Основы интеграции общего и дополнительного образования как ресурса развития системы образования региона.

Интеграция (экономический словарь) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Взаимодействие (БСЭ) - «универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы».

Социологический словарь проекта Socium – взаимодействие - «категория, отражающая процессы взаимодействия субъектов друг на друга, их взаимную определенность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет сущность существования и структурную организацию любой материальной и социальной среды».

Следовательно, взаимодействие следует рассматривать как начальную ступень интеграции, ее предпосылку.

Интеграция учреждений общего и дополнительного образования может быть нескольких уровней. Первый уровень – уровень формальной интеграции. На этом этапе отсутствуют цели интеграции; если же интеграция и происходит, то она носит интуитивный характер. Второй уровень – уровень высокой интеграции. На этом этапе определены ее цели, разработана документационная база и система мониторинга, у участников интеграционного процесса происходит обмен опытом и знаниями. На этом этапе уже могут достигаться поставленные цели и задачи.

Выделяют и другие ступени-уровни интеграции учреждений общего и дополнительного образования (в условиях общеобразовательного учреждения).

«Первый уровень – информационный. На этой ступени происходит осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования»

«Второй уровень – координационный. Состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, клубов, кружков».

«Третий уровень – уровень сотрудничества. Характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы».

«Четвертый уровень – уровень интеграции. Достигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства».

Лебедев выделил несколько примеров интеграции учреждений общего и дополнительного образования. Если до этого мы говорили об интеграции на базе учреждений общего образования, то он предлагает рассматривать этот процесс также и на базе учреждений дополнительного образования (когда там функционируют структуры основного образования). Еще один вариант – интеграция на базе ПТУ, колледжей, школ, детских домов и интернатов структур дополнительного образования (о которой мы и говорили ранее).

Еще одна форма интеграции – создание учебно-воспитательных комплексов. Как нам кажется, этот пример совпадает с четвертой ступенью интеграции учреждений, так как создание учебно-воспитательных комплексов подразумевает образование единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства.

Также распространено взаимодействие посредством использования материально-технической и кадровой базы учреждений дополнительного образования для освоения детьми содержания основного образования. Как мы думаем, этот тип взаимодействия основан на одной из функций дополнительного образования в школе – помощь в освоении содержания основного общего образования.

И последняя вариация взаимодействия, которую выделил Лебедев, традиционна – предметные олимпиады, фестивали, конкурсы.

Наши рекомендации