Результаты общего математического образования. Научные основы формирования представлений о них
В педагогической литературе (до 1991 года) цель школьного образования трактовалась как «всестороннее развитие личности», «подготовка всесторонне и гармонически развитого человека».
Задание 2. Термином «личность» в психологии обозначается системное социальноекачество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Пользуясь этим определением объясните:
1) Почему это психологическое понятие было положено в основу определения педагогических целей?
2) Почему, доказывая необходимость уточнения целей математического образования в направлении более полного отражения в их формулировке результата учебно-воспитального процесса, В.А. Гусев указывает, что «цель воспитания не может состоять в развитии личности» (в книге Психолого-педагогические основы обучения математике).
Дидактической категорией раскрывающей реальный вклад обучения в процесс развития личности ученика является «содержание образования».
Def2 . Содержание образования – это тот уровень развития личности и соц-й компитенциичеловека, которая формируется в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности и может быть зафексирован как результат в данный момент времени. |
Исходные допущения для описания структуры: 1) СО является результатом усвоения социального опыта, поэтому обладает той же структурой; 2) социальный опыт - имеет линейно-этапную структуру.
Компоненты СО | Функции |
1. знания (в конкретных фактах, терминах, теориях, законах, принципы, способы деятельности) | Мировоззренческая (картина мира). Регулятивная (формирует методологический подход к познавательной и практической деятельности) |
2. опыт репродуктивной деятельности ( умение и навыки) | Готовность к воспроизводящей деятельности (основа включения в общественно-практическую деятельность) |
3. опыт творчества ( постановка и решение проблемы) | Готовность к творческой деятельности (основа культуросозидающую деятельность) |
4. опыт эмоционально-ценностных отношений | Аксиологическая (основа самоопределения в обществе и включения в систему социальных отношений) |
Причины сомнений: 1) психологами доказано, что СО является не результатом усвоения социального опыта, а результатом его интеграции с субъектным опытом человека; 2) психологами установлено, что опыт интеллектуальной деятельности (следовательно, и социальный опыт) имеет сложную иерархаическую структуру; 3) педагогическая практика показала, что достижение этих результатов обучения не обеспечивает готовности выпускников к применению математических методов во вне учебных ситуаций.
Новые подходы к определению целей общего математического образования:
1. Деятельностный подход.Его основоположниками являются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. Основу его составляет положение о том, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Применительно к целям обучения математике этот подход проявился в уровневой дифференциации результатов обучения математике:
I – понял – запомнил - воспроизвел;
II –применение знаний по образцу в измененных условиях где можно узнать образец;
III –в новых условиях научиться переносить знания в незнакомую ситуацию без предъявле ния способа действий;
IV – творческая деятельность (О.Б.Епишева – учебник по методике).
Новые модификации деятельностного подхода. 1.1. В основу технологий развивающего обучения положено более сильное утверждение: обладание содержанием образцов – есть овладение формами деятельности (В.В. Давыдов). 1.2. Сторонники мыследеятельной педагогики идут еще дальше, утверждая, что «с точки зрения деятельностного подхода содержанием образования являются формы различных типов деятельности , в которых происходит освоение учебного материала. Поэтому материал, в каком-то смысле, не важен – важно прохождение через формы деятельности и проследования осмысления форм» (Ю.В. Громыко).
2. Компетентностный подход(по А.В. Хуторскому).Призван ликвидировать недостаток личностно-деятельностной направленности традиционных представлений о СО.
Def 3. Компетенциейназывается система взаимосвязей качеств личности( знания, умения, навыки, способы действий) задаваемых по отношению к определенному кругу процессов необходимых качественной продуктивной деятельности. |
Def 4. Компетентность– владение, обладание человеком соответствующей компитенцией включающей свое личное отношение к ней и к предмету деятельности. |
Достоинства подхода:
1)
2) – выделить общепредметное содержание образования (перечень ключевых образовательных компетенций).
Ключевые образовательные компетенции:
1.Социально-трудовая компетенция
2.Учебно-познавательная компетенция
3.Информационная компетенция
4.Общекультурная компетенция
5.Компетенция личностного самосовершенствования
6.Ценностно-смысловая компетенция
7.Коммуникативная компетенция
Общепредметное содержание В ГОС-ах:
Виды деятельности Ступени | |||
Начальная школа | Познание окружающей действительности на основе наблюдений и измерений с последующим сопоставлением фактов. | Работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Монологическое изложение содержащейся в них информации. | Следование инструкции, использование ее для самоконтроля и самооценки правильности действий. |
Основная школа | Познание окружающей действительности посредством модельных представлений и использования различных методов их анализа и логической обработки данных. | Проведение информационно-смыслового анализа текстов различных стилей и жанров. Составление на этой основе плана, тезисов, конспекта и т.п. Владение монологической и диалогической речью | Самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений и трудностей. Готовность к сотрудничеству. |
Старшая школа | Познание несложных реальных связей и зависимостей, выделенных на основе структурно-функционального и причинно-следственного анализа реальных явлений и процессов. Готовность к учебно-исследовательской работе, и проектной деятельности | Поиск нужной информации в различных источниках. Извлечение информации, представленной в различных знаковых системах. критическое ее оценивание, обработка в соответствии с целями. Готовность к публичным выступлениям и дискуссиям | Готовность к профессиональному самоопределению и самообразованию на основе объективной самооценки |
Ключевые (общепредметные) компетенции, должны конкретизироваться предметными компетенциями, которые и раскрывают __________________________________
___________________________________в достижение общих образовательных целей.
Однако, в стандартах математического образования II поколения эти идеи не получили должного развития: 1)___________________________________________________
__________________________________________________________; 2) обязательные результаты обучения математике на различных ступенях и уровнях представлены по темам с использованием четырех категорий: ___________________________________________
____________