не мешать переходу из позы в позу, из направления в направление. Из положения passe работающая нога может повторить developpe в том же направлении или изменить его в зависимости от задания (рис. 38).
Работающая нога, несмотря на согнутое положение в passe, обязательно должна оставаться сильной: это способствует ее самостоятельности и определяет качество следующего движения.
Музыкальный размер и характер тот же, что и в battement developpe или battement releve.
DEMI ROND DE JAMBE HA 90°
К этому упражнению переходят, усвоив battement releve lent и battement developpe во всех направлениях.
Demi rond de jambe en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. За тактом правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подготовительное "положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается вперед на 90°, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, отводят в сторону, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию вперед, рука закрывается в подготовительное положение. На четыре положение сохраняется. На и правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается в сторону на 90°, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, отводят назад, корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию назад, корпус выпрямляется, рука закрывается в подготовительное положение. На четыре и положение сохраняется.
Demi rond de jambe en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. За тактом правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается назад на 90°, при этом корпус сдерживает неизбежный наклон, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, проводят в сторону, корпус усиливает подтянутость, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию назад, рука закрывается в подготовительное положение. На четыре положение сохраняется. На и правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается в сторону на 90°, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, проводят вперед. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию вперед, рука закрывается в подготовительное положение. На четыре и положение сохраняется.
Примечание. В demi rond de jambe на 90° сохраняется натянутость и выворотность обеих ног, центр тяжести подтянутого корпуса расположен точно на опорной ноге, особенно в demi rond de jambe en dedans сзади на вторую позицию. Рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение. За руками надо следить особенно внимательно, так как они имеют тенденцию смещаться во время движения ноги.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыки слитный, связный. Сначала demi rond de jambe исполняется на два такта. По усвоении — на один такт 4/4: на раз нога поднимается до колена, на два — вытягивается в требуемое направление, на три — отводится, на четыре — опускается.
УПРАЖНЕНИЯ В EPAULEMENT
Упражнения в epaulement у палки начинают изучать с позы effacee как более простой по построению. Позже переходят к позе croisee.
Сначала упражнения в epaulement изучают непосредственно в epaulement. Для этого пятую позицию en face переводят на два вступительных аккорда в epaulement, исполняя затем само упражнение. Впоследствии упражнения en face чередуют с упражнениями в epaulement. Все повороты в epaulement требуют точной координации корпуса, ног, рук и поворотов головы, отвечающих характеру позы, который следует сохранять во время исполнения. При упражнении в epaulement важно следить за правильным положением стопы на полу.
Пример. Battement fondu в маленькую позу efface вперед и назад в сочетании с battement frappe en face. Упражнение исполняют на шестнадцать тактов. Музыкальный размер 2/4.
Первые восемь тактов. На первый такт battement fondu вперед. На второй такт plie releve с demi rond de jambe en dehors. На третий такт battement fondu в сторону. На четвертый такт battement fondu вперед на efface. С поворотом на efface опорная нога опускается в demi plie, работающая сгибается на условное cou-de-pied, правая рука опускается в подготовительное положение, а с подъемом на полупальцы поднимается в первую позицию, голова с началом движения наклоняется, а к концу выравнивается, взгляд все время следует за кистью, которая к концу движения слегка раскрывается вперед. На и с поворотом тела en face работающая нога сгибается на cou-de-pied вперед, рука в первой позиции, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. Следуют battements frappes по одному на четверть: два — вперед, два — в сторону, два — назад; рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается en face. На последние две четверти восьмого такта упражнение заканчивается в пятую позицию назад; правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Вторые восемь тактов. На первый такт battement fondu назад. На второй такт рlie releve с demi rond de jambe en dedans. На третий такт battement fondu в сторону. На четвертый такт battement fondu назад на efface. С поворотом на efface опорная нога опускается в demi plie, работающая нога сгибается на cou-de-pied назад, правая рука опускается в подготовительное положение, а с подъемом на полупальцы поднимается в первую позицию, голова с началом движения наклоняется, взгляд следует за кистью руки, к окончанию battement fondu поворачивается направо. На и, с поворотом тела en face, правая нога сгибается на cou-de-pied назад, рука в первой позиции, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. Следуют battements frappes: два — назад, два — в сторону, два — вперед; рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается en face. На последние две четверти восьмого такта упражнение заканчивается в пятую позицию вперед. Рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Примечание. Приведенный пример не является обязательным. Battements fondus могут следовать в любой последовательности, но переход в позу одинаков: начало battement fondu всегда совпадает с поворотом в epaulement.
Правильность позы зависит от положения стопы на полу. Поэтому надо следить за тем, чтобы пятка опорной ноги в позах effacee вперед и croisee назад слегка отводилась назад, а в позах effacee назад и croisee вперед — сильно направлялась вперед.
МАЛЕНЬКИЕ ПОЗЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Маленькие позы croisee, effacee и ecartee заключают отдельные упражнения в экзерсисе у палки и на середине. Их исполняют как на вытянутой ноге, так и в demi plie с носком работающей ноги на полу (рис. 39).
Рис. 39. Маленькие позы у палки
Пример 1. Маленькая поза effacee в сочетании с petit battement.
Упражнение исполняется, на восемь тактов. Музыкальный размер 4/4.
Первые четыре такта. На два вступительных аккорда— preparation. На первый такт — четыре petits battements, акцентируя каждую четверть на cou-de-pied вперед. На первую четверть второго такта — petit battement, на вторую — остановка на cou-de-pied впереди. На третью четверть — petit battement, на четвертую — остановка. На две четверти третьего такта — два petits battements. На третью четверть petit battement заканчивают на условное cou-de-pied. На четвертую четверть — поворот на effacee: правая рука, опускаясь, чуть повышает подготовительное положение, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На первую четверть четвертого такта опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на effacee вперед носком в пол, подтянутый и раскрытый в плечах корпус слегка наклоняется вперед, правая рука приоткрывается в направлении носка работающей ноги, голова выравнивается, взгляд направлен на кисть. На вторую и третью четверть поза effacee сохраняется. На четвертую четверть, с поворотом en face, опорная нога, вытягиваясь, поднимается на полупальцы, корпус, выпрямляясь, подтягивается, работающая нога поднимается на cou-de-pied вперед, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
Вторые четыре такта. Petits battements продолжают, акцентируя каждую четверть, а также и остановки, на cou-de-pied назад. На третью четверть седьмого такта petits battements заканчивают на cou-de-pied сзади. На четвертую четверть — поворот на effacee: правая рука поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть правой руки. На первую четверть восьмого такта опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на effacee назад носком в пол, голова поворачивается направо. Оставляя центр тяжести на опорной ноге, корпус перегибается в талии назад. На вторую и третью четверть поза effacee назад сохраняется. На четвертую четверть, с поворотом en face, опорная нога, вытягиваясь, поднимается на полупальцы, корпус, выпрямляясь, подтягивается, работающая нога поднимается на cou-de-pied сзади, рука открывается на вторую позицию, голова сохраняет поворот направо. Два заключительных аккорда — опорная нога опускается пяткой на пол, работающая нога открывается на вторую позицию носком в пол и закрывается в пятую позицию назад, рука опускается в подготовительное положение.
Пример 2. Маленькая поза ecartee в сочетании с ronds de jambe en l'air en dehors и en dedans. Упражнение исполняется на восемь тактов. Музыкальный размер 4/4.
Первые четыре такта. На две четверти первого такта temps releve en dehors. На следующие пять четвертей ronds de jambe en l'air en dehors — по одному на каждую четверть. На последнюю четверть второго такта — остановка на 45°, голова поворачивается направо и слегка наклоняется, взгляд направлен на кисть правой руки. На две четверти следующего такта temps releve en dehors повторяется. На третью четверть, с поворотом на effacee, работающая нога сгибается на условное cou-de-pied, правая рука опускается в чуть повышенное подготовительное положение, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На четвертую четверть опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на ecartee назад, носком в пол, правая рука открывается в направлении второй позиции, голова поворачивается налево, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка наклоняется налево. На две четверти четвертого такта поза ecartee сохраняется. На третью четверть работающая нога закрывается в пятую позицию назад, правая рука опускается в подготовительное положение. На четвертую четверть с поворотом тела en face голова поворачивается направо.
Вторые четыре такта. На две четверти пятого такта temps releve en dedans. На следующие пять четвертей ronds de jambe en Fair en dedans — по одному на каждую четверть. На последнюю четверть шестого такта остановка на 45°, правая рука слегка смягчается в локте, кисть поворачивается ладонью вниз, голова поворачивается направо, взгляд направлен вперед. На две четверти следующего такта temps releve en dedans повторяется. На третью четверть с поворотом на efface работающая нога сгибается на cou-de-pied сзади. Правая рука опускается в чуть повышенное подготовительное положение, голова наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть правой руки. На четвертую четверть опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на ecartee вперед носком в пол, правая рука, открываясь в направлении второй позиции, слегка смягчается в локте, кисть поворачивается ладонью вниз, голова поворачивается направо, взгляд направлен на кисть, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка отклоняется налево. На две четверти восьмого такта поза ecartee сохраняется. На третью четверть работающая нога закрывается в пятую позицию вперед, правая рука опускается в подготовительное положение. На четвертую четверть с поворотом тела en face голова поворачивается направо.
Примечание. Приведенные примеры не единичны. Позы croisee, effacee и ecartee могут меняться, но переход от упражнения к позе всегда исполняют через cou-de-pied. В упражнениях и позах обязательны выворотность ног, подтянутость корпуса и ровность плеч и бедер. Правильность позы зависит от положения стопы на полу. Поэтому надо следить за тем, чтобы пятка опорной ноги в позах effacee вперед, croisee и ecartee назад слегка отводилась назад, а в позах effacee назад, croisee и ecartee вперед — сильно посылалась вперед.
На середине зала маленькие позы заключают упражнение по тем же правилам, что и у палки. Переход от упражнения к позе исполняют через cou-de-pied, руки открываются через первую позицию. В позе ecartee руки открываются на уровне повышенного подготовительного положения. Позы на вытянутой опорной ноге исполняют по тем же правилам.