Тематика контрольных работ. Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Социально-гуманитарный институт
Кафедра «Психология»
Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для студентов ИИФО специальности
140400.68 Электроэнергетика и электротехника
(магистр)
Разработал: преподаватель кафедры «Психология», к.псх.н., доцент Анчукова Н.И.
Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с ФГОС ВПО
В практической деятельности:
1) формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
2) формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья.
В научно-исследовательской деятельности:
1) изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
В педагогической деятельности:
1) преподавание дисциплин;
2) сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
3) участие в учебно-методической работе в сфере общего образования.
В организационно-управленческой деятельности:
1) описание и анализ форм организации взаимодействия в трудовых и учебных коллективах.
Место дисциплины в структуре ООП
В структуре ООП дисциплина относится к разделу М.2.В.ОД.4. «Вариативная часть», «Обязательные дисциплины».
Компетенции, формируемые в результате обучения
По дисциплине
В соответствии с разделом V ФГОС дисциплина способствует развитию следующих компетенций:
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);
способности к реализации различных форм учебной работы (ПК-51).
Проектируемые результаты обучения
Знать: методические требования, предъявляемые к основным формам учебной работы по преподаванию в вузе; основные формы организации учебного процесса, современные методы, методические приемы и средства обучения.
Уметь: отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; реализовывать педагогическую деятельность; организовывать учебную деятельность студентов, управлять ею
Владеть: нормами взаимодействия и сотрудничества, толерантностью; ориентироваться в основных методических особенностях основных форм учебной работы в вузе;
Межпредметные связи
Содержание «Педагогики высшей школы» связано с усвоением знаний по такой дисциплине, как «Педагогика и психология».
Данная взаимосвязь происходит из следующих требований
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины:
Знать: психологические технологии позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида; принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Уметь: профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека.
Владеть: навыками анализа своей деятельности с целью ее оптимизации.
Курс призван подготовить магистрантов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в вузе.
Тематика контрольных работ
1. Становление высшего профессионального образования.
2. Принципы и методы обучения в высшей школе.
3. Конфликт: студент – педагог.
4. Активные методы обучения в высшей школе.
5. Система контроля в высшей школе .
6. Научно-педагогическое творчество преподавателя вуза.
7. Педагогические технологии.
8. Истоки университетского образования в России.
9. Психологизация педагогического процесса
10. Особенности образовательной системы в России в начале 21 века
11. Философские основания педагогики (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм)
12. Современные особенности отечественной педагогики
13. Теории развивающего обучения
14. Теория поэтапного формирования умственных действий
15. Формы организации учебной работы в вузе (семинары, лабораторные занятия, коллоквиум).
16. Характеристика педагогических умений (гностические, конструктивные, комуникативные, организаторские, информационные).
17. Память и ее значение в учебно-познавательной деятельности. Развитие памяти. Методы запоминания.
18. Процессы мышления в структуре учебно-познавательной деятельности. Внимание и его характеристики
19. Мотивация студентов и их динамика в процессе обучения в вузе.
20. Особенности личности студента, обусловливающие успешность учебной деятельности.
Вопросы к экзамену
1. История высшей школы .
2. Роль высшего образования в современной цивилизации
3. Задачи высшего образования на современном этапе.
4. Пути улучшения профессиональной подготовки специалистов. Требования к выпускнику вуза.
5. Предмет педагогики и психологии высшей школы .Структура вуза.Пути перестройки высшей школы.
6. Система высшего образования в капиталистических странах.
7. Педагогическая система.
8. Развитие и совершенствование методов обучения. Функции обучения.
9. Обучение как процесс познания. Этапы обучения.
10. Программированное обучение. Исследовательский метод обучения.Проблемное обучение.
11. Управление в учебном процессе, его отличительные черты
12. Деловые игры. Методы имитационного моделирования.
13. Схема анализа практических занятий.
14. Пути активизации познавательной деятельности студентов.
Алгоритмизация обучения.
15. Принципы обучения.
16. Содержание образования как проблема вузовской педагогики.
17. Формы организации учебной работы в вузе (семинары, лабораторные занятия, коллоквиум).
18. Сущность процесса воспитания. Закономерности процесса воспитания.
Особенности воспитания студентов.
19. Пути взаимопонимания. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов (прямые и косвенные).
20. Характеристика педагогических умений (гностические, конструктивные, комуникативные, организаторские, информационные).
21. Понятие о познавательной деятельности.
22. Процессы ощущения и восприятия учебно-познавательной деятельности.
23. Память и ее значение в учебно-познавательной деятельности. Развитие памяти. Методы запоминания.
24. Процессы мышления в структуре учебно-познавательной деятельности. Внимание и его характеристики
25. Управление учебно-познавательной деятельностью в процессе обучения (в условиях лекции, семинара, практические занятия).
26. Зачеты и экзамены, требования к ним.
27. Значение контроля в высшей школе и функции.
28. Структура научной деятельности преподавателя вуза.
29. Взаимодействие научного и педагогического в деятельности преподавателя вуза.
30. Научная деятельность преподавателя и требования к личности ученого.
31. Профессионально-педагогическая направленность: структура, динамика. Формирование профессионально-педагогической направленности.
32. Мотивация студентов и их динамика в процессе обучения в вузе.
33. Особенности личности студента, обусловливающие успешность учебной деятельности.
34. Признаки творческой личности. Структура творческой деятельности. Элементы интеллектуального творчества.
35. Теории профессионального развития личности.
36. Приемы оптимизации учебной деятельности.
37. Понятие профессионального образования. Принципы профессионального образования.
38. Этапы профессионального самоопределения. Адаптация молодого специалиста