Методические условия реализации программы

При обосновании методических условий реализации цели и задачи данной программы автор исходил, прежде всего, из инструктивно–методического письма «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011–2012 учебном году», в котором отмечаются важность и необходимость использования инновационных технологий и форм в воспитании подрастающего поколения.

Планируя работу по воспитанию толерантности и интернационализма в молодежной лидерской среде, автор данной программы представил широкий спектр форм практических занятий, представляющий возможность выбора в соответствии с запросами определенной группы временного комплектования.

Согласно задачам программы воспитание толерантности и интернационализма у детей и подростков ведется с использованием интерактивных методик, через активное вовлечение в инновационную деятельность. Должное внимание уделяется интерактивным занятиям на формирование культуры взаимоотношений между детьми и подростками разных социокультурных сообществ. Предполагается проведение ряда тренингов толерантности (совместно с психологом–куратором). Широко используется и такая форма работы, как интернет–диалоги, посвященные культурно–досуговой деятельности подростков, В дни школьных каникул лидеры школы могут участвовать в международных интернет–диалогах с подростками из Москвы, Астаны, Киева и других городов стран Содружества.

В ходе реализации программы учащиеся примут активное участие в диалогах с представителями разных социокультурных сообществ Беларуси и зарубежных стран, проводимых Белорусским обществом дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Республиканским центром национальных культур. В рамках культурно–просветительских программ этих учреждений предполагается посещение учащимися выставок и вечеров дружбы, а также встреч с творческими людьми и коллективами национальных диаспор города Минска и стран дальнего и ближнего зарубежья.

Исходя из специфики образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, практические занятия построены в форме интерактивных семинаров, круглых столов, дискуссий, дебатов, различных игровых упражнений на развитие лидерских качеств: интерактивные игры на эффективную коммуникацию, социально–ролевые игры на взаимодействие и т.д.

Как правило, проявить свои лидерские качества в творческой, социально активной группе, где лидером стремится быть каждый, довольно сложно. Поэтому, должное внимание при составлении программы уделялось практическим приемам конструктивного общения, способам преодоления конфликтных ситуаций, методам убеждающего воздействия.

Для мониторинга личностного развития учащихся широко используются тесты и опросы в ходе учебного процесса. Для эффективного усвоения информации, поддержки мотивации к обучению, закрепления лидерских навыков в каждую тему включаются тренинговые м игровые упражнения.

Итоговое занятие проводится в форме круглого стола лидеров детских и молодеж6ных общественных объединений на тему «Молодежный лидер в контексте межкультурных коммуникаций».

Литература

Для педагогов и детей

1.Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности//Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10.-С.24-29.

2. Алпацкий, И.И. Культуроохранные технологии социально–культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / И.И. Алпацкий. – Тамбов, 2004.

3. Андреева, А.Ю. Технологии социально–культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / А.Ю. Андреева.

4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский, – 2–е изд., испр. и доп. – СПб.: ЭГО, 2001.

5. Байрамов, Э. З. Духовные сказки мусульман / Э. З. Байрамов ; [худож. Е. Байрамова].–

Москва: Фаир-Пресс : Гранд, 2002.–284с.

6. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях / Г.Ф. Бедулина. – СПб.: Каро, 2004.

7. Белорусский сборник: статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии /Российская национальная библиотека, Санкт–Петербургская ассоциация белорусистов. Вып. 5 / 2012.–271 с.

8. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Россиская академия образования, НОУВПО "Московский психолого-социальный институт". –2-изд., испр. Москва: Флинта: МПСИ, 2011. –174с.

9. Волшебные сказки Англии / пер. с англ., вступ. ст. М. Д. Литвинова. – Москва: РИПОЛ классик, 2012. –173 с.

9. Воронков, Б. В. Психиатрия детского и подросткового возраста [Текст] / Б. В. Воронков.–Санкт-Петербург : Наука и техника, 2012. –284 с.

10. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения: опыт работы ДОУ города Москвы / Т. Н. Вострухина. – Москва: Школьная пресса, 2011. –108с.

11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: сборник / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003.

12. Гепфнер, В.П. Организационно–педагогические условия взаимодействия учреждений культурно–досугового типа по патриотическому воспитанию: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / В.П. Гепфнер; Тамбовский гос. ун–т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2007.

13. Госсен, Е.Г. Воспитательная система школы №40 г.Тюмени / Кл.рук.2001.№3.С.51–69.

14. Детское движение / сборник информационно–методических материалов, Выпуск 1 / сост. и ред. Т.В. Трухачева. – М., 2002.

15. Детское движение / сост. Ю.А. Лежнева. – Мн.: ООО «Красико–Принт», 2004.

16. Жарков, А.Д. Технология культурно–досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Издательство МГУК, 1998.

17. Завадская, Ж. Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учебно-методическое пособие / Ж. Е. Завадская, З. В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010.–351с.

18.Катина, Ю. Л. Рождество: украшения и подарки [Текст] : украшения для елки. Украшение дома. Поздравления и подарки / Ю.Л. Катина ; худож. М. Илюхина – Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2010.–37 с.

19. Козлов, Н.И. Формула успеха или философия жизни эффективного человека, – М., АСТ–ПРЕСС, 2002.

20. Кранин, А.В., Щадрина, И.В., Яковлева М.Н. Лидерские программы. Руководство к действию. – М., 2003.

21. Кутовая, М. С. Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах: для чтения взрослыми

детям / М. С. Кутовая. – Санкт-Петербург: Речь, 2012.–79с.

22. Миронова, И.А., Симоненко Т.Л., Трухан, Е.А. Сделай свой выбор! – Минск, 2001.

23. Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских общественных объединений) / сост. и ред. А.М. Грушихин, И.В. Головлева, Л.А. Боева / ИЦ «Контакт». – Липецк, 2004.

24. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогика" / И.Л. Набок, 2010. – 303, [1] с.

25. На острове Буяне: народные сказки / худож. Т. А. Маврина. – Москва: НИГМА, 2012.–128 с.

26. Празднуем Рождество: традиции, кулинарные рецепты, подарки / авт.-сост. Т. В.Левкина.–2-е изд.–Москва: ДАРЪ, 2010.–382 с.

27. Программа «Лидер», НПЦ Совета СПО–ФДО. – М., 1992.

28. Римская, Р., Римский, С. Практическая психология в тестах. – М., АСТ–ПРЕСС, 2000.

Русская семья: праздники и традиции / ред.–сост. Т. Г. Кислицына.–Москва: Белый город,

2009.–296 с.

29. Юзефавичус, Т. А.Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т. А. Юзефавичус. –

Москва: Академия, 2010. – 206с.

30. Ярошенко, Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально–культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. – М.: 2000.

Занятие 1. Детские и молодежные общественные объединения Беларуси и стран СНГ. Молодежная политика в рамках гуманитарного сотрудничества стран–участниц СНГ

Теория

1. Понятие детского движения

2. Истоки организованного участия детей в общественной жизни

3. Исторический опыт детского движения

4. Детское движение в Республике Беларусь на современном этапе

1. Понятие детского движения

Словосочетание «детское движение» своим происхождением обязано более широкому, обобщающему понятию «социальное движение» и находится в одном ряду с производственными от него: экологическое движение, молодёжное движение, движение солдатских матерей, движение за права национальных меньшинств, движение за чистоту улиц и т.д.

Социальное движение детей (детское общественное движение) отличается от иных социальных движений главным образом возрастом участников. В самом общем виде оно может быть представлено как общественная соактивность детей или совместные действия (совместная общественная деятельность) сообщества детей по направлению к общим целям.

Социальное движение детей разнолико. Оно существует в таких своих разновидностях, как стихийное и организованное.

Под стихийным детским движением понимается спонтанная детская самоорганизация, которая проявляется в самостоятельном возникновении и функционировании многочисленных детских формирований. Пол данным некоторых исследований, не менее 2/3 подростков являются участниками спонтанно образующихся и длительное время существующих подростковых групп. Привлекательность этих формирований состоит главным образом в возможности самовыражения подростков и юношей.

Организованное детское движение понимается как направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на сомоорганизации солидарная активность детей в социуме.

2. Истоки организованного участия детей в общественной жизни

Организующим началом детского общественного движения являются взрослые. Основная задача взрослых в детских общественных объединениях – осознание глубинных потребностей и интересов своих младших сограждан, привнесение в их организацию позитивной направленности. Своей деятельностью взрослый увлекает подростков, создаёт условия желанной самореализации в общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится их лидером.

Многие взрослые признают ценностью добровольное участие детей и подростков в общественных делах. Показательно, что желание подростков заниматься общественно значимой деятельностью обусловлено определёнными условиями: «если со мной будут мои лучшие друзья», «если я буду получать удовольствие от того, что делаю», «если то, что мы делаем, будет нравиться людям, которых я люблю и уважаю»», «если результаты наших дел будут действительно кому–то полезны»…

Исходя из этого, взрослые оцениваю детское движение, прежде всего, как необходимое условие приобретения детьми социального опыта, как выражение естественной потребности детей объединяться, как стремление детей принимать посильное участие в общественной жизни.

3. Исторический опыт детского движения

Обращение к истории показывает, что создание детских организаций диктовалось государственной и общественной необходимостью. Появление детских сообществ восходит к XIX веку. Во многих странах Европы в то время возникают молодёжные и детские объединения, ориентированные в основном на культурно–просветительские и физкультурно–оздоровительные цели. В 1844 году в Англии была основана Христианская ассоциация молодых людей для пропаганды религиозного воспитания и здорового образа жизни. В 1855 году в Чехии организуется Пражское гимнастическое общество, положившее начало всемирному Сокольскому движению. В Германии в 1897 году была создана детская организация «Перелётные птицы», объединявшая любителей путешествовать. Большую популярность приобрели в конце XIX – начале XX века «Бригады мальчиков» Вильямса Смита в Англии. В России с 1901 года получили широкое распространение «Майские союзы», ставившие своей целью знакомство детей с природой.

В США известный ученый–натуралист, писатель и художник–анималист Э. Сетон–Томпсон (1860–1946), начав в 1900 году борьбу за спасение собственного поместья от варварства окрестных мальчишек, изобрёл для них увлекательную игру в индейцев. Серия его статей, опубликованных в 1902–1906 годах, и особенно выпуск игрового руководства, «Берестяной свиток (руководство для индейских племён»)» инициировали движение подростков, которое позже стало известно как «Лига лесных умельцев» во главе с автором.

В начале ХХ века вернувшийся с англо–бурской войны генерал Роберт Стефенсон Баден–Пауэлл (1857–1941) был поражён состоянием английского общества: «Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа».

В 1907 году Баден–Пауэлл собрал два десятка мальчиков и организовал на острове Броунси лагерь для проверки своих идей о системе внешкольного воспитания, основанной на длительной игре в разведчиков (разведчик в английском языке – scout–скаут). Воодушевлённый удачей первого опыта, Баден–Пауэлл принимается за переработку для детей учебника «Помощь в разведке», написанного им ранее для солдат. В результате появилась книга «Скаутинг для мальчиков», изданная в 1908 году и сразу же нашедшая живой отклик в обществе. Движение быстро охватило всю Англию, перекинулось в её колонии и стало распространяться во многих странах.

В 1922 году движение скаутов оформилось во Всемирную скаутскую организацию.

Скаутинг основывается на трёх принципах, которые представляют его основополагающие законы и убеждения: «Долг перед Богом», «Долг перед другими», «Долг по отношению к себе».

К Скаутскому закону относятся следующие положения:

1. Чести скаута следует доверять.

2. Скаут верен.

3. Долг скаута – быть полезным и помогать другим.

4. Скаут – друг всем и брат любому другому скауту.

5. Скаут вежлив.

6. Скаут – друг животных.

7. Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях.

8. Скаут бережлив.

9. Скаут чист в мыслях, словах и делах.

В Российской империи первые скаутские организации возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт–Петербургом первый патруль русских скаутов из семи мальчиков. В Москве в 1910 году штаб–ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал „Московскую дружину юных разведчиков“. Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму „Юный разведчик“. Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

Вслед за Санкт–Петербургом скаутские отряды стали возникать в Москве, Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлскаутов). Затем организации девочек–разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г.— в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов.

По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик», а … «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира…». После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака. Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого–руководителя пионерской дружины.

Особняком стоит в развитии детского движения так называемое «Тимуровское движение», в чём–то предтеча неформальному движению подростков. Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации. В военные годы пионерская организация был активным помощником государству в тылу и на фронте. Так в 1942 году пионеры Москвы передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 танков), построенную на заработанные пионерами Москвы деньги. Известны имена пионеров–героев, удостоенных звания Героев Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.

У Всесоюзной пионерской организации славная история, воспетая в литературе, стихах и песнях. В послевоенные годы практически все дети Советского Союза от 10 до 14 лет состояли в пионерской организации.

История массовой самодеятельности коммунистической организации детей и подростков Советского Союза под названием «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина» завершилась в 1990 г. на Х Всесоюзном слёте пионеров, принявшем решение о её преобразовании. Её непосредственный преемник – международный Союз пионерских организаций – Федерация детских организации.

4. Детское движение в Республике Беларусь на современном этапе

В Республике Беларусь на 01.01.12 было зарегистрировано 2402 общественных объединений, из которых – 234 молодёжных, 33 детских.

Самым многочисленным молодёжным общественным объединением является ОО «БРСМ». К его проектам относятся: «Мы – граждане Беларуси», «Мы победим!», «100 идей для Беларуси», «вКЛЮЧайся!» (проект, направленный на поддержку молодёжного предпринимательства).

Формы работы в детских и молодежных общественных объединениях бывают следующие:

1. Клубная деятельность (МСК ОО «Русь молодая» – экономический клуб);

2. Тренинги и консультации (МСК ОО «Русь молодая» – школа личностного роста «Шаг вперед»);

3. Турслеты и экспедиции (МСК ОО «Русь молодая» – турслеты «Отечеству верны!», посвященный 70–летию освобожедения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков);

4. Молодежные и социальные акции (МСК ОО «Русь молодая» – патриотическая акция «Георгиевские ленточки», ОО «БРСМ» – городская патриотическая акция «Спасибо деду за Победу!»);

5. Международные молодежные обмены (культурный обмен российских соотечественников проживающих в Республике Беларусь и за ее пределами);

6. Образовательные программы и семинары (программа «Поколение NEXT» совместно с Россотрудничеством; республиканский форум «Лидер ХХI века»)

7. Тематические проекты с партнерскими организациями.

Занятие 2. Современные концепции лидерства

Теория

1. Современные концепции и теории лидерства

2. Стили лидерства

3. Функции лидера и законы лидерского влияния

4 . Лидер и конфликт

Практика

1. Тесты на определение лидерских качеств

2. Практикум по развитию лидерских качеств

3. Управление конфликтной ситуацией

То обстоятельство, что человек может

обладать представлением о своем Я,

бесконечно возвышает его над всеми

другими существами,

живущими на земле.

Благодаря этому он личность…

И.Кант

Теория

1. Современные концепции и теории лидерства

Лидер – это человек, способный повести за собой.

Существуют следующие концепции лидерства:

1. Концепция лидерских качеств (основоположники: Р. Стогдилл, У.Беннис)

Р. Стогдилл выделял пять качеств лидера: господство над другими, уверенность в себе, активность, энергичность, знание дела.

У. Беннис выделял четыре вида управления, которые должны присутствовать у настоящего лидера: управление вниманием; управление собой, управление значением, управление доверием.

2. Концепция физических качеств (не подтвердилась).

3. Протолидерство.

Согласно данной концепции, феномен лидерства коренится в биологической природе человека по принципу животных (вожак в стае).

4. Концепция интеллектуальности. Лидерские качества человека связаны с вербальными и оценочными способностями.

5. Концепция харизматичного лидерства (основоположник М.Вебер) – состоит в харизматическом отношении к лидеру, в вере в него, в почитании его личности.

6. Ситуативные теории лидерства (Р. Стогдилл). Человек, являющийся лидером в данной ситуации, необязательно будет лидером в иных ситуациях.

7. Теория конституентов (последователей): по принципу: «Свита делает короля».

Наши рекомендации