Мадонна, королева поп-музыки

Музыкальная индустрия полна стремительных взлетов и падений. Поп-звезды, остающиеся на вершине десятилетиями, очень редки. И еще более редки те, кто при этом стал одним из богатейших людей на планете. Этот короткий список возглавляет Мадонна, демонстрирующая миру невероятно долгую историю ослепительного успеха.

Бизнес по имени «Мадонна»

Описываемая сегодня Billboard Magazine как самая успешная деловая женщина в шоу-бизнесе, Мадонна Луиза Чикконе начала свою музыкальную карьеру в 1983 году с хита Holiday, а в 2000 году ее альбом Music почти единодушно был признан критиками лучшим из всех альбомов года. К 2005 году Мадонна записала 56 синглов, 16 альбомов, провела десятки мировых турне и сыграла главные роли в 5 фильмах, написала 5 детских книг.

Состояние дважды побывавшей замужем матери двоих детей оценивается в 210 млн. долларов. Она владеет компанией Chelsea Girls LLC и одной третью акций звукозаписывающей компании Maverick. Maverick, основанная в 1992 году, является весьма успешным партнерством Мадонны и Warner Bros. На счету этой компании «раскрутка» таких звезд как Prodigy и Аланис Морисет. С 1992 года компания заработала более 1.2 млрд. долларов. Стоимость акций Мадонны в Maverick оценивается в более чем 55 млн. долларов.

Мадонна первой из звезд осознала возможности Интернет и в суде отстояла право на владение доменом madonna.com. Но ее главным достижением стал громкий проект по продвижению ее творчества, реализованный с компанией Microsoft в ноябре 2000 года. Microsoft получил эксклюзивное право трансляции по всему миру ее концерта в Брикстоне. Мадонна приобрела 50 млн. долларов на продвижение очередного альбома и контракт на гастрольный тур 2001 года.

Долгосрочный успех

В 2005 году Мадонна уверенно удерживала звание королевы поп-музыки, завоеванное ей более 20 лет назад. Фил Куатро, президент Warner Bros, так объяснял успех Мадонны: «Она всегда умудряется находиться на вершине того, что мы называем современной музыкой. Каждый артист решает дилемму сохранения своего сложившегося стиля или изменения себя под требования современности. Мадонна никогда не перестает быть современной» (Billboard, февраль 1998). Хамелеоновское умение Мадонны менять себя, менять музыкальный жанр и достигать при этом рекордных продаж стало признанной основой ее успешности. Она никогда ни на минуту не сомневалась, стоит ли отбросить стиль, перспективы которого начинают ухудшаться. Она делала это и побеждала.

Ранний стиль Мадонны был ориентирован на молоденьких девушек с большими амбициями. Имидж, созданный ей в песнях Holiday и Lucky Star, был использован в позиционировании знаменитой американской сети универмагов Macy’s. Они заказывали и продавали одежду, выглядящую как одежда Мадонны, а мамы с удовольствием покупали ее для своих дочерей. После этого Мадонна предприняла первый шаг в смене образа. В песне Material Girl она сознательно выступила как роскошная и сексуальная Мэрилин Монро 80-х, эксплуатируя заваевывающие Америку идеи прагматичности. Аналитики Сэм и Диана Киршнер писали, что, поступив так, Мадонна позволила звукозаписывающим компаниям возродить хорошо продаваемый образ Мэрилин для новой когорты поклонников, но также расширила эту клиентскую группу ее уже подросшими и поумневшими поклонницами.

Дальнейшие перемены в имидже Мадонны стали гораздо более разительными. Сначала она напала на католическую церковь, снявшись в клипе Like a Prayer, где, одетая в красное, она целовала святого. Символика немедленно была интерпретирована как поцелуй Иисуса. Ее образ становился все более сексуальным и в то же время наполнялся социальным содержанием: Мадонна ярко иллюстрировала дискриминирующую ориентацию католической церкви на белую часть населения. В этой точке своей карьеры Мадонна полностью реализовала потенциал созданного имиджа, заключив 60-миллионную сделку с Warner Bros. По созданию компании Maverick.

В 1991 году она издала книгу Sex, причисленную к категории «мягкого порно», в которой сама предстала в разнообразных эротических позах. Ее музыка того периода также была чрезвычайно сексуальная. В туре Girlie в синглах Erotica и Justify my Love, а также в фильме «В постели с Мадонной» она разыгрывала сцены садомазохистских и лесбийских фантазий. Хотя, как говорят, Мадонна хотела бы сегодня забыть об этом периоде своего творчества, она прекрасно его пережила. Фактически, она приобрела совершенно новую группу поклонников, которые не только уважали ее смелость артиста, но и не упускали из вида того, что она последовательно реализовывала свой имидж: ее сексуальность была ее собственной заслугой и не нуждалась в мужской «подпитке». Она использовала любовь к ней СМИ и скандальный запрет показа на MTV клипа Justify my Love для продвижения в массы феминистской идеи от том, что женские сексуальность и свобода также важны и приемлемы, как и мужские.

В 1996 году Мадонна снялась в главной роли в фильме «Эвита», что стало рубежной точкой в смене ее образа. Она победила несколько актрис-«тяжеловесов» Голливуда в борьбе за эту роль, в том числе Мэрил Стрип и Элейн Пейдж, которые с точки зрения здравого смысла, лучше подходили для этого. И все же Мадонна добилась превращения самой себя в глазах аудитории из сексуальной дивы в почти святую персону Евы Перрон, заслужив единодушную похвалу критиков. Еще один голос «за» из истеблишмента пришел от компании Max Factor, которая в 1999 подписала с ней контракт на рекламную кампанию, основанную на теме роскоши и шика. Procter & Gamble (владелец парфюмерной марки Max Factor) пояснял, что в Мадонне они увидели «…лучшие черты классического Голливуда… Она реальная женщина».

Организовав множество утечек информации, в 1998 году Мадонна с волнением ожидала выхода своего нового альбома Ray of Light. Радиостанции по всему миру сражались за право трансляции песен с него. В этот раз Мадонна объединилась при записи и продюсировании альбома с пионером стиля «техно» Уильямом Орбитом. Альбом стал огромным успехом, переведя Мадонну в супермодную «зону техно» - мягко говоря, в не вполне естественное окружение для поп-звезды 80-х. Мадонна создала образ «духовной матери-земли» и подтолкнула спрос на все восточное в музыке и одежде.

К 2001 году ее следующий имидж был раскрыт в альбоме Music. Теперь ее стиль возвратился к «кислотному року». С выходом замуж за британского кинорежиссера Гая Ричи, гипертрофированная американка из American Pie превратилась в не менее гипертрофированную англичанку. Ее сотрудничество с такими британцами как комедиант Али Джи, дизайнер Стелла Маккартни, ее дружба с такими известными личностями как Стинг и Труди Тайлер, а также питье «Гиннеса», посещение церкви, семейное мытье автомобиля по воскресеньям и оседлая жизнь влюбили в нее жителей ее новой родины.

В 2003 году антивоенные песни Мадонны с альбома American Life несколько раз делали ее центром скандала – на этот раз певицу обвиняли в отсутствии патриотизма, предательстве, потакании террористам всех мастей.

Элтон Джон в 2005 году публично усомнился в «живом» исполнении Мадонной ее песенно-танцевальных композиций с нового альбома Confessions on a Dance Floor. В ответ на это Мадонна исполнила для узкого избранного круга музыкальной и околомузыкальной элиты пять номеров с этой пластинки в небольшом зале без микрофона и на минимальной дистанции от слушателей.

За свою двадцатичетырехлетнюю карьеру Мадонна постоянно изменялась. Многие комментаторы говорили, что сама по себе способность меняться привлекает людей. Она не просто взрослеет вместе со своими поклонниками, но также постоянно привлекает новые категории фэнов.

Наши рекомендации