Организация и руководство учебно-ознакомительной практикой

Организацию учебно-ознакомительной практики осуществляет кафедра Менеджмента СФ СГСЭУ. Студент должен пройти практику на предприятиях, соответствующих специализации обучения и подготовки.

Руководство студентами во время и после прохождения практики осуществляют преподаватели кафедры Менеджмента. Руководитель практики определяется заведующим кафедрой.

Организационным моментом проведения учебно-ознакомительной практики являются:

1) приказ ректора университета о проведение практики: указывается срок прохождения практики, прилагается список распределения студентов по базам практики и руководителей практики от кафедры (ответственным является кафедра);

4) проведение собрания студентов, ознакомление их с приказом ректора, проведение инструктажа о прохождении учебно-ознакомительной практики (под роспись), выдача документов.

При направлении студентов на практику им выдаются следующие документы:

1. Направление, дневник на практику (к нему прилагается выписка из приказа только по требованию предприятия).

2. Договор на проведение практики или длительной стажировки (выдается в том случае, если имеется индивидуальный договор).

Примечание. Все необходимые документы выдаются на кафедре «Гостиничного и туристического бизнеса» под роспись в специальном журнале.

Руководитель практики от кафедры обязан:

- взаимодействовать с кафедрой и студентами по вопросам практики, распределить студентов по базам практики;

- провести организационное собрание со студентами, на котором выполнить: ознакомление студентов с приказом на практику, выдать программы практик, согласовать формы контроля за посещаемостью студентами баз практики, установить даты кафедральных консультаций, рассмотреть критерии дифференциации оценок;

-оказывать методическую помощь студентам во время прохождения практики;

-осуществлять контроль прохождения практики, поддерживать связь с руководителем практики от организации;

-принять и оценить в установленные сроки отчет студента по практике,

-организовать и провести защиту отчетов по практике;

-представить на кафедру справку по итогам практики.

Руководитель практики от предприятия:

- знакомит студентов с историей предприятия, основными видами его деятельности, проблемами и перспективами развития;

- предоставляет возможность студентам ознакомиться с основной документацией предприятия: нормативными материалами, регламентирующими деятельность организации, организационной структурой, функциями подразде­лений, функциональными обязанностями персонала, должностными инструк­циями, комплексными системами автоматизации, интеграцией в бухгалтерс­кую подсистему (1С Бухгалтерия), используя в процессе обучения студентов видеоматериалы, компьютерное обеспечение с предоставлением учебно-ме­тодической литературы и др.;

- оказывает помощь студенту при выполнении программы практики;

- помогает в сборе информационного материала для написания отчета;

- составляет и подписывает отзыв о работе студента;

- систематически контролирует прохождение практики студентами;

- поддерживает связь с руководителем практики от университета.

Студент-практикант должен:

- своевременно выполнять все указания руководителя практики от кафедры.

- присутствовать на организационном собрании, получить соответствующие документы и направление на практику;

- своевременно прибыть на базу практики;

– строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия, соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производ­ственной санитарии, кроме того, пройти инструктаж, обращая внимание на ответственность за сохранность имущества предприятия;

– не покидать рабочее место без разрешения руководителя практики от предприятия или непосредственного руководителя структурного подразделения, где проходит практику;

- совместно с руководителем практики от кафедры определить перечень вопросов, которые необходимо изучить на практике в рамках темы отчета, а также объем и содержание информационного материала, который необходимо получить на предприятии;

- выполнить полностью программу учебно-ознакомительной и техно­логической практики, установленную руководителем практики;

- систематически отчитываться перед руководителями практики о проде­ланной работе за определенный срок в виде записей, таблиц, дневника.

Па завершении этих видов практики студент оформляет отчет и в 3-х- дневный срок после окончания практики представляет отчет на кафедру для получения допуска к за­щите, затем в назначенные сроки- защитить отчет.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

(для прохождения в средствах размещения)

Наименование разделов и тем Количество часов
Введение. Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике.
Раздел 1. Общая характеристика гостиницы.
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития гостиницы. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации гостиницы. Организационная структура гостиницы. Квалификационные требования к работникам в средствах размещения. Должностные обязанности руководящего звена, горничных.  
Тема 1.3. Правила пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности в средствах размещения (конкретного предприятия).
Тема 1.4. Организация ключевого хозяйства гостиницы.
Тема 1.5. Дополнительные услуги в средствах размещения.
Раздел II. Основные правила и технология выполнения уборочных работ в средствах размещения.
Тема 2.1. Понятие номерной фонд гостиницы. Характеристика гостиничных номеров. Прейскурант цен на гостиничные номера (места).
Тема 2.2. Уборочные механизмы, материалы и инвентарь. Условия их хранения.
Тема 2.3. Виды уборочных работ. Правила и технология выполнения уборочных работ.  
Тема 2.4. Санитарно-гигиенические требования к средствам размещения. Понятия дезинфекция, дератизация и дезинсекция.
Тема 2.5. Организация бельевого хозяйства гостиницы.
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы младшего обслуживающего персонала в средствах размещения.
Тема 3.1. Рабочий день горничной. График работы.
Тема 3.2. Материальная ответственность горничных.
Тема 3.3. Прием номера от клиентов при их выселении и подготовка номера к очередному заселению.
Тема 3.4. Связь поэтажной службы со службой приема и размещения.
Тема 3.5. Оформление документации работниками младшего обслуживающего персонала гостиницы.
ИТОГО:

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

(для прохождения на предприятиях питания)

Наименование разделов и тем Количество часов
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике.
Раздел 1. Общая характеристика и специфика работы предприятий общественного питания в гостинично–туристических комплексах.
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития предприятия питания. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации в деятельности предприятия питания. Организационная структура Квалификационные требования к работникам предприятий питания. Должностные обязанности руководящего и младшего персонала ресторана.  
Тема 1.3. Основные требования к помещениям ресторанного комплекса. Организации питания в ресторане. Основные правила при обслуживании гостей ресторана.
Тема 1.4.Основы ресторанного обслуживания. Виды меню, применяемых на предприятиях питания туристкой индустрии
Тема 1.5. Обеспечение пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в работе ресторана.
Раздел II.Технология организации работы младшего персонала ресторана.
Тема 2.1. Технология подготовки зала ресторана к обслуживанию клиентов.
Тема 2.2. Правила и технология обслуживания клиентов ресторана.
Тема 2.3. Работа кухни ресторана. Основные требования и правила поведения на кухне.  
Тема 2.4.Технология приема и обработки заказа от клиента.
Тема 2.5. Порядок наличного и безналичного расчёта за услуги предприятий питания.
Раздел III. Закрепление первичных профессиональных навыков работы менеджера и младшего звена на предприятиях питания.
Тема 3.1. Рабочий день официанта. График работы работника и необходимость такого графика.
Тема 3.2. Материальная ответственность официанта.
Тема 3.3. Приём и обработка заказа от клиента ресторана.
Тема 3.4.Оформление документации работниками младшего персонала ресторана.
Тема 3.5.Основы работы с автоматизированной системой управления рестораном.
ИТОГО:

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

(для прохождения в туристической фирме)

Наименование разделов и тем Количество часов
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике.
Раздел 1. Специфика работы туристической фирмы.
Тема 1.1. Общая характеристика турфирмы. Правила внутреннего трудового распорядка в туристских фирмах. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение нормативных документов применяемых в деятельности турфирмы. Организационная структура. Квалификационные требования к работникам турфирмы. Должностные обязанности менеджера турфирмы.  
Тема 1.3. Организация работы туристских фирм с туроператорами.
Тема 1.4. Правила работы персонала туристской фирмы с клиентом.
Тема 1.5. Основы работы с системой Интернет-бронирования туров в туристской фирме.
Раздел II.Технология организации работы менеджера турфирмы.
Тема 2.1.Работа менеджера турфирмы. Основные правила приёма заказа от клиента на различные туристские услуги, оформление необходимой документации. Делопроизводство в деятельности менеджера.
Тема 2.2. Обработка заказа на туристские услуги. Бронирование тура.
Тема 2.3.Работа менеджера туристской фирмы по организации наличного и безналичного расчета с клиентами и организациями на услуги.  
Тема 2.4.Техническое обеспечение работы менеджера турфирмы.
Тема 2.5.Этика поведения менеджера турфирмы.
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы менеджера турфирмы.
Тема 3.1. Рабочий день менеджера турфирмы. График работы.
Тема 3.2. Материальная ответственность менеджера турфирмы.
Тема 3.3.Приём и обработка заказа клиента на туристские услуги.
Тема 3.4.Оформление необходимой документации менеджером турфирмы в повседневной работе.
Тема 3.5.Работа со специальными предложениями туроператора.
ИТОГО:

Задания:

1) Провести анализ предприятия:

· точное название предприятия (индекс, адрес, телефон и т.д.);

· история предприятия (история возникновения и этапы развития, с какими известными именами и событиями они связаны);

· оценить месторасположение предприятия (в каком районе города находится, в каком здании (время постройки, состав помещений и его общая площадь), транспортная доступность);

· цели и масштаб деятельности;

· производственные возможности, основные и дополнительные услуги;

· организационно-правовая форма предприятия (устав, должностные и рабочие инструкции, учетно-отчетная документация);

· основная схема и тип управления предприятием в целом;

· владелец и основной руководящий состав;

· численность персонала, профессиональный состав и функции работников;

· основные партнеры по бизнесу;

· особенности корпоративной культуры (социально-психологический климат внутри предприятия, стиль руководства и т.д.);

· мотивация и стимулирование персонала;

· наличие практики сбора и обобщения информации о пожеланиях потребителя.

3. Порядок оформления и сдачи отЧЕТА

3.1. Структура и содержание отчета

Итоговым документом, подтверждающим выполнение программы практики, являются дневник практики и отчет по результатам прохождения практики.

В дневнике практики обязательно должны быть указаны:

– наименование предприятия (место прохождения практики);

– сроки прохождения практики;

– заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента;

– отзыв руководителя практики от организации;

– отзыв руководителя практики от кафедры;

– подпись и печать с места базы практики и от филиала университета.

Материал к отчету собирается студентом в структурных подразделениях предприятий индустрии гостеприимства и туризма в период прохождения практики, и в соответствии с требованиями к ее содержанию.

Структура отчета предусматривает логическую связь с основными этапами прохождения ознакомительной практики, и основные разделы отчета должны включать следующие части.

Структура отчета:

I. Титульный лист (приложение 1);

II. Направление-дневник на практику;

III. Заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента (содержание дневника).

IV. Содержание отчета , состоящее из следующих разделов:

Введение

1. Общая характеристика предприятия

2. Организационная структура управления предприятием

3. Краткая характеристика документационного обеспечения управления организацией, основные плановые и отчетные документы

4. Краткая характеристика кадрового потенциала организации: описание кадрового потенциала (состава, его квалификационного уровня), форм работы с персоналом, системы мотивации и стимулирования труда

5. Внешняя среда предприятия: характеристика основных партнеров, потребителей продукта (услуги), конкурентов.

6. Внутренняя среда предприятия: основные технико-экономические показатели деятельности; объем и динамика реализации производимых услуг;

7. Заключение. Предложения по совершенствованию организации деятельности предприятия

8. Библиографический список

9. Приложения (документация предприятия, презентация).

Требования к содержанию раздела «Введение»

В данном разделе студентом отражаются цели и задачи практики, сроки и место прохождения, характер выполняемой работы.

Объем этого раздела – минимум 1-1,5 стр.

Требования к содержанию раздела «Характеристика предприятия»

В данном разделе дается развернутая характеристика предприятия в соответствии с требованиями следующей таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие деятельность предприятия

№ п/п Сектор Параметры, показатели, характеризующие предприятие
1. Сектор туризма Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), виды деятельности (турагенсткая, туроператорская), специализация(по видам туризма, регионам и т.п), описание предлагаемых туров (1-2 примера).
2. Сектор средств размещения Полное наименование предприятия Год основания Организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.) Реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт) Описание номерного фонда, службы питания, дополнительных услуг, оказываемых гостиницей, описание основных служб и краткая характеристика видов деятельности их сотрудников
3. Сектор предприятий питания Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), кухня, количество посадочных мест, средний чек.

Пример 1

Наши рекомендации