Подготовка к написанию исследовательских работ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

Методическое пособие для студентов

экономического факультета

специальности «Финансы и кредит»

Пермь 2011

ББК 65.26я73

УДК 336.722.117.7(075.8)

Автор-составитель: Молчанова М.Ю.

Учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы: метод. пособие для студ. эконом. ф-та спец. «Финансы и кредит» / сост. М.Ю. Молчанова; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. – 32 с.

Методическое пособие составлено в соответствии с общими требованиями и правилами оформления отчета о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-81), ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа" (М., 1984). Содержит общие рекомендации по написанию, оформлению работы и подготовке ее к защите.

Рефераты, эссе, контрольные работы, курсовые работы и дипломные работы выполняются студентами всех форм обучения под руководством преподавателей кафедры финансов, кредита и биржевого дела.

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского государственного университета

Рецензенты: докт.экон.наук Ю.А. Малышев, Пермский филиал ИЭ УрО РАН; докт.экон.наук В.Г. Прудский, кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента ПГУ

Выбор темы

Кафедра финансов, кредита и биржевого дела распределяет студентов по преподавателям в соответствии с выбранными темами. Преподаватели проводят индивидуальные консультации по методике исследовательских работ в высшей школе.

Тематика научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ разрабатывается сотрудниками кафедры финансов, кредита и биржевого дела. Студент вправе обращаться к преподавателям с просьбой о детальном пояснении основных проблем выбранной темы, а также предложить свою тему исследования, которая также утверждается кафедрой. На первом курсе студенты пишут курсовую работу по курсу «Деньги, кредит, банки», на втором – по курсу «Финансы» (предлагаемая тематика см. в прил. 1,2). На третьем курсе студентам специальности «Финансы и кредит» рекомендуется выбрать проблему для сквозного проектирования (предлагаемую тематику см. в прил. 3).

Тема работы должна быть интересной для студента, подготовленной предшествующими работами. Студенты заочного отделения выбирают ее с учетом характера своих трудовых обязанностей. Основные требования к теме:

а) теоретическая и практическая значимость;

б) актуальность;

в)охват широкого круга вопросов, требующих самостоятельной работы над соответствующим материалом;

г) заявленная тема должна быть раскрыта с применением финансового инструментария.

После того как тема работы выбрана, кафедрой назначается научный руководитель сквозного проектирования, к которому студент должен явиться на вводную консультацию. При этом согласовываются основные направления работы, главные проблемы, перечень необходимой литературы. Студент вправе обращаться за консультацией к любому преподавателю своего факультета.

Подготовка к написанию исследовательских работ

Простое чтение необходимого материала и его формальное конспектирование (ксерокопирование) недостаточны для выступления даже на семинаре. Поэтому написание творческой работы требует более трудоемкой, глубокой и целенаправленной работы. Такая работа вплотную связана с формированием экономического мышления будущего специалиста, что предполагает наличие следующих навыков:

· самостоятельности обучения;

· последовательности и логичности исследования;

· нахождения новых методических приемов;

· творческого подхода;

· профессионализма;

· компетентности;

· аргументированности;

· научного поиска;

· заинтересованности;

· умения брать ответственность и отстаивать собственную точку зрения;

· нахождения принципиально новых решений.

Возрастающий объем информации, множественный и противоречивый характер сведений предполагает организацию процесса осмысления потоков информации, выработку навыков самостоятельного, грамотного отбора фактического материала, более четкий и профессиональный их анализ, сопоставление. В основе такого научного поиска должна лежать интеллектуальная направленность на новые, нетрадиционные подходы: глубокое, всестороннее ознакомление с проблемой; эмоциональная окраска исследования (радость открытия, горечь ошибочного представления, торжество научного познания, решение проблем); творческий интерес, который направляет на поиск новых сторон, граней, признаков исследуемой проблемы; воля к познанию, выражающаяся в концентрации внимания, интеллекте трудовых навыков, формирование научного мировоззрения.

Подбор литературы

Рекомендуется, прежде всего, ознакомиться с содержанием темы по учебнику, экономическим энциклопедиям, а затем перейти к самостоятельному подбору литературы. Подбор литературы удобнее начинать с предварительного ознакомления с библиографическими пособиями, реферативными журналами, систематическими каталогами фундаментальных библиотек. Следует просмотреть периодические издания последних лет по экономическим вопросам: журналы, нормативные акты, газеты и др. При этом следует пользоваться последним в каждом году номером издания, содержащим перечень публикаций за год.

Выписки лучше делать не в тетрадях, а так, как это принято в практике научной работы, на отдельных карточках размером с почтовую открытку или лист бумаги. Наличие персонального компьютера (ПК) облегчает работу, ибо карточки заменяются записями в ПК. Если на одной карточке места недостаточно, то прикрепляется вторая. В углу правой верхней стороны указывается вопрос, к которому относится произведенная запись. Библиографические данные записываются в левом углу или в конце. Удобно проставлять номер источника по заведенной карточке вместо подробного библиографического описания.

По каждому литературному источнику рекомендуется заводить и нумеровать в порядке поступления карточки стандартного размера (записи в персональном компьютере) и оформлять их в соответствии с общепринятыми правилами. Это облегчит последующую работу по оформлению ссылок, списка использованной литературы. Записи в эти карточки (файлы на ПК) следует осуществлять по титульному листу книги. Что касается журнальных статей, то указывается фамилия, инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номера страниц (от и до).

Целесообразно изучить последние нормативные акты законодательной и исполнительной власти, имеющие отношение к теме исследования, затем ознакомиться со специальной литературой и ведомственными материалами. В первую очередь рекомендуется изучить работы (книги, статьи), опубликованные в последнее время, а затем уже переходить к литературным источникам более ранних лет. Это позволит учесть в работе достижения современной науки и избежать повторения материалов. Не следует читать книгу от начала до конца, а важно просмотреть только те разделы, главы и параграфы, которые имеют отношение к избранной теме. Материал, непосредственно касающийся темы, необходимо изучить более внимательно.

Изучение литературы

Основной способ овладения вышеуказанной литературой – самостоятельная работа студента с привлечением творческого потенциала.

Самостоятельная работа в этом направлении включает следующие этапы

1.Чтение.

2.Запись, конспектирование.

3.Составление структурно-логического плана.

4.Выявление концепции.

5.Выделение проблемы

6.Выявление противоречий, разрешение проблемы, превращение полученных знаний в убеждения.

Чтение

Приступая к чтению монографии (статьи), студент должен представлять себе целевую установку изучения данной работы, четко знать, на какие вопросы он должен получить ответы и какие проблемы его волнуют.

При чтении необходимо разбирать основной, главный материал, лежащий в основе концепции автора, четко определять аргументы автора, на которых строится данная концепция, систему доказательств, логических конструкций, других приемов и методов, примеров. При этом необходимо знакомиться со всей литературой, на которую ссылается автор, следить за тем, чтобы система доказательств не была вырвана из контекста, логика рассуждения была неизменна.

Необходимо обращать внимание на различные понятия, термины, категории, встречающиеся в тексте. Во-первых, следить за тем, как их понимает автор, как данный термин понимается большинством экономистов, какова позиция самого студента относительно данного понятия. Во-вторых, студент должен четко определить по монографии (статье), какие основные доводы и аргументы приводит автор в защиту данных понятий и определений.

Очень важно четко представлять себе всю логическую цепочку рассуждений, мыслей автора. Отчетливое, последовательное, основанное на логике усвоение прочитанного – это первый шаг к написанию исследовательской работы.

Формирование системы записей (обоснований знаний и положений монографии (статьи)) с доказательствами, аргументацией, подтверждением цифровым материалом, критическими замечаниями и выводами.

Записи необходимо делать после достаточного изучения, проработки текста, иначе они превратятся в неудачное переписывание источника и будут расплывчатыми, бездоказательными.

Запись

Работа над записями включает не только зрительную память, но и двигательную и формирует краткую систему знаний, служит длительное время и представляет творческий процесс (если не сводится к переписыванию, ксерокопированию), т.к. студент анализирует изучаемое произведение, систематизирует, осмысливает его.

Записи бывают:

1) полные, развернутые, которые последовательно, близко к тексту отражают мысли автора (они близки к конспектам);

2) краткие (близкие к выписке).

Если студент нашел интересную мысль, систему аргументации, необходимые цифровые данные, определение категорий, которые необходимо точно цитировать близко к тексту, то это 1) выписка. Около такой выписки надо указывать источник, страницу. Указанные цитаты нельзя механически вырывать из текста автора – это может исказить смысл высказывания. С другой стороны, необходимо помнить, что многочисленное использование цитат без собственных выводов и анализа не говорит о хороших знаниях проблемы, поскольку исчезает логика и мысль студента. Кроме того, данные цитаты, выписки не могут использоваться в качестве системы доказательств.

Выбранные главные мысли (схемы, рисунки, цифровой материал) по теме исследования следует записать точно, в виде цитат с указанием страниц первоисточника, чтобы избежать повторного обращения к источнику при оформлении работы.

Более полная форма записи, отражающая по пунктам запись основных положений работы, при помощи которых передается основное содержание, называется 2) тезисами.

Краткое обобщение содержания работы, которое делается только после полного прочтения и осмысления материала и дает только общие представления о работе, называется 3) аннотацией.

Если дается краткая оценка прочитанного произведения, которая характеризуется выводами и оценкой автора, – это 4) резюме.

Универсальная форма записи прочитанного материала, которая включает пометки, план, выписки, тезисы – 5) конспекты. Конспекты —краткое изложение прочитанного материала.

Единой формы конспекта не существует: можно вести записи, следуя логике автора; можно записывать только самые важные мысли, выводы; можно дополнять конспекты своими замечаниями, суждениями, несогласием, непониманием, дополнительными аргументами, новым цифровым материалом, таблицами, схемами ( для систематизации и упрощения запоминания). Все дополнения по конспекту вносятся автором на широких полях, это разделяет оригинальный текст и авторский.

Структурно-логический (развернутый) план

Его основные цели:

1) понять логику концепции; обосновать практические выводы; систематизировать аргументы и данные; отметить основные цитаты; использовать основной цифровой и фактический материал;

2) сформировать навыки быстрого нахождения и выделения главных аргументов, положений, доказательств, логического изложения материала; свободного выступления перед аудиторией; подготовить студента к экзаменам, зачетам;

3) приобрести научный потенциал – соотнести обсуждаемую проблему с комплексом современных экономических проблем; уйти от догматизма – оторванности от экономической достоверности и формального подхода в исследовании; выявить дискуссионные точки зрения; изучить понятийный аппарат и идейно-теоретическое содержание; выявить возможности использования и применения данного материала в практических целях, в современных научных воззрениях, действительности.

Выявление концепции

Концепция– система взглядов на что-нибудь; основная мысль.[1]

Это основная часть работы (наряду с выявлением проблемы и ее решением), которая заключается в том, чтобы понять основную часть идеи автора, его систему взглядов и доказательств.

Для этого необходимо прежде всего раскрыть 1) структуру работы; 2) основную ее задачу; 3) пути и методы, которыми автор исследует основную идею; 4) те противоречия, которые можно обнаружить в работе; 5) пути их решения; 6) выводы, к которым приходит автор в результате своего исследования.

Чтобы определить основную концепцию, т.е. проделать вышеперечисленную работу, прежде всего необходимо:

1) ясно и отчетливо понимать основные авторские понятия и термины, умозаключения и суждения;

2) уметь разобраться в системе доказательств автора;

3) определить свое отношение к основной идее автора;

4) дать ей оценку и характеристику;

5) построить правильную систему выводов и доказательств, опровергающую и защищающую основную авторскую позицию, его выводы факты и примеры.

Выделение проблемы

Проблема – сложный вопрос, задача, требующая решения и исследования.

Проблема – (от греч. – problem – задача) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоречивых позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующих адекватной теории для ее разрешения.

Наши рекомендации