Тема 7.3.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях интерната

Учебно-познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школы и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учителя, формирует новые знания и умения. Учебно-познавательная деятельность в интернате осуществляется в ситуациях, более приближенных к естественным, имеет большую практическую направленность. По содержанию она выходит зарамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащимися широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию познавательных интересов учащихся, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.

В различных видах учебно-познавательной деятельности (выполнение домашних заданий, предметные экскурсии, тематические прогулки, внеклассное чтение, занятия предметных кружков, занятия предметно-практического характера и др.) у детей с недостатками слуха формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, более четко осознается свое место в обществе, формируется направленность личности. Учебно-познавательная деятельность в интернате реализуется, прежде всего, при организации самоподготовки. Самоподготовка проводится в классных комнатах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом. Такая организация содействует более рациональному использованию вспомогательных средств для самостоятельного выполнения заданий. Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки в школе для детей с недостатками слуха являются:

- преемственность в работе и единство действий учителя и воспитателя;

- тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала и методики работы над ними с учащимися, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);

-соблюдение слухоречевого режима и работа над дальнейшим развитием словесной речи и остаточного слуха учащихся;

-единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и своевременной индивидуализированной помощи отдельным из них со стороны воспитателя;

-проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.

В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. В работах сурдопедагогов и психологов (А. И. Дьячков, Н. Г. Морозова, Ж. И. Шиф) отмечаются формальное отношение глухих к выполнению домашних заданий, отсутствие самостоятельности, страх и неуверенность в правильности выполнения задания, неумение рационально распределять время.

Основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, формировании у них навыков учебной деятельности, развитии навыков речевогообщенияс опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом, воспитатель закрепляет знания, учит их практическому применению.

На самоподготовке создается обстановка, близкая к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается негромкий обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.

По мере выполнения заданий воспитатель организует выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных работ, помогает слабоуспевающим учащимся, подключая к этой работе их более сильных товарищей.

В целях максимальной эффективности самоподготовки старшеклассников и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. О результатах проведения самоподготовки и уровне подготовленности учащихся воспитатель сообщает сурдопедагогу.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, а может носить и более широкий, коррекционно-развивающийи воспитательный характер.

Организация любой экскурсии требует определенной подготовки: определение учебных, воспитательных и коррекционных задач, ее содержания, словаря, разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы в целом, подготовка оборудования, предварительное ознакомление воспитателя с местом проведения экскурсии, подготовка к экскурсии учащихся.

В ходе экскурсии воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, дает словесные пояснения наблюдаемому, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Кружковая работав школе-интернате для детей с недостатками слуха направлена на расширение кругозора и удовлетворение любознательности учащихся, развитие их творческих способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение языка, словесной речи и развитие остаточного слуха в условиях разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Участие в кружковой работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой и др.). Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких кружков.

В начальных классах в кружки привлекают не только самых способных или интересующихся ребят, но и средних и слабых по знаниям, так как интересы и склонности в этом возрасте еще не определились, а правильно поставленная работа кружка разовьет у ребят интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь. Для младших школьников особенно значима предметно-практическая направленность работы кружка, наличие элементов занимательности.

Состав кружка может быть одно- и разновозрастный, но без существенной разницы в возрасте. Разновозрастный состав кружка позволяет привлекать старших учащихся для помощи и совместной деятельности с младшими и тем самым способствовать развитию общения, познавательной активности детей.

В интернате для детей с недостатками слуха организуются предметные кружки (математики, физики, химии, литературы, устной речи, чтения с губ, предметно-практического обучения, юннатский и др.), кружки технического творчества, художественные, домоводства, различных видов рукоделия и др. Предметные кружки расширяют и углубляют знания по учебному предмету, который интересует ребенка, учат применять знания в практической деятельности, расширяют кругозор, развивают мышление и речь.

Технические кружки формируют и развивают у детей умения и навыки конструирования, моделирования, закрепляют навыки планирования трудовых операций и сопровождения их речью. Работа в этих кружках развивает техническое, пространственное мышление, расширяет знания о достижениях современной науки и техники, воспитывает интерес к конкретным профессиям, творчеству и изобретательству, что особенно важно для глухих, склонных к подражанию, шаблонам. Работа в технических кружках, как и в других, где много ручной деятельности, воспитывает удовлетворенность от работы руками, потребность что-то мастерить, чинить, совершенствовать.

Художественные кружки развивают способности глухих и слабослышащих школьников в изобразительном искусстве, пантомиме, хореографии. На базе художественных кружков развиваются школьная самодеятельность, школьный драматический театр, кукольный театр. Художественные кружки в своей работе также придерживаются коррекционной направленности.Создавая простор для эстетической деятельности воспитанников, они оказывают преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу детей, создают возможности для самовыражения и самоутверждения, развивают воображение. Это способствует положительному эмоциональному настрою, возникновению чувства собственной значимости, полноценности. В художественных кружках глухие и слабослышащие школьники средствами искусства овладевают социальным опытом, навыками общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать.

Кружки домоводства, рукоделия формируют у школьников достаточно сложные навыки самообслуживания, рационального ведения домашнего хозяйства, готовят к будущей семейной жизни, прививают основы эстетики быта, формируют обширную бытовую лексику.

Внеклассное чтениевыступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников в интернате. Оно направлено на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу.

В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время. В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах. В самых младших классах коллективное чтение сочетается с рассказом воспитателя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью игрушек, подвижной аппликации, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др.

По мере овладения умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение. Совместно с учителем воспитатель подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения и обсуждения на читательских конференциях. В перечень рекомендуемой литературы включаются произведения по программной тематике, связанные с актуальными общественными, историческими, литературными событиями, а также с читательскими запросами и потребностями каждого ученика.

Учитель и воспитатель не только организуют внеклассное чтение, но и помогают детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведут учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, читательские конференции, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения учащихся литературы. Для этого воспитатель совместно с учителем организует выставки книг с аннотациями к ним, рассказывает о писателях, их биографиях, демонстрирует соответствующие диафильмы, организует просмотр кинофильма по одному из произведений писателя, выступление старших учащихся перед младшими с рекомендацией прочитать те или иные книги, намечает перспективу интересной работы с прочитанным произведением - инсценирование в школьномдраматическом, кукольном театре и др.

В классе или в групповой комнате оформляется уголок внеклассного чтения, где помещаются список рекомендуемой литературы, ученические отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрации к ним, материалы, стимулирующие интерес школьников к той или иной книге, задания познавательного характера. Уголок внеклассного чтения содержит также раздел, в котором ведется работа над словарем и фразеологией в связи с материалом внеклассного чтения.

Внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (кружки, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, игры, тематические прогулки).

В интернате ведется клубная форма работы с учащимися, объединяющая внеклассную работу по нескольким предметам в клуб любознательных или все виды и формывнеклассной работы по одному предмету(например, клуб любителей книги, клуб юных любителей природы, «Юныйматематик» и др.). Для организации и руководства деятельностью клуба избирается совет (штаб), в который входят старшеклассникии учителя, воспитатели,организующие соответствующие виды деятельности клуба. Регулярно организуются клубные дни, когда в помещении клуба (для этого отводится специальное помещение, которое члены клуба соответственно оформляют, оборудованное всеми необходимыми материалами для работы, занятий, творчествадетей) проводятся внеклассные занятия, игры ссоответствующей тематикой, встречи, просмотры кинофильмов по тематике клуба, выпускается клубная газета.Всоответствии с планомработы клуба проводятся соревнования между параллельными классами, различные конкурсы, фестивали.

Клубнаяформа работы может распространяться не только на школьные предметы, но и охватывать некоторые сферы социальной жизни,ознакомление с которыми необходимо для глухих и слабослышащих учащихся. Так, в целях ознакомления с некоторыми основными положениями Российского законодательства, формирования правосознания и гражданской ответственности возможна организация клуба «Ты и закон», где в серии бесед, встреч с работниками милиции, просмотра кинофильмов ребята получают знания о законах, о правах и обязанностях граждан, о моральных и правовых нормах, о личной ответственности за противоправные действия.

Клубная форма работыпозволяет вовлекатьбольшое число воспитанников разного возраста в разнообразные виды деятельности, расширить рамки общения детей. Долговременность работы клуба формирует у воспитанников положительные привычки, позволяет строить работу перспективно, постепенно усложняя и расширяя круг образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Обогащению учебно-познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся способствуют средства массовой информации. Они расширяют социальный кругозор, формируют общественно-политическую лексику, воспитывают идейную, патриотическую, интернациональную направленность взглядов, убеждений.

Большие воспитательные возможности заключены в просмотре воспитанниками телепередач. Задача воспитателя состоит в том, чтобы из программы телепередач на неделю отобрать такие, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, имеют познавательную ценность и воспитательную направленность, отвечают реализации актуальных воспитательных задач. Воспитателю необходимо также подготовить детей к восприятию передачи. При просмотре телепередачи воспитатель дает пояснения, комментарии. Облегчает просмотр телепередач их жестовый синхронный перевод (например, программа «Время»), снабжение фильмов, других информационных материалов субтитрами.

Трудовая деятельность

Труд занимает значительное место в общей системе воспитательной работы интерната для детей с недостатками слуха, являясь важным средством коррекционного воздействия на формирующуюся личность неслышащего ребенка. Разнообразная трудовая деятельность в интернате воспитывает у детей положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости, учит трудиться в коллективе.

Специальными задачами трудового воспитания в интернате для глухих и слабослышащих являются формирование и активизация соответствующего словаря, развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности, формирование специальных двигательных умений и навыков, приучение к самостоятельному и осмысленному выполнению любой работы, развитие мышления в разнообразных видах деятельности, совершенствование навыков планирования последовательности трудовых операций.

Трудовая деятельность воспитанников в интернате реализуется через различные виды и формы труда по самообслуживанию– уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборка помещений и пришкольного участка, различные виды дежурства, овладение несложными навыками кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями, домашними животными и животными уголка природы

Важной составной частью трудовой деятельности воспитанников интерната является общественно полезный труд, включающий благоустройство интерната, ремонт мебели, сбор металлолома, макулатуры, подготовку выставок, уборку урожая на пришкольном участке, в колхозе, совхозе, проведение «Трудовой недели», «Трудового десанта», «Праздника труда», трудовые дела старшеклассников для подшефных младших классов, помощь библиотеке(уборка, подклейка и расстановка книг)и многое другое.

Трудовая деятельность неслышащих учащихся в условиях интерната приобретает коррекционно-воспитательную направленность при поэтапном обучении необходимым трудовым операциям на основе демонстрации каждого отдельного действия, сопровождаемого словесным пояснениемпри постепенном усложнении трудовых заданий с учетом возраста и способностей воспитанников.

Помимо этого важным является использование трудовой деятельности для обеспечения речевого общения между воспитанниками, организации соревнования. Трудовые задания должны быть полезными, а поручение выполнить их - свидетельством доверия воспитателя, его уверенности в возможностях воспитанников. Недопустимо использовать труд как средство наказания воспитанников.

Игры

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности неслышащего ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами, стоящими перед воспитателем, являются: развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых детям игр; использование игры как коррекционного средствав общем и речевом развитии ребенка с недостатком слуха.

Организуя игры в интернате, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности глухих детей: однообразие и бедность сюжетов, чрезмерная детализация предметных действий, механическое подражание друг другу, трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию, в игровом замещении предметов, отсутствие свертывания компонентов игры, которое характерно для слышащих детей благодаря замещению ими этих компонентов словесными средствами. Вследствие этого воспитатель создает необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая детей самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизирует необходимый для игры словарь, вводит новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами.

Разные виды игр требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, остаточного слуха навыков общения. Важными условиями успешной организации и проведения игр являются:

-тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;

-наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;

-обучение детей пользованию этими предметами;

- обучение пользованию предметами-заменителями;

-обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;

-создание речевой среды в процессе игры и активизации общения между играющими;

-поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи принадлежит дидактическим играм.Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Спортивные игры выступают одновременно и как средство реализации двигательной активности и как средство коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать эти игры проговариваниями, так как это снижает их ценность как необходимой детям физической нагрузки.

Среди игр в интернате значительное место отводится сюжетно-ролевойигре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с недостатками слуха мышление, воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными.

В сюжетно-ролевой игре неслышащие дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей – многое из того, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, заимствовать из нее вследствие отсутствия слухового канала информации.

Общение

Важнейшей сферой жизнедеятельности воспитанников в интернате является общение, коммуникативная деятельность, осуществляемая различными средствами – словесной, дактильной, жестовой речью, предметно-действенными средствами. Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения путем усвоения образцов поведения из опыта общения с окружающими.

В процессе общения с разными людьми – взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов – ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, мире идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения к себе партнеров по общению.

Общение в интернате между неслышащими воспитанниками осуществляется в двух основных видах: межличностное (свободное) и межролевое (деловое) общение.

В межролевое общение воспитанники вступают при выполнении разнообразных видов деятельности – в игре, труде, учебно-познавательной деятельности, реализуя при этом потребность в ориентации в создавшейся обстановке, потребность в активной деятельности, в познании. Межролевое общение ведется воспитанниками преимущественно словесной речью, реже используется мимика. Здесь сказывается привычка вести деловое общение словесной речью в классе, на уроке.

Межличностное общение строится на внеситуативно-личностной, эмоциональной основе и обеспечиваетпотребность детей в товариществе, дружбе, взаимопонимании, поддержке, признании. Межличностное общение глухих учащихся в интернате со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками ведется преимущественно жестовой речью, со старшими (учителями, воспитателями) – словесно.

Достижение воспитанниками свободного общения словесной речью в обоих его видах формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения. Организуя общение детей в условиях интерната, воспитатель помнит об особенностях глухих и слабослышащих учащихся: недостаточность словаря, ощущение неполноценности своего речевого развития и боязнь вступать в общение со слышащими, трудности восприятия устной речи глухого или слабослышащего партнера по коммуникации вследствие невнятности его произношения. Задачами воспитателя являются:

- обучение глухих и слабослышащих воспитанников нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого развития;

- обучение общению словесной речью в коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками; развитие общительности, преодоление страха общения;

- формирование потребности неслышащих школьников, особенно младшего возраста, в общении со взрослыми, обеспечение общения не только на формальной, деловой основе, но и межличностного, неформального общения на положительной эмоциональной основе, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, душевного тепла и дружеского участия;

- корректировка общения при его нарушениях (например, изолированность от коллектива отдельных учащихся).

Воспитатель в единстве с педагогическим коллективом школы-интерната через задание определенных моделей общения формирует межличностное и межролевое общение воспитанников в форме речевого общения. При этом не исключаются вспомогательные средства общения, используемые при необходимости.

Формирование речевого общения достигается путем организации таких видов деятельности, в которых участвуют воспитанники различных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими посторонними людьми (общешкольные дела большого масштаба и продолжительности, шефство, трудовые акции, участие в работе клубов, кружков, пионерской и комсомольской организаций, выполнение общественных поручений, организация и участие во встречах со слышащими и др.).

Обязанностью воспитателя является постоянное привлечение и развитие остаточного слуха детей во всех видах и формах внеклассной работы, систематический контроль качества устной речи, ее внятности, соблюдения воспитанниками правил ведения диалога.

Наши рекомендации