Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 71

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средне- вековья: В 2-х т. - М., 1994.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джу- ринский. - М., 2000.

3. История образования и педагогической мысли за рубе- жом и в России / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. / под ред. З. И. Васильевой. - М., 2002.

4. История педагогики и образования. От зарождения вос- питания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академи- ка РАО А. И. Пискунова. - М., 2001.

5. Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова. - М., 2007.

6. Культура Возрождения и средние века / Ред. кол. Л. С. Чиколини и др. - М., 1992.

7. Монтень, М. Опыты: В 3-х кн. / М. Монтень. - М., 1980. - Кн. I-II..

8. Мор, Томас. Утопия / Томас Мор. - М., 1978.

9. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия об- разования / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д, 2008.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. - М., 1981.

11. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возро- ждения и Нового времени. - М., 1991.

3. Педагогика и школа в Западной Европе

в XVII – XVIII вв.

3.1. Ян Амос Коменский и его «Великая дидактика».

3.2. Педагогические идеи Джона Локка.

3.3. Теория «свободного воспитания» Жан-Жака Руссо.

3.1. Ян Амос Коменский и его «Великая дидактика».

В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело в Западной Европе раз- вивались в условиях, переломных для человечества. В недрах феодального общества зарождались новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Усиливалась критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования глубоко волновали философов, представи- телей науки, культуры. Появилось небывалое число педагогических трак- татов, в которых выражалось стремление сделать личность свободной, по- средством воспитания и образования обновить духовную природу челове- ка.

В конце XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку, появилась целая плеяда блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как самостоятельной области знания.

Наиболее ярким представителем педагогической мысли того времени был Ян Амос Коменский (1592—1670) – крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель. Он родился в Чехии в семье члена об- щины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того вре- мени – окончил латинскую школу, университет. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой религиозной общины, занимался пе- дагогической деятельностью в различных странах Европы: в Чехии,

Польше, Венгрии. Благодаря своим учебникам он стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Послед- ние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававше- го одновременно знания об окружающем мире, относятся ко второй поло- вине XIX в.

Принято считать, что именно с Коменского берет начало современная педагогика, так как он первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания.

Главным произведением Коменского являлся его педагогический труд

«Великая дидактика», в котором он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми.

Одним из основополагающих принципов образования, выработанных Коменским, является принцип природосообразности.Суть его состоит в том, что правильное воспитание должно быть природосообразным, т.е. ис- ходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ре- бенка.

В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития чело- века, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение и воспитание, которое строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. По убеждению Коменского, воспитание должно осуществляться на основе природных дарований. Благодаря воспитанию человек становится челове- ком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происхо- дит его совершенствование, подготовка к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем.

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел

«учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно рас- пространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием. Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский устанавливал возрастную периодизацию и определил четыре периода в развитии челове- ка: детство; отрочество; юность; зрелость.

Детство – период от рождения до 6 лет; характеризуется «физиче- ским ростом и развитием органов чувств».

Отрочество - от 6 до 12 лет. В этот период главное – «развитие памя- ти и совершенствование языка и руки».

Юность - от 12 до 18 лет. Особое значение имеет развитие «понима- ния и суждения», т. е. фактически развитие ума.

Зрелость — от 18 до 24 лет. Главное в этом возрасте – «развитие воли, способности управлять собой».

Для каждой из этих ступеней Коменский разработал содержание, орга- низацию воспитания и обучения в их единстве, опираясь при этом на прин- цип природосообразности. Он реализовал идею универсальности образова- ния как приобщения подрастающего поколения ко всему богатству культу- ры.

Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствовала опре- деленная школа. Для детей от рождения до 6 лет – материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Комен- ский по сути дела заложил основы воспитания и обучения детей дошколь- ного возраста. Исходя из идеи о природных основаниях воспитания, он ви- дел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представле- ний детей об окружающем мире, в развитии руки и речи. Этому должны были способствовать элементарные трудовые навыки. Серьезное внимание должно было уделяться нравственному воспитанию, отношению к людям. Воспитывались почтительность к старшим, послушание, справедливость в поступках, правдивость, вежливость, приветливость и другие качества.

Для детей от 6 до 12 лет – предназначалась школа родного языка, ко- торая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Само на- звание школы говорило о том, что обучение в этой школе шло на родном языке. В этом было новаторство Коменского, его отступление от многове- ковой традиции Средневековья — вести обучение только на латинском языке.

Третья ступень обучения — это латинская школа, которая должна быть в каждом городе. Предназначалась она для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. В этой школе главенствовали латинский язык, риторика и диалектика. Одновременно с этим изучались такие предметы, как математика, физика, элементы естествознания.

Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовившихся стать учеными, - должна была создаваться в каждом государстве или даже в каж- дой более значительной провинции академия.

Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои демократические устремления, стремясь преодолеть средневеко- вую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требова- ния к его организации. Он считал необходимым установление стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 71 - student2.ru Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной си- стемы занятий, при которой один учитель одновременно работал со всем классом по определенному учебному материалу. До этого существовала индивидуальная и индивидуально-групповая форма обучения. При индиви- дуально-групповом обучении учитель занимался с группой детей, имев-

ших различный уровень подготовки. Хотя учащиеся сидели вместе, каж- дый продвигался в обучении индивидуальным темпом. Учитель поочеред- но спрашивал у каждого ученика пройденное, каждому в отдельности объ- яснял новый материал, давал задания. Такая организация учебного процес- са позволяла ученикам приходить в школу в любое время года и в любое время дня.

Однако ни индивидуальная, ни индивидуально-групповая формы обу- чения не обеспечивали охвата большого числа учащихся. На смену им при- шла более совершенная форма обучения — классно-урочная система. При классно-урочной системе учащиеся группировались в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель вел занятия со всем классом одновременно. Основной формой обучения был урок. Уроки про- водились по твердому расписанию.

Коменский производил прием в школу один раз в году, учебный год разделял на четверти, ввел каникулы, определил продолжительность учеб- ного дня. Он считал, что в каждом классе для учащихся следует состав- лять специальные учебники, в которые включать весь необходимый мате- риал по предмету.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он первым стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.

Коменский установил «золотое правило» дидактики, согласно которо- му «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию - путем ося- зания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать нескольки- ми чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами».

Коменский разработал «9 правил к искусству обучения», которые лег- ли в основу дидактики. Они востребованы и в современной педагогике.

1. «Всему, что должно знать, нужно обучать».

2. « Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащемуся, как вещь, действительно существующую и приносящую пользу».

3. «Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными пу- тями».

4. «Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и проис- ходит, т.е. путем изучения причинных связей».

5. «Все, что подлежит обучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям».

6. «Части вещи должно рассматривать все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями».

7. «Все нужно изучать последовательно, сосредотачивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном».

8. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

9. «Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы пони- мание всего было отчетливым».

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский, обобщив передовой для своей эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние дан- ные науки, впервые научно разработал единую систему народного образо- вания, которая была проникнута демократизмом. Ян Амос Коменский ока- зал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обо- гатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педагогики. Его идеи во многом актуальны и сегодня.

Наши рекомендации