Литературно-художественная мастерская. по традициям праздника «Благовещение»
по традициям праздника «Благовещение»
Автор – Елена Александровна Захарова,
педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 38 Приморского района Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург.
«Если чего-нибудь очень хочется, то это обязательно сбудется, а если не сбылось, значит, и не хотелось…» – эти строчки из дневника А. Блока я прочитала в юности. И, кажется, они стали моим жизненным девизом. Сразу после окончания института я стала работать инженером-переводчиком, а в свободное время проводила экскурсии по залам Русского музея. Мне нравилось останавливаться перед полотнами старых мастеров, многие из которых были написаны на библейский сюжет. Но очень скоро я заметила печальную закономерность. Иностранные туристы с интересом слушали экскурсию, но в отличие от моих соотечественников всегда давали понять, что библейский сюжет они хорошо знают, он входит в программу обучения. Какие же они счастливые, думала я. В середине 80-х о том, чтобы изучать Библию в школе, можно было только мечтать. И я мечтала. А в 1997 году я прошла 3-х годичное обучение в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства на курсе «Религиоведение». Итогом этих трех лет стала защита авторской программы «Уроки духовно-нравственного воспитания» (Уроки ДНВ). Уже во время учебы я стала вести эти уроки в школе № 38, которая с 1995 года реализует принципы Гуманной педагогики. Своей задачей коллектив школы, во главе с директором С.Г. Руденко, видит в разностороннем развитии детей на основе общечеловеческих ценностей, формировании целостного миропонимания и обеспечении преемственности поколений, сохранении и распространении национальной культуры. Поэтому и уроки ДНВ стали частью общей концепции школы.
Задачей любой государственной системы образования должно стать стремление сохранить преемственность культурной традиции народов, создавших и населяющих данное государство. Эта идея отражена и в Основном Законе – Конституции РФ, ст. 44, ч. 3: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Но зримые формы культуры растут из незримого духовного опыта.
Одним из направлений возрождения национальной духовной культуры я выбрала знакомство учащихся с библейскими сюжетами. Опираясь на Библию, как на один из древнейших памятников мировой культуры, я стараюсь строить свои уроки так, чтобы её сюжеты становились канвой, источником для глубокого нравственного разговора, осмысления человеческой личности и пути нравственного самосовершенствования. Основная форма ведения урока – беседа, что даёт возможность каждому ребёнку считать себя соучастником происходящего, высказывать свою точку зрения, аргументировано вести диалог и глубже осмысливать услышанное.
Размышление, сочувствие, сопереживание – вот те главные «киты», опираясь на которые учитель может мудро и целенаправленно работать над формированием полноценной, нравственно здоровой личности.
Особое значение на своих уроках я всегда уделяю языковой культуре Библии, красоте русского языка, его историческим корням; дети знакомятся с этимологий известных выражений, имеющих в своей основе библейские корни. Благодаря таким языковым «экскурсам», ученики становятся более чуткими к звучанию известных слов, нередко сами стремятся выстроить цепочку интересующих их понятий, и, как следствие, у них повышается интерес к изучению родного языка, который подкрепляется богатым литературно-поэтическим материалом уроков ДНВ. Моя любимая цитата, которую слышат дети на уроке: «Человек, народ может что-то забыть, но наш язык это помнит, он – тоже хранитель нашей истории». Например, мы называем вещь «допотопной», а грубого человека – «хамом», не всегда сопоставляя это с библейским сюжетом.
Богатый иллюстративный материал (репродукции произведений живописи, представленные разными направлениями жанра) органично входит в структуру урока и даёт возможность не только создать зрительный образ, но и познакомить детей с памятниками мировой художественной культуры.
Свои уроки я стараюсь строить исключительно на историко-культурологической основе. Это необходимо учитывать, т.к. в классах, на сегодняшний день, могут присутствовать дети, принадлежащие к различным религиозным конфессиям.
Неизменно эти уроки вызывают устойчивый интерес как со стороны детей, так и со стороны родителей, что подтверждают их ежегодные отзывы на родительских собраниях.
Предлагаю Вам конспект одного из таких уроков.