Подготовка исследовательских краеведческих работ
Как правило, у начинающих исследователей, а иногда – и у педагогов, возникает масса вопросов, связанных с методикой написания, правилами оформления и процедурой защиты исследовательских работ.
Задача настоящей статьи - помочь обучающимся найти ответы на эти вопросы. Рассматривается весь процесс подготовки исследовательской работы в рамках туристско-краеведческого деятельности.
Научно- (учебно)-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведенное исследование с проведением измерений, наблюдений, использованием архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий, умением логично рассуждать используя анализ и синтез, делать выводы, давать собственные оценки.
Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Создание научно- (учебно)-исследовательской работы способствует:
• развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
• формированию у обучающихся когнитивных компетенций;
• выявлению и поддержке одаренных детей;
• активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности обучающихся по программам туристско-краеведческого движения «Отечество»;
• интеграции всех основных граней воспитания: гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, интернационального, экологического и др. с умственным развитием и полипредметным образованием.
Творческая деятельность учащихся
В средних образовательных учреждениях творческая деятельность учащихся организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования, редко – в виде самостоятельных исследовательских домашних заданий, наконец, очень редко – в виде исследовательских заданий на уроке. Следует исходить из того, что почти все существующие лабораторные и практические работы нельзя отнести к творческим заданиям – это, по своей сути, репродуктивные работы. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на уроках - круглых столах, конкурсах и научно-практических конференциях, завершающих соответствующие курсы.
Развивая классификацию, предложенную А.В. Леонтовичем, творческие работы учащихся, в большинстве своем, можно классифицировать следующим образом:
- художественно-графические – рисунки, картины, резьба, лепные работы и т.п., отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;
- технического творчества – различные модели, макеты, игры и т.п;
- литературно-художественные – творческие работы (сочинения, рассказы, эссе, новеллы, стихотворения и т.п.), написанные на основе литературных канонов и так же отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;
- информационно реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников (в большинстве - уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;
- проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа вполне может считаться исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки, и выполнена на достаточно хорошем уровне);
- экспериментально-иллюстративные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Имеют скорее иллюстративный, нежели эвристический, характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов эксперимента в зависимости от изменения исходных условий;
- описательно-натуралистические – выполнены в стиле наблюдения и качественного описания какого-либо явления. В таких работах либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в весьма незначительной степени количественные методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы экологической направленности, посвященные описанию каких-либо природных объектов, борьбе с отрицательным антропогенным влиянием на окружающую среду и т.п.;
- исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения и выводы о характере исследуемого объекта или явления.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В гуманитарных науках объектом исследований являются материалы, собранные у респондентов, архивы, исторические тексты, археологические и этнографические находки, фоно-, кино-, фотодокументы и т.п.).
Шесть перечисленных видов, связанных с написанием работы, имеют некоторые общие элементы. Это, прежде всего изучение и обработка соответствующей литературы. В случае реферативных и большинстве литературно-художественных (у учащихся) работ это является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве обзора научной литературы по данному исследуемому явлению.
Все виды работ в своей структуре имеют: постановку проблемы, собранный материал и, наконец, выводы и обобщения. Художественно-графические и технические работы, так или иначе имеют все эти признаки, однако, проявляются они лишь в скрытой форме.
С точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы, эти требования к структуре и содержанию должны являться принципиальными. При этом каждый из видов обладает своими характером и спецификой.
Исследовательский подход
Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. В свою очередь, познание является формой общественного сознания наряду с искусством, религией и др.). Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, высший вид познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. [2, с.212].
Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Исследовательский метод обеспечивает овладение приемами и методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. “Под влиянием туристско-поисковой [исследовательской] деятельности в системе нравственных потребностей может произойти перегруппировка мотивов и целей деятельности”. [4, С.28]. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Педагог предлагает ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, способы ее решения и те черты творческой деятельности, которые необходимо проявить в ходе решения. Построение системы таких проблем позволяет построить деятельность учащихся, которая постепенно приводит к формированию необходимых черт творческой деятельности. “Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края”. [18, С.7].