Литературно-общественная деятельность Феофана Прокоповича. Публицистика, ораторская проза. Трагикомедия «Владимир». Литературно-теоретические принципы Прокоповича, его «Пиитика».

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, искренний и последовательный защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований ученый-монах Феофан Прокопович. Высокоодаренный и разносторонне образованный человек, он пишет ученые сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Библиотека Феофана Прокоповича поражала обилием книг на разных языках и по разным отраслям знания, она «была уникальным явлением как по числу книг, так и по своему составу». Одним из первых он стал вести научные наблюдения, пользуясь телескопом и микроскопом.

Глава «Ученой дружины», участник бурных политических событий и интриг, архиепископ Прокопович всегда вызывал о себе крайние оценки и суждения, как современников, так и потомков. Для одних Феофан, безусловно, темная личность, злой гений русской церкви, подчинивший последнюю светской власти и развязавший террор против духовенства. Для других тот же Феофан - один из самых прогрессивных и талантливых людей своего времени, великий философ, математик, проповедник-публицист, драматург, поэт, меценат, виднейший государственный и церковный деятель, оказавший огромное влияние на развитие идей Просвещения в Российской империи.

Прокопович был одни из первых, кто создал в русской литературе образ Петра I (+ Фёдор Жировский). Все петровские начинания писатель прославлял в своих проповедях – не церковных, а светских. Основная их идея – «государь – верховный судья в делах мирских и духовных» (Слово о власти и чести царской (1718 г.), Правда воли монаршей (1722 г.), Слово похвальное о баталии Полтавской (1717 г.), Слово похвальное о флоте Российском (1720 г.)).

Пафосом патриотизма, верой в будущее России наполнено знаменитое его «Слово на погребение Петра Великого» (1725). Пронизанная глубокой скорбью проповедь эта подводит итог блестящей деятельности Петра, и с потрясающей силой звучит в ней призыв Феофана Прокоповича продолжать в интересах России его дело: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою – любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет». Оно длилось около 4-5 часов, во время «передохов» слушатели рыдали. Феофан скорбел об утрате, подчеркивал заслуги Петра перед Россией, развивал мысль об исторической роли императора. Достижения в области модернизации армии, защиты отечества и присоединения новых земель, строительство флота и морские победы, издание уставов и законов, церковные реформы — все эти аспекты деятельности Петра нашли свою хвалебную оценку в проповеди архиепископа. Наследницей престола в «Слове» была названа императрица Екатерина.

Для стиля «слов» Прокоповича характерен эклектизм – обилие иностранной лексики, латинский синтаксис, все это сочеталось с использованием просторечных форм и церковнославянизмов.

В ораторских сочинениях Феофана были заложены черты одической поэтики.

Феофан стоял у истоков нового для русской литературы жанра – «разговоров». Актуализируются политические, нравственные проблемы, вопросы теологии. Серьезный «разговор» оживляется за счет использования сниженной лексики, политического эффекта, за счет грубой шутки. «Разговор гражданина с селянином да певцом или дьячком церковным».

Феофан был и теоретиком литературы. «Поэтика» (1705 г.) – первый научный трактат, второй – «Риторика» (1707 г.). Они являются памятниками теории поэзии. «Поэтика» и «Риторика» Ф. Прокоповича на целый XVIII век определили направление движения литературно-теоретической мысли в России

В «Поэтике» Прокоповичем осмысливается специфика поэтического искусства, закладываются основы учения о стилях, на первый план выдвигается дидактическая роль поэзии, излагается учение о художественном вымысле или подражании как способе обобщения действительности. Также в ней дается характеристика литературных жанров и ставится проблема соответствия содержания и формы.

Рассуждая о назначении поэзии, он, ссылаясь на Горация и его книгу «О поэтическом искусстве», подчеркивает необходимость такого назначения поэзии, когда она служит и услаждению, и пользе.

Свои теоретические положения Феофан объяснял через сопоставления.

Для истории литературы несомненный интерес представляет деятельность Феофана как драматурга и стихотворца. В 1705 г. Написана трагикомедия «Владимир».В основу ее сюжета легла история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром Святославичем и та борьба, которую в связи с этим ему пришлось вести с языческими жрецами. Исследователи отмечают тесную связь трагедокомедии с произнесенной Феофаном незадолго перед этим проповедью в день святого равноапостольного князя Владимира. Жанр «трагедокомедии» был обоснован Прокоповичем в его «Поэтике», где он ссылается на авторитет Плавта с его «Амфитрионом» - пьесой, в которой «остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожные действующие лица – с выдающимися».Сюжетом пьесы является крещение Владимиром Руси в 988 году. Совершение этого акта осложняется борьбой с противниками новой веры – идольскими (языческими) жрецами, да и сам князь Владимир далеко не сразу отказывается от «прелестей» языческой жизни (у него, например, 300 жен), в его душе также происходит душевная борьба. Так, после того как верховный языческий жрец и волхв Жеривол обнаруживает полное невежество в прении о вере с греческим послом-философом, и Владимир склоняется к принятию христианства, он во сне и наяву терпит множество искушений. В конечном итоге необходимость обновления Руси, уничтожения невежества заставляет Владимира принять христианство.

Пьеса характеризуется публицистичностью и дидактичностью; написана по традиции, силлабическими стихами, состоит из пяти актов, пролога и эпилога. В этой пьесе, во-первых, автор отказывается от привлечения греко-римской мифологии в пользу языческих божеств, упоминаемых в древнерусских летописях. Во-вторых, впервые в русской литературе Феофан использовал сюжет из национальной истории, а не из библейских или житийных легенд. В-третьих, автор продемонстрировал стремление к соблюдению единств места и времени. Помимо этого он разделил персонажей на два противоборствующих лагеря и добился четкости и ясности композиции. Эта пьеса – первый опыт русской исторической драмы, а образ Владимира предвосхищает образ просвещенного монарха в классицистической драматургии. Герой пьесы Прокоповича прославляется прежде всего как правитель-реформатор, сближающийся в сознании современников писателя с образом Петра I, а своекорыстные невежественных жрецы с «говорящими» именами Жеривол, Курояд и Пиар давали возможность сопоставить их с ревнителями старины, противниками петровских преобразований (прежде всего, разумеется, среди духовенства). Действительно, Жеривол – обжора, развратник, жалкий трус, хвастун и самохвал (хвалится, что имеет власть совлечь солнце с неба, помрачить светила, претворить день в ночь и т.п.). В прологе он жалуется на ослабление веры, выразившееся в уменьшении дани, потом пытается запугать Владимира выдуманным им вещим сном. В споре с греческим богословом Жеривол ничем не может ему возразить и потому действует бранью, криком, бессмысленными угрозами и издевками. Под стать ему и его помощники.

Соединением высокой темы, апологии Владимира с осмеянием его противников объясняется автором выбор жанра трагедокомедии. Отмечается влияние поэтики барокко: в пьесе встречаются аллегории, используются житийные мотивы, хотя и в весьма ограниченном количестве. В то же время Феофан создал композиционно стройное произведение с четким сюжетом вместо случайного калейдоскопа разных сцен, господствовавшего в современной ему школьной драме.

Перу Феофана принадлежит ряд лирических произведений светской тематики. В 1709 г. Написано стихотворение «Приветство» - это единственное стихотворение, которое было известно современникам. Его патриотические стихотворения положили начало и героической поэме, и торжественной оде. Писал элегии, песни,эпиграммы, переложения псалмов. Одним из первых Феофан использовал в поэзии приемы и мотивы народных песен. «Плачет пастушок в долгом ненастье» (1730 г.) (на пятую годовщину смерти Петра I). В 1711 г. Написано «За могилу рябую» - посвящено одному из военных походов Петра I – Прутскому, неудачному походу.

Наши рекомендации