Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум - праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Все начинается от традиции ТРАДИЦИЯ

1) Обычай – проф время

2) Праздник –сакральное далее от П. ОБРЯД и Церемония . в итоге ритуал

Традиция – элементы соц культ наследия передающ от поколения к поколению

Обычай – стереотипное поведение в стереотипных условиях

Обряд – традиц действия в важные моменты жизни. Для О нужно: событие, коллектив, знаковая система

Церемония – торжеств акт, обрядовое действие

Ритуал - вид обряда, выражающий определенные соц. и культурные ценности

Театрализованный праздник и представление.

Общее : формы человеческой культур, оба театрализованные

Отличие: праздник- нет делений на участников и зрителей, представление – предполагает это. Праздник- много рычагов воздействия территориально и временно ТП – на сцене, определенный тайминг. ТП- репетировать, П- само собой.

Праздник в археологической классификации культуры.

Палеолит – 3 млн -10 тыс до н.э. – формирование охотничьих ритуалов, праздников, обрядов

Мезолит – 10 тыс – 7 тыс д н.э. – развитие скотоводческих ритуально обряд действия

Неолит – 8 тыс – 6-4 тыс до н.э. - земледелие, начальный этап развития календ-обряд праздников

Бронзовый век – 3-1 тыс до н.э. – появление праздников городов

Железный век – 2 до н.э. – наша эра – появление праздников городов-государств

Начало нашего времени – зарождение и формирование религиозных праздников

Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника

Описательная концепция

Иван Михайлович Снегирев – идеализация праздничного быта, отсутствие соц. фона и общей теории праздника. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

Мифологическая концепция

Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев,

Создание новой типологизации праздников, основанной на взглядах людей на природу как борьбу лета и замы. Привязанность праздничных дней к переломным моментам в жизни природы. Наложение церковного календаря на народный

Школа заимствования

Александр Николаевич Веселовский, Аничков, Миллер

Выведение русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство календарных обрядов, поимки путей заимствования. Отсутствие историзма и соц подхода.

Антропологическая концепция

Джеймс Фрэзера

Связи праздника с религией , смерть божества- смерть природы, зимнее угасание. Весенний расцвет – воскресение божества. Миросозерцательный смысл – возрождение на новых началах.

Социальная концепция

Пиотровский

Связь праздника с социальной историей, определение смысла бытовой повседневности, перевернутость общественных отношений. Где бедняки – становятся вместо богатых, птицы и звери на место людей, молодежь на место стариков, женщины – мужчины и т.д.

Аграрно-продуцирующая концепция

Чичеров Владимир Иванович, Пропп, Бахтин

Оценка человека как производитель силы общества, полное отсутствие проблемы формирования личности. Праздник – не просто художественное воспроизведение жизни, но и сама жизнь, оформление игровым способом.

Коммуникативная концепция

Анатолий Ильич Мазаев

Понимание праздника как первичная форма человеческой культуры. Роль коммуникативной деятельности общения в передаче от поколения поколению накопленного опыта, традиций, ценностей.

Праздник красной горки

Знак пространства

Знак времени

Солярный знак

Знак огня

Знак воды

Знак растительности

Знак ритуальной пищи

Знак даров и жертв

Знак культа предков

Знак маскирования и ряженья

Знак гаданий и примет

Знак эротических действ

Знак смеха

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум - праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Наши рекомендации