Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 88.
2. На основе изучения приведенных ниже выдержек из произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика» отметьте главные недостатки существовавшей в средневековье системы обучения
«Школы
еще не основаны повсюду»
« … В местечках и селах еще не везде основаны …
школы».
«Но даже
Там, где они есть,
Не прини-
мается мер, что- бы они были для всех»
«Это не место
Для при-
Ятных за- нятий, а
«Но и там, где они существуют, они не одинаково до-
ступны для всех, но только для некоторых, и именно для бо- лее состоятельных».
« … В обучении юношества большей частью применял- ся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Поэтому большая часть учеников проникалась отвращением к наукам и книгам и предпочитала школам мастерские ремесленников или ка-
толчея» кие-нибудь другие житейские занятия».
«Нигде
Не учат всему, даже главному
»
«Образование прививалось несерьезно и недостаточно
разумно, а извращенно и неправильно».
«Пользу-
Ются ме- тодом не
Свобод-
ным, а на- силь- ствен- ным»
«Учащихся задерживали пять – десять лет на том, что,
несомненно, можно воспринять человеку в течение года. Что можно было бы представить наглядно и ясно, то преподноси-
лось темно, запутанно, сбивчиво, в виде подлинных загадок».
«Образо-
вание поддержи- вается скорее словесно, чем ре- ально»
«Как я мог бы умолчать про такое положение дел, что
едва ли где-нибудь умы питались зернами истиной сущности вещей? Большей частью они заполнялись шелухой слов, пу- стой попугайской болтовней, отбросами и чадом мнений».
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
- М., 1981. - С. 98-100.
3. Проанализировав приведенный ниже материал из «Великой дидакти- ки» Я. А. Коменского, выделите основные факторы, которые, по его мнению, делают необходимым всеобщее обучение детей.
«В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях».
«Потому
Что все должны
Быть воспи- таны по об-
разу Божию»
«Все долж- ны быть
Подготовле-
ны к обязан- ностям сво- его будуще- го призва- ния»
«Все люди, которые только родились, произошли на
свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т.е. разумными существами, владыками тварей, ярким подоби- ем своего творца».
«Нам неизвестно, для какой цели божественное предна- значило того или другого из нас. Но нам хорошо известно, что бог иногда создавал выдающиеся орудия своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных лю- дей. Будем же подражать небесному солнцу, которое осве- щает вселенную, согревает и животворит землю с тем, чтобы жило, зеленело, цвело, приносило плоды все, что только может жить, зеленеть, цвести, приносить плоды».
«В особен- ности нужно решительно помогать детям ту- пым и злым от
природы»
«Этому не может служить препятствием то, что неко- торые дети от природы являются тупыми и глупыми. Кто по природе более медлителен и зол, тот тем больше нуждается в помощи, чтобы по возможности освободить- ся от бессмысленной тупости и глупости. И нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уже не могло бы помочь образование».
«Следует
Ли также и женский пол
Допускать к
изучению наук?»
Нельзя представить никакого достаточного основания,
почему бы и слабый пол… нужно было бы совершенно устранить от научных занятий… Одинаково они одарены
(часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим
мудрость умом
«Если кто-нибудь возразил бы: что произойдет, если ремесленники, му-
жики, носильщики и даже женщины стали бы учеными? Отвечаю: Произойдет то, что когда будет установлено законом это всеобщее об-