Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы (педагогическая составляющая) | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе Лекции | ||
Практические занятия (Семинары ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | 8- | 8- |
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: Курсовая работа (проект) | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к семинарам, изготовление РРР, письменные ответы, проч.) | ||
Вид аттестации - экзамен. Подготовка ) | ||
Общая трудоемкость час - зачетных единиц - | ||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
Введение (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы) | ||
1. | Профессиональная педагогика | |
1.1. | Теоретические основы | Закономерности обучения. Образовательный результат. Технологический подход |
1.2. | Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении. | Понятие « компетентности», «компетенции», «компетентностного подхода». Развитие идей компетентностного подхода ( идеи И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, А.В. Хуторского, В.В. Юдина и др.). Компетентностный подход и оценка индивидуальных достижений студентов. |
1.3. | Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов. | Система кредитных и балльно-рейтинговых единиц как основы индивидуально-ориентированного обучения. Современные технологии, формы, методы организации педагогической деятельности психолого- педагогического направления. Типы педагогического процесса и их востребованность социумом и производством. |
1.4. | Профессиональная педагогическая деятельность | Структура педагогической деятельности. Её особенности и основной функционал. |
2. | Системы образовательных учреждений | Вид ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура). Уровень ОУ (ступень образования и статус). Целевое назначение - Миссия - Описание конкретного ОУ : (численность контингента, направления подготовки, сроки обучения-подготовки ). Сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению : (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч. |
3. | Модернизация педагогического образования. | Стратегические ориентиры развития профессионального образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.», Анализ ФГОС ВПО III поколения. Структура моделей компетенций и типология компетенции в соответствии с ФГОС ВПО III поколения ( педагогическое образование). Организация педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО III поколения. Анализ «Программы модернизации педагогического образования»: цели, задачи, основные направления мероприятия. Ведущие тенденции модернизации педагогического образования. Организация педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению в контексте модернизации педагогического образования. |
4. | Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС | Разнообразие служб. Должностные обязанности, функционал. Требования , выдвигаемые ФГОС. |
5. | Выпускник ВПО. Требования к педагогическому работнику в свете ФГОС | Становление профессионала - выпускника ВПО. Обеспечение карьеры выпускника. |
6. | Анализ образовательного процесса в системе педагогической деятельности | |
6.1. | Анализ педагогом образовательного процесса | Анализ педагогом образовательного процесса: сущность, методика. Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности по направлению. Функции, принципы организации этапы, методика организации коллективного анализа. Рефлексия профессионального и личностного развития, освоения дисциплины, организация рефлексии на занятии: сущность и методика организации. |
6.2. | Мониторинг педагогической деятельности по психолого-педагогическому направлению. | Мониторинг в профессиональном образовании: сущность, виды, принципы, методика организации. Особенности мониторинга развития универсальных и общепрофессиональных компетенции студентов педагогических специальностей: подходы к организации, принципы, условия и средства организации. Разработка критериальных тестов достижений: требования, принципы, методика составления и обработки тестов. Технология промежуточной и итоговой аттестации обучаемых по направлению. Методика организации психолого-педагогической диагностики в процессе организации и осуществления педагогической деятельности по направлению. |
7. | Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности | |
7.1. | Проблема проектирования образовательного процесса | Проблема проектирования образовательного процесса в вузе: сущность, трудности, пути преодоления и перспективы развития. Проектирование процесса формирования компетентностей будущего специалиста. Проектирование учебного процесса и внеучебной деятельности (содержания, логики, инструментария, учебного материала, продуктов деятельности). |
7.2. | Проектирование образовательных программ | Проблема педагогического проектирования образовательно-профессиональных программ (далее ОПП). Социокультурная основа проектирования, принцип гуманитарных технологий и принцип модульности в проектировании ОПП. Характеристика блочно-модульной системы и разработка на ее основе образовательных программ. Особенности проектирования основных компонентов современных ОПП по педагогике и психологии. Алгоритм проектирования содержания дисциплин (с опорой на подход А.П. Тряпицыной). Анализ опыта проектирования ОПП преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена и ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. |
7.3.. | Проектирование индивидуальных траекторий | Проектирование индивидуального маршрута студента в процессе образования по психолого- педагогическому направлению. |
7.4.. | Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению. | Самостоятельная работа студентов как важная составляющая обучения. Реорганизация учебного процесса в области самостоятельной работы в соответствии с ФГОС ВПО III поколения. Основные цели, задачи, направления, принципы и этапы организации самостоятельной. Мотивация самостоятельной работы студентов. Критерии отбора содержания самостоятельной работы студентов и принципы разработки заданий для самостоятельной работы. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов. Особенности организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Научно-исследовательские компетенции будущего педагога, способы их развития при освоении дисциплин по направлению. Научно-исследовательская работа как средство совершенствования профессиональной подготовленности специалиста. Мотивация научно- исследовательской работы студентов |
7.5. | Организация педагогической практики по психолого-педагогическому направлению в условиях реализации ФГОС ВПО III поколения. | Место педагогической практики в структуре подготовки будущего учителя. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной педагогической практики. Концепция, программа, принципы построения педагогической практики. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Виды практики. Функции организаторов практики. Взаимодействие вуза с образовательными учреждениями и органами образования. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной педагогической практике. Разработка учебно- методического и информационного обеспечения педагогической практики. Особенности практики в ДОЛ, сельской школе. Оформление документации по педагогической практике. «Портфолио» как средство индивидуализации деятельности студентов в период практики. |
8. | Особенности личности и деятельности преподавателя вуза. | Роль и место преподавателя в процессе организации педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Личностно- ориетированное взаимодействие педагога и студентов. Функции тьютора и фасилитатора в деятельности преподавателя. Сотрудничество и сотворчество педагогов и студентов при организации педагогической работы по направлению. Способы повышения квалификации преподавателя вуза. |
9. | Социальная значимость образования. Заключение |