Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы (педагогическая составляющая) Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе Лекции
Практические занятия (Семинары ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) 8- 8-
Самостоятельная работа (всего)
В том числе: Курсовая работа (проект)
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к семинарам, изготовление РРР, письменные ответы, проч.)
Вид аттестации - экзамен. Подготовка )
Общая трудоемкость час - зачетных единиц -

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)
  Введение (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы)
1. Профессиональная педагогика
1.1. Теоретические основы Закономерности обучения. Образовательный результат. Технологический подход
1.2. Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении. Понятие « компетентности», «компетенции», «компетентностного подхода». Развитие идей компетентностного подхода ( идеи И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, А.В. Хуторского, В.В. Юдина и др.). Компетентностный подход и оценка индивидуальных достижений студентов.  
1.3. Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов. Система кредитных и балльно-рейтинговых единиц как основы индивидуально-ориентированного обучения. Современные технологии, формы, методы организации педагогической деятельности психолого- педагогического направления. Типы педагогического процесса и их востребованность социумом и производством.
1.4. Профессиональная педагогическая деятельность Структура педагогической деятельности. Её особенности и основной функционал.
2. Системы образовательных учреждений Вид ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура). Уровень ОУ (ступень образования и статус). Целевое назначение - Миссия - Описание конкретного ОУ : (численность контингента, направления подготовки, сроки обучения-подготовки ). Сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению : (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч.  
3. Модернизация педагогического образования. Стратегические ориентиры развития профессионального образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.», Анализ ФГОС ВПО III поколения. Структура моделей компетенций и типология компетенции в соответствии с ФГОС ВПО III поколения ( педагогическое образование). Организация педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО III поколения. Анализ «Программы модернизации педагогического образования»: цели, задачи, основные направления мероприятия. Ведущие тенденции модернизации педагогического образования. Организация педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению в контексте модернизации педагогического образования.  
4. Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС Разнообразие служб. Должностные обязанности, функционал. Требования , выдвигаемые ФГОС.
5. Выпускник ВПО. Требования к педагогическому работнику в свете ФГОС Становление профессионала - выпускника ВПО. Обеспечение карьеры выпускника.
6. Анализ образовательного процесса в системе педагогической деятельности
6.1. Анализ педагогом образовательного процесса Анализ педагогом образовательного процесса: сущность, методика. Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности по направлению. Функции, принципы организации этапы, методика организации коллективного анализа. Рефлексия профессионального и личностного развития, освоения дисциплины, организация рефлексии на занятии: сущность и методика организации.  
6.2. Мониторинг педагогической деятельности по психолого-педагогическому направлению. Мониторинг в профессиональном образовании: сущность, виды, принципы, методика организации. Особенности мониторинга развития универсальных и общепрофессиональных компетенции студентов педагогических специальностей: подходы к организации, принципы, условия и средства организации. Разработка критериальных тестов достижений: требования, принципы, методика составления и обработки тестов. Технология промежуточной и итоговой аттестации обучаемых по направлению. Методика организации психолого-педагогической диагностики в процессе организации и осуществления педагогической деятельности по направлению.
7. Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности
7.1. Проблема проектирования образовательного процесса Проблема проектирования образовательного процесса в вузе: сущность, трудности, пути преодоления и перспективы развития. Проектирование процесса формирования компетентностей будущего специалиста. Проектирование учебного процесса и внеучебной деятельности (содержания, логики, инструментария, учебного материала, продуктов деятельности).  
7.2. Проектирование образовательных программ Проблема педагогического проектирования образовательно-профессиональных программ (далее ОПП). Социокультурная основа проектирования, принцип гуманитарных технологий и принцип модульности в проектировании ОПП. Характеристика блочно-модульной системы и разработка на ее основе образовательных программ. Особенности проектирования основных компонентов современных ОПП по педагогике и психологии. Алгоритм проектирования содержания дисциплин (с опорой на подход А.П. Тряпицыной). Анализ опыта проектирования ОПП преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена и ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
7.3.. Проектирование индивидуальных траекторий Проектирование индивидуального маршрута студента в процессе образования по психолого- педагогическому направлению.
7.4.. Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.   Самостоятельная работа студентов как важная составляющая обучения. Реорганизация учебного процесса в области самостоятельной работы в соответствии с ФГОС ВПО III поколения. Основные цели, задачи, направления, принципы и этапы организации самостоятельной. Мотивация самостоятельной работы студентов. Критерии отбора содержания самостоятельной работы студентов и принципы разработки заданий для самостоятельной работы. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов. Особенности организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Научно-исследовательские компетенции будущего педагога, способы их развития при освоении дисциплин по направлению. Научно-исследовательская работа как средство совершенствования профессиональной подготовленности специалиста. Мотивация научно- исследовательской работы студентов
7.5. Организация педагогической практики по психолого-педагогическому направлению в условиях реализации ФГОС ВПО III поколения. Место педагогической практики в структуре подготовки будущего учителя. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной педагогической практики. Концепция, программа, принципы построения педагогической практики. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Виды практики. Функции организаторов практики. Взаимодействие вуза с образовательными учреждениями и органами образования. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной педагогической практике. Разработка учебно- методического и информационного обеспечения педагогической практики. Особенности практики в ДОЛ, сельской школе. Оформление документации по педагогической практике. «Портфолио» как средство индивидуализации деятельности студентов в период практики.
8. Особенности личности и деятельности преподавателя вуза. Роль и место преподавателя в процессе организации педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Личностно- ориетированное взаимодействие педагога и студентов. Функции тьютора и фасилитатора в деятельности преподавателя. Сотрудничество и сотворчество педагогов и студентов при организации педагогической работы по направлению. Способы повышения квалификации преподавателя вуза.  
9. Социальная значимость образования. Заключение  

Наши рекомендации