Условия, при которых поможет данная методика
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 3
ЗАНЯТИЕ 1.................................................................................................................................. 5
ЗАНЯТИЕ 2................................................................................................................................ 20
ЗАНЯТИЕ 3................................................................................................................................ 30
ЗАНЯТИЕ 4................................................................................................................................ 38
ЗАНЯТИЕ 5................................................................................................................................ 50
ЗАНЯТИЕ 6................................................................................................................................ 60
ЗАНЯТИЕ 7................................................................................................................................ 71
ЗАНЯТИЕ 8................................................................................................................................ 81
ЗАНЯТИЕ 9................................................................................................................................ 93
ЗАНЯТИЕ 10............................................................................................................................ 105
Приложение............................................................................................................................. 120
ВВЕДЕНИЕ
Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.
Бомарше
Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. И в наши дни исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его «лечить» или «устранять».
Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Многолетний опыт работы с такими больными показал, что при заикании в первую очередь необходимо «лечить душу» больного, помочь ему избавиться от комплекса «неполноценности», заставить его вновь поверить в свои силы.
Занятия по данной системе проводились на базе Ярославской областной больницы. В группах занимались по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.
Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. .Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-ми 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.
Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.
Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.
Только вера в успех и ежедневная кропотливая работа над собой дадут результаты. А результаты были, есть и будут! Ибо нет в человеке того, чего нельзя было бы изменить к лучшему.
Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.
Анкета
1. Речь наедине с самим собой.
2. Общение в домашних условиях.
3. Общение на улице.
4. Речь на работе или в учебном заведении.
5. Речь в магазине, на почте и т. д.
6. Общение в транспорте.
7. Как общаетесь по телефону?
8. Общение с родными.
9. Общение с друзьями.
10. Отношение к своей проблеме.
ЗАНЯТИЕ 1
План
1. Вступительная беседа.
2. Условия, при которых поможет данная методика.
3. Заикание, его причины и проявления.
4. Оздоровление нервной системы.
5. Релаксация.
6. Психотерапевтическое внушение.
7. Дыхательная гимнастика. Обучение методу диафрагмального дыхания.
8. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.
9. Речевые упражнения.
10. Самовнушение. .
11. Речевые правила.
12. Точечный массаж.
13. Правила ведения дневника-отчета об изменениях в своей жизни.
14. Травяные коктейли.
Вступительная беседа
Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем курс преодоления вашего недуга. Искренне, от души хочется помочь всем вам.
Мы чувствуем, знаем, как вам трудно в жизни, сколько проблем создают те неприятные ощущения, когда нарушается речь. Быть может, многое не достигнуто, не сделано в вашей жизни из-за заикания. Много лет формировалось заикание или невроз речи, это отложилось в вашем сознании, поведении, привычках, дыхании и даже походке. Вам предстоит все это изменить! Сейчас все будет зависеть только от вас самих. Освобождение речи из плена заикания произойдет у всех, кто освоит нашу систему. Кроме того, вы вернете себе внутреннее равновесие.
В путь! Удачи вам!
Условия, при которых поможет данная методика
1. Полное доверие к предлагаемому методу и уверенность в успехе начатого дела. Преодоление заикания считать задачей вполне разрешимой.
2. Не отступать перед трудностями, возможными неудачами и срывами и тем более не прерывать начатую работу над исправлением речи.
3. Постоянно фиксировать свое внимание на успехах, хотя бы и самых незначительных. Не удручаться, если улучшение идет не так быстро, как хотелось бы.
4. Систематически выполнять все данные упражнения. Не переходить к новому упражнению, не отработав, как следует, предыдущее.
5. Речевые упражнения необходимо выполнять с желанием и добрым настроением. Выполнение наспех, механически, как нечто навязанное, в угнетенном состоянии, утомленным не только бесполезно, нои вредно.
6. Говорите всегда и везде смело, уверенно, спокойно, не обращая внимания на заикание, не заботясь о том, кто и как к нему относится.
7. Разговаривая, думайте только над тем, что надо сказать, а не о том, как, какими словами надо говорить, чтобы не проскочило заикание. Ведь чем сильнее думают о болезни, тем больше она проявляется.
8. В обществе ведите себя уверенно, с достоинством, не бойтесь первыми вступить в разговор или поддержать уже начатый.