Схема психолого-педагогической личности учащегося
Тестирование проходил ученик 6 В класса Тихонов Аркадий, которому на тот момент было 13 лет (год рождения 06.03.04). Обращая внимание на внешний вид можно заметить, что в семье заботятся о ребенке, в школу Аркадий ходит в форме, одежда всегда чистая и выглаженная. Его состояние здоровья в норме, физическое развитие также в норме. Каких – либо отклонений не наблюдается.
Семья у Аркадия полная – есть как мама, так и папа, также есть младший ребенок, к которому учащихся испытывает теплые чувства. В семье работает только отец, занимает должность директора фирмы. Вместе с семьей иногда ходят в театры и посещают кино, с рождением второго ребенка стали делать такие вещи реже. Семью нельзя причислить к любителям чтения. Аркадий также читает мало и долго думал, какая у него любимая книга (Робинзон Крузо). Поговорив с мальчиком я пришла к выводу, что стиль воспитания в семье демократический. Также Аркадий сказал, что его очень редко ругают за плохие оценки, что странно, потому как его нельзя назвать успевающим учеником.
На уроках ребенок тяжело усваивает материал и легко отвлекается, а его внимание развито средне. (Показатели точности и продуктивности внимания (приложение 1-2)) Память развита неплохо и лучше всего в комбинированном типе (тип памяти (приложение 2)). Мышление развито на достаточно среднем, если не сказать низком уровне. Уровень обобщения между внешним и функциональным средний. А скорость протекания мыслительных процессов и уровень логического мышления имеют низкие результаты (приложение 4-7).
В школе уровень успеваемости Аркадия ниже среднего, при этом отношение к учебе равнодушное. Сам в обучении не заинтересован и родители также не мотивируют ребенка к учению. Отношение к успехам и неудачам в учебе также равнодушное. Из дисциплин предпочитает физическую культуру и русский язык (из-за учителей), а отвергает – технологию (также из-за учителя).
Из выделяющихся черт Аркадия я заметила – апатичность, скромность, дружелюбность. А его мотивационная направленность личности – мотив законов общества. Как и многие школьники в настоящее время, Аркадий учится, потому что так принято. Из волевых качеств личностей ребенка я отметила дисциплинированность и зачатки упорства. Идеалов и доминирующих ценностей у учащегося на данный момент нет. Тест Айзенка показал, что Аркадий творческая личность, в нем присутствует игривость, а также он недостаточно настойчив (приложение 8). Рассматривая ученика с эмоциональной точки зрения можно отметить у него такие качества как застенчивость, равнодушие, хорошее умение регулировать эмоциональные проявления. Его преобладающее настроение – веселое. По типу темперамента Аркадий относится к флегматичным людям. -школьная мотивация: При анализе результатов тестов выявляется низкий познавательный интерес, не смотря на наличия высокого уровня влияния семьи и класса на престижность учебы. Также заметен высокий уровень значимости влияния класса, семьи и школы на учащегося, а также высок мотив социального одобрения (приложение 9-10). Выделяя учебную мотивацию можно отметить следующие мотивы:
· мотивация избегания неудачи;
· мотивация творческой самореализации;
· мотивация достижения успеха.
(приложение 11).
В классном коллективе cоциометрический статус Аркадия – принятый, а его позиция в общении партнерская. За ребенком не была замечена склонность к конфликтам. Его склонность к сотрудничеству и эмпатии средняя, но в целом его отношение к коллективу колеблется от безразличия к участию.
Учащихся в жизни класса и школы участвует редко, но охотно. На олимпиады ходит также редко. Сам слишком стесняется, чтобы вызваться помогать классу, а учителя редко обращают на него внимание, как на отстающего ученика.
Основные интересы Аркадия это спорт, ему нравятся рукопашный бой и велоспорт.
Основная проблема ученика это отсутствие мотивации к процессу обучения, именно к ней я даю следующие рекомендации:
- учителю рекомендуется заинтересовать ученика в работе, чтобы поднять уровень успеваемости за счет наличия мотивации к обучению, образовательные задачи следует достигать с данным учеников плавно, переходя от простых к более сложным;
- родителям рекомендуется осуществлять более тщательный контроль над ребенком, а также проводить чаще воспитательную работу с целью поднятия уровня мотивации по отношению к обучению;
-ученику рекомендуется больше заниматься самообразованием и участвовать в жизни класса и школы для образования мотивации к обучению.
Приложение 1.
Приложение 2.
За работу в целом
А=0,843
Е = 767
Показатель | Время в мин. | |||||||
A | 0,83 | 0,857 | 0,705 | 0,7 | 0,75 | |||
E | 779,8 | 641,5 | 682,5 |
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
По тесту Айзенка ТИП № 10 Э: 17-20, Н: 0-4 | |
Артистичен. Любит развлекаться. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. | Поддерживать усилия, направленные и на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать клоунства. |
Приложение 9.
Приложение 10.
шкала 1а | шкала 1б | шкала 2 | шкала 3 | шкала 4а | шкала 4б | шкала 4в | шкала 5а | шкала 5б | шкала 6 | шкала 7 | шкала 8 | шкала 9 |
1) нет | 2) да | 3) нет | 4) да | 5) нет | 6) да | 7) нет | 8) нет | 9) нет | 10) да | 11) нет | 12) да | 13) да |
14) да | 15) да | 16) да | 17) да | 18) да | 19) нет | 20) да | 21) да | 22) да | 23) да | 24) да | 25) нет | 26) да |
27) да | 28) да | 29) нет | 30) нет | 31) да | 32) да | 33) да | 34) да | 35) да | 36) нет | 37) да | 38) нет | 39) да |
Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в - 6
Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б - 4
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 - 4
Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б - 4
Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а - 4
Приложение 11.