Программно-методические условия.
Цели и задачи программно-методических документов включают стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.
Основные направления деятельности.
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.
2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
3. Обновление содержания воспитательной работы.
Создание организационно-псдагогическнх условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:
- формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений;
- подготовку педагогов и актива, учащихся к управленческой и организаторской деятельности;
- предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса;
- формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.
Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:
Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.
Обновление содержания воспитательной работы предполагает:
- создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования;
- коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них;
- изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;
- создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных
для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.
Условия развития ученического самоуправления
Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).
Кадровые условия- возможность профессионального роста педагогов школы в сфере самоуправления (семинары, курсы, педагогические дискуссии по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления).
Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления.
Социально-психологические условия
Администрация ведет систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Директор, его заместитель по воспитательной работе постоянно поддерживают и поощряют педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.
Ожидаемый результат.
Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
В результате у школьников должно быть выработано:
- умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
- умения организовать дело;
- умение работать в команде;
умение вести дискуссию;
- умение анализировать;
- коммуникативные умения;
- адекватная самооценка.
Программа обучения состоит из 4-х блоков:
Операционный. Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников - активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).
Информационный - 7 занятий, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).
Практический - им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления.
Блок I: Развитие личностных качеств
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Развитие навыков общения и взаимодействия | |
2. | Развитие навыков самооценки и понимания других. | |
3. | Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации) | |
4. | Развитие навыков принятия и исполнения решений | |
5. | Обобщающее занятие "Дом самоуправления" - деловая игра |
Блок II: Учеба актива самоуправления