Проживающей по адресу: ул. Королёва 18, кв.140
Психолого-педагогическая характеристика
Ученицы 2 «Г» класса МБОУ СОШ №39
Ярцевой Александры Андреевны, 01.08.2007 года рождения,
проживающей по адресу: ул. Королёва 18, кв.140
Ярцева Александра обучается в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №39» г. Белгорода с 1 сентября 2014 года по программе «Перспективная начальная школа (ПНШ)».
Саша воспитывается в полной семье, состоящей из 4-х человек. Является старшим ребёнком. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные, ровные. Оба родителя принимают участие в воспитании девочки.
Отношения с одноклассниками выборочные. Саша стремится быть лидером, но не всегда это удаётся. В классе занимает положение «принимаемого». Девочка опрятно одевается, следит за собой и своим внешним видом. С учителями отношения строятся в зависимости от настроения. Может грубо ответить, не отреагировать на замечания (недостаточно одного замечания), в вопросах, не относящихся к урокам, ребёнок общителен и дружелюбен. Александра любит играть, иногда игра (с игрушками) занимает часть урока.
Мелкая моторика развита слабо. При лепке, конструировании выполняет работу неаккуратно. Работа с мелкими деталями вызывает затруднения. Ведущая рука правая. Навыки самообслуживания развиты.
Представления об окружающем, о самом себе, родственных связях соответствуют возрастной норме. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы слабо. Активное участие в ходе урока не принимает. На уроках в основном ведет себя пассивно, темп работы замедленный. Часто отвлекается, возможны высказывания на посторонние темы. На замечания учителя реагирует эмоционально, девочка обидчива. Критику в свой адрес ребёнок воспринимает, недостатки пытается исправить. Может неадекватно реагировать на замечания учителя: плачет.
Слуховое восприятие развито лучше. Концентрация внимания не снижена (в корректурной пробе 14 ошибок, при норме до 15). Переключаемость и избирательность внимания не нарушены, то есть девочка способна усилием воли регулировать своё внимание. Объём механической памяти (непроизвольной) находится в норме. Долговременная память имеет высокое значение – девочка правильно воспроизвела 9 слов из 10, предъявленных спустя один час. Кривая запоминания (5,8,8,8,9,9) говорит о нормальном функционировании процессов запоминания и воспроизведения. Уровень развития абстрактно-логического вербального мышления занижен. Александра с трудом находит схожие признаки предметов. Общий вербальный интеллект снижен, ребёнок затруднялся дать определение простым понятиям.
Александра легко вступает в контакт, общается с удовольствием на любые темы. Иногда, даже слишком разговорчива. К работе с заданиями девочка приступила с большим интересом. Внимательно выслушивала инструкции и всегда точно их выполняла. Хорошо реагирует на похвалу, положительное подкрепление в ходе работы помогает ей справится с чувством тревоги. Темп работы соответствует возрасту.
Во время обследования Александра часто отвлекалась на побочные темы. Так, выполняя «Рисунок человека», ученица часто точила карандаш, ссылаясь на то, что он уже затупился, просила линейку, ластик, меняла точилки в поисках лучшей. При этом постоянно комментировала свой рисунок различными историями из жизни ее семьи.
Александра в большей степени ориентирована на внешний мир, любознательна и оптимистична. В некоторой степени может быть оторвана от реальности, то есть склонна к фантазиям. Скорее всего, она испытывает некоторые сложности в общении со сверстниками. В классе она взаимодействует только с одной девочкой, на вопрос: есть ли у нее друзья вне школы? – не дала однозначного ответа. И в дальнейшем ходе беседы все время соскальзывала на посторонние темы, если ей задавался вопрос о друзьях.
Девочка желает быть заметной для окружающих, об этом говорят многочисленные украшения, которые она изображает на рисунке человека. Расположение фигуры человека относительно других элементов рисунка указывает на заниженную самооценку. Вероятно, Александра чувствует себя слабой и незащищенной, не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ней или требования, предъявляемые к ней, не соответствуют реальным возможностям девочки.
Импрессивная сторона речи в норме. Экспрессивная сторона речи. Звукопроизношение в норме. Грамматический строй речи: умеет составлять предложения из слов в начальной форме. Использует верные предлоги в предложении. Умеет образовывать существительные множественного числа И.п. и Р.п. (допускает ошибки при образовании множественного числа существительного в Р.п.: « много гнездов, много гнезда»). Образовывает относительные прилагательные, но иногда допускает ошибки («яблочный варенье, красное цветок»). Притяжательные прилагательные образовывает, но также может допускать ошибки. При образовании антонимов наблюдались ошибки («книга толстая – книга худая, забор высокий- забор маленький»).
Связная речь: ребёнок читает по слогам, без интонации. При чтении может изменить окончание. Недочитывая слово до конца, может использовать догадку. Допускает замены: г-к. При пересказе прочитанного сюжетная линия прослеживается, но требуются наводящие вопросы. Выполняет упражнения по звуко-буквенному и звуко-слоговому анализу и синтезу, но может допускать ошибки в словах более сложных конструкции.
Письмо: при письме под диктовку допускает орфографические и специфические ошибки: замены букв с-з, д-т, к-г, в-ф;пропуск согласных букв, написание лишних элементов букв. В письменных работах встречаются замены букв ч-щ. Ребёнок пишет быстро, часто отвлекается.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Отчётливо виден рубец между верхней губой и носом. Артикуляционные упражнения выполняет верно.
Заключение учителя-логопеда: нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Уровень сформированности математических навыков не полностью соответствует требованиям программы. С трудом выполняет счётные операции в пределах 100. Простую задачу может решить устно, но затрудняется при оформлении. Составную задачу решает при помощи учителя. Текст читает по слогам, испытывает трудности при перессказе. Требуются наводящие вопросы со стороны учителя. Программный материал (стихи) заучивает, но рассказывает маловыразительно.
Письмо. Каллиграфические навыки сформированы недостаточно. Допускает ошибки, связанные с недоразвитием фонематических навыков: пропуск, замена букв, искажение слов, перестановка слогов в словах и букв. Не проверяет написанное.
Рекомендовано направить на ТПМПК с целью зачисления на логопедический пункт общеобразовательного учреждения.
Характеристика составлена Курлыкиной Е.П., Боровинской Е.П., Тонкоглас Т.Г, Корнауховой Т.Н. 11.04.2016г.