Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Музыка:

  1. формирование основ музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, музыкального вкуса и творческого воображения;
  2. развитие музыкально-эстетического чувства проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров;
  3. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  4. оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
  5. осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  6. устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  7. понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
  8. применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  9. постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  10. овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально –пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий)

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта разработана примерная основная образовательная программа, руководствуясь которой разработчики программ наполняют свои программы авторским содержанием.

Примерные программы по учебным предметам: Искусство 5-9 классы.

Предмет «Музыка » рекомендуется изучать в 5—7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Изучение музыки направлено:

- на развитие нравственно-этического, интонационно-образного, жанрово-стилевого постижения школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

- На развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей

- На воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.

Основные методические принципы программы являются:

- увлечённости;

- триединства деятельности композитора –исполнителя-слушателя;

- «торжества и контраста», сходства и различия;

- интонационности;

- диалога культур.

Особенности изучения предмета:

- Изучение музыки в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной эстетической картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, музыкально типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.

- Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира должны обрести новое качество. Ведущий подход при изучении предмета являются деятельностный.

- Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа музыкальных произведений, понимания роли музыки в жизни общества.

- Возникает возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации музыкально - творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

Результаты изучения музыки.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

- развитие музыкально-эстетического чувства (стиль, форма, жанр);

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной

музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной , целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально- творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

- анализ собственной учебной деятельности и внесения необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения ней;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

- устойчивый интерес к музыки, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

- понимание интонационно- образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- осмысление основных жанров музыкально- поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

- освоение знаний о музыке, практическими умениями и навыками .

Основу примерной программы составляет:

-отечественное и зарубежное высококультурное музыкального наследи, современная музыка различных стилей и жанров, духовная музыка;

- многообразие современной музыкальной жизни(авторская песня, электронная музыка итд);

- знакомство с искусством интерпретации;

- общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования;

- освоение музыки зарубежных композиторов и зарубежных исполнителях;

- обобщённое представление о джазовом стиле;

- знание о разнообразии современной популярной музыки (рок-музыка, мюзикл и др.);

- знакомство с народно-поэтическим, песенным и инструментальным творчеством, как частью духовной культуры народа.

- восприятие интонационного многообразия фольклорных традиций своего народа и других народов мира;

- постижение особенностей и характерных черт русской народной музыки;

Основное содержание образования в примерной программе представлено

тремя содержательными линиями:

1) «Музыка как вид искусства»

2) «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

3) « Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Основные виды учебной деятельности школьников:

- Слушание музыки;

- Пение;

- Инструментальное музицирование;

-Музыкально-пластическое движение;

-Драматизация музыкальных произведений;

- Музыкально-творческая практика с применением информационно- коммуникативных технологий.

Искусство (музыка и изобразительное искусство)

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8 - 9 классы) рекомендуется изучать в объеме не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе).

Особенности программы:

Примерная программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (1-7 классы), раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у школьников представления о различных видах искусства в целом.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;

- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

- формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:

- применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;

- активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;

- формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

- в познавательной сфере:

- представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

- наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

- усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

- различать изученные виды и жанры искусств;

- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

- классифицировать изученные объекты и явления культуры;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

- в ценностно-ориентационной сфере:

- представлять систему общечеловеческих ценностей;

- осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства

- в коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

- использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

- в эстетической сфере:

- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

- воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

- понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;

- в трудовой сфере:

- применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

Основные содержательные линии при изучении искусства:

- «Искусство как духовный опыт человечества»;

- - «Современные технологии в искусстве».

- Содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курса «Музыка».

Основными видами учебной деятельности учащихся являются:

- восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.);

- творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках;

- выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий [2].

В процессе предварительной подготовки к уроку учитель анализирует существующие программы по музыке, на основе одной программы разрабатывает свою рабочую программу учебного предмета.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию. Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие творческого потенциала школьников, создание условий для развития их творческой активности, самостоятельности. Современные стандарты предполагают у учащихся наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Осуществить это невозможно без творчески развитого учителя, осваивающего новые подходы к обучению музыки в условиях реализации ФГОС.

Наши рекомендации