Тема - ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
Тема - ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Характеристика педагогического процесса. Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей /Б.Т.Лихачёв/.
Педагогический процесс представляет определённую систему, компоненты которой – содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Пед.процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают.
Пед.процесс эффективен лишь при условии активности того, кто воздействует, и того, на кого он направлен. Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле.
В широком смысле пед.процесс - это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи – всестороннее воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста и включает сочетание всех компонентов воздействия на личность.
В узком смысле пед.процесс – это сосредоточение содержания обучения, средств, методов, форм организации на более конкретной задаче – решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания или воспитание навыков культуры поведения, начал творчества.
Таким образом, задача воспитания реализуется на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением. Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
В развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипныеэтапы - подготовительный, основной, заключительный /И.П.Подласый/.
Подготовительный этап – определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учётом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.
На современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода. Н, воспитание у детей положительного отношения к труду. Цель конкретизируется с учётом возраста. Изучается характер отношения к труду в группе, ставятся задачи к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается этап планом перспективной работы на основе состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.
Основной этап – осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведётся оперативный контроль за промежуточными результатами. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок, не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Именно на основном этапе решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Важно постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребёнка на воздействия.
Заключительный этап – это анализ результатов. Проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и недостатков. Рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации.
Можно выделить несколькопринципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребёнка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринуждённую обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребёнка».
Организация педагогического процесса. В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30 гг. педагогический процесс в дошкольном учреждении строился по организующим моментам. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо - формулировки были даны в программе, математика. Раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Работа по организующим моментам предполагала - в выделенное для неё время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности.
В дальнейшем применялись тематическая и комплексная формы построения педагогического процесса. При тематической форме выделялась определённая тема, изучение которой могло проходить на нескольких занятиях, повторяться в течение учебного года и ей не должен подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс.
Содержанием тем мог стать один раздел программы, другие разделы изучались параллельно. «Комплексы» - характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.
Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно – стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, но принцип концентрированности не может быть применён ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает разностороннее развитие личности.
Более современный подход – организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Её содержание продиктовано особенностями развития детей на определённом возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. Это позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, направлять развитие в общее педагогически ценное русло. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели.
Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности.
В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия /этические беседы о взаимоотношениях/, самостоятельная художественная деятельность /ребёнок готовит что-то для всей группы/, праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей деятельности решается главная задача – воспитание положительных взаимоотношений.
Каждый из названных подходов имеет и положительное, и негативное. До сих пор продолжается поиск наиболее оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тенденция отказаться от планирования, которая имела место в отечественной системе дошкольного воспитания, не оправдала себя. Разумный план работы не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.
Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определённой схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы.
Например, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры детей. На первую половину дня планировались обязательные фронтальные занятия - установленная «сетка занятий». Для прогулок непременно планировались наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм, коллективному труду, развлечениям, досугу детей.
Такое планирование имело много положительного. Оно упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку.
Но было и много недостатков. Такое планирование предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности. Разные по содержанию занятия, виды деятельности – всё важно, но одно не помогает усвоению другого, внимание ребёнка постоянно переключается.
Сегодня во многих дошкольных учреждениях отказались от такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения мероприятий. Однако остаётся «блочный режим» проведения.
Например, занятия проводят в определённое время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий - математика, развитие речи, экология, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми и т.п.
Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель.
Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В плане выделяются 3-4 ведущие задачи, их количество определяют работники. Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, педагогические советы, собрания. Отдельный раздел плана – организационно-педагогическая работа это темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.
В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий из годового плана. Воспитатель планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане - может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы.
Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение и даже каждый воспитатель вправе сам определять удобную для себя форму планирования.
В планах прежних лет воспитатель писал учёт своей работы. Целью учёта был анализ качества педагогической работы за день – провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.
Анализировать работу правомерно и целесообразно, однако форма анализа оказалась сложной и воспитатели стали выполнять его формально. Воспитателю порой бывает трудно выявить, в результате каких воздействий у ребёнка появилось что-то новое. Важно периодически организовывать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.
В некоторых дошкольных учреждениях работает практический психолог. Его задача – анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Функция воспитателя от этого не становится менее значимой.
Науке и практике предстоит найти наиболее экономный путь анализа педагогической деятельности воспитателя, поэтому отказываться от того, что есть сегодня, нельзя. Примерно один раз в квартал воспитатель вместе с методистом, психологом и другими специалистами изучает достижения ребёнка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом совете, намечается содержание дальнейшей работы. Такое внимание даст возможность предельно снизить процент отклонений, возникших по причине педагогической запущенности.
КСР - /С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика./
Тема - ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ