Формы и способы проверки результатов
Программа «Проектирование костюма: традиции и современность» предполагает промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.Промежуточная аттестацияпроводится за полугодие с целью выявления уровня успешности освоения обучающимся программы. Итоговая аттестацияпроводится с целью подведения итогов обучения.
Формы аттестации: отчётный концерт, выставка, практико-исследовательская конференция, фестиваль, конкурс, итоговое занятие.
Достижение целей и задач программы в ходе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся выявляется через следующие методы (способы): педагогическое наблюдение, собеседование, беседа с воспитанником и родителями, анкетирование, творческая работа (костюм, коллекция), реферат, электронная презентация, проект.
Обучающиеся первого года принимаются в учебную группу на добровольной основе, без отбора, по заявлению родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения. При поступлении обучающегося в объединение определяется уровень его подготовки, что позволяет обеспечить индивидуальный подход при освоении обучающимся образовательной программы. Для выявления актуального уровня подготовки подростка применяются следующие методы:собеседование, педагогическое наблюдение.
При зачислении обучающегося (в случае наличия свободных мест) в группу второго, третьего года обучения, воспитанник может быть зачислен в группу, соответствующую уровню его подготовки по итогам собеседования.
Результаты отражают высокий, средний, базовый уровень освоения программы. По результатам конкурсов, выставок, отчётных концертов, участия в практико-исследовательской конференции обучающимся вручаются дипломы, грамоты, благодарственные письма, присваивается звание «Творянин Дворца». Результаты оформляются в портфолио выпускника Дворца творчества. Результативность программы отслеживается поуровню овладения навыками проектирования и создания костюма (коллекции).
1-ый год обучения:
Уровень | Критерии |
базовый уровень | Знаком с технологией изготовления народного кроя, умеет построить чертёж основы народного кроя по образцу, разрабатывает и выполняет изделие под руководством педагога |
средний уровень | Умеет работать с простейшими схемами, выкройками, планировать предстоящую работу, при выполнении заданий проявляет самостоятельность. |
высокий уровень | Владеет технологией народного кроя, умеет работать с простейшими схемами, выкройками, планировать предстоящую работу, и находить пути и средства ее реализации. |
2-ой год обучения
Уровень | Критерии |
базовый уровень | Знаком с технологией изготовления плечевого и поясного изделия, умеет построить чертёж основы плечевого и поясного изделия по образцу, разрабатывает и выполняет изделие под руководством педагога |
средний уровень | Умеет делать построение основ выкройки чертежа плечевого и поясного изделия. Владеет основными навыками изготовления поясного и плечевого изделия, при выполнении заданий проявляет самостоятельность. |
высокий уровень | Владеет технологией изготовления плечевого и поясного изделия, справляется с объёмом работ повышенной сложности. |
3-ий год обучения
Уровень | Критерии |
базовый уровень | Знаком с технологией проектирования костюма, разрабатывает и выполняет костюм под руководством педагога |
средний уровень | Умеет спланировать и реализовать процесс изготовления костюма, при выполнении работы проявляет самостоятельность. |
высокий уровень | Владеет техникой конструирования коллекции костюмов. Проявляет творческую инициативу, самостоятельность в работе над авторской коллекцией. |
Учебно-тематические планы
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
Национальный костюм народов Карелии, Финляндии. Карельская вышивка. | ||||
Ткачество | ||||
Украшения. | ||||
Эскизирование | ||||
Цветоведение | ||||
Виды телосложения фигуры | ||||
Основы конструирования изделия | ||||
Назначение и устройство машины с ножным приводом | ||||
Овладение теорией и навыками по обработке швейных изделий | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
Материаловедение | ||||
Этапы проектирования одежды | ||||
Художественные системы проектирования единичных моделей одежды и ансамбля | ||||
Овладение теорией и навыками по обработке швейных изделий повышенной сложности | ||||
Технология конструирования головных уборов. | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
Основы композиции костюма | ||||
Виды коллекций | ||||
Творческая коллекция костюмов в стиле «Этно» | ||||
Элементы проектной графики костюма | ||||
Итого |
Содержание программы
Содержание первого года обучения
Тема 1.Национальный костюм народов Карелии, Финляндии
Цель: Познакомить с особенностями и народным кроем костюмов народов Карелии, Финляндии.
Теория: Понятия – национальный костюм. Особенности национального костюма народов севера. Особенности карельской вышивки, изготовление декоративных швов. Инструменты: лекало, сантиметровая лента, ножницы. Бумага для кроя. Народный крой. Снятие мерок для простейшего кроя. Построение выкройки геометрической формы. Карельская вышивка: тамбурным швом, крестом, досюльный шов, «набором». Методика увеличения и перенос рисунка на ткань. Техника безопасности. Требования к рабочему месту.
Практика: Изготовление изделий (простейших) народного кроя. Рубаха. Сарафан. Оформление изделий карельской вышивкой.
Тема 2. Ткачество
Цель: Познакомить с технологией изготовления тканых изделий.
Теория: Ткачество как народный промысел. Ткацкий станок. Технология заправки нитей. Схема расчета изделия. Инструменты. Структура шерстяной нити. Технология оформления изделия.
Практика: Изготовлениетканого пояса, фартука. Художественное оформление изделий. Экскурсия в краеведческий музей МОУ ДОД «ДТДиЮ»
Тема 3: Украшения.
Цель: Познакомить с различными технологиями изготовления украшений.
Теория: Технология изготовления украшений: бисер, ткань, кожа, проволока, синтетическая нить. Исторические особенности использования украшений в женском древнем карельском костюме.
Практика: Изготовление украшений из бисера, ткани, кожи. Вязание украшений из проволоки крючком.
Тема 4. Эскизирование
Цель: Научить грамотно выполнять эскиз костюма.
Теория: Виды эскизных форм. Алгоритм создания технического эскиза.
Практика: Выполнение эскизных форм по костюму. Прорисовка силуэтной формы костюма. Прорисовка пропорционального строения композиции формы костюма. Прорисовка деталей костюма. Проработка фигуры в костюме. Трактовка образа в техническом эскизе. Выполнение эскиза, представляя определённый этап работы над костюмом.
Тема 5. Цветоведение
Цель: Познакомить с видами и группами цвета, цветовым спектром.
Теория: Виды цвета. Группы цвета: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Цветовой круг. Особенности цветовой гаммы в северном народном костюме.
Практика: Получение цвета при смешивании красок. Выполнение эскиза в цвете народного костюма Северной Карелии.
Тема 6.Виды телосложения фигуры
Цель: Познакомить с типами телосложения женской фигуры.
Практика: Снятие мерок, работа с таблицами (классификация типовых женских фигур)
Тема 7.Основы конструирования изделия
Цель: Познакомить с построением базового лекала и его моделированием.
Теория: Технический эскиз. Построение основы плечевого, поясного изделия. Расчёт базового (плечевого, поясного) изделия на заданном примере (единый метод конструирования). Снятие мерок для плечевого изделия, для поясного изделия. Технология построение базового лекала. Моделирование по образцу. Инструменты - сантиметровая лента, ножницы, булавки, выкройка.
Практика: Снятие мерок. Построение плечевого, поясного изделия. Моделирование плечевого изделия. Выполнение чертежа основы- выкройки плечевого и поясного изделий.
Тема 8. Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом
Цель: Изучить назначение и устройство швейной машины с ножным приводом.
Теория: Схема швейной машины, механизмы рабочих органов, заправка нитей, натяжение нитей, Техника безопасности при работе на швейной машине.
Практика: Работа на швейной машине с ножным приводом, изучение схемы и её устройства, выполнение простейших швов на машине.
Тема 9.Овладение теорией и навыками по обработке швейных изделий
Цель: Овладеть теорией и навыками обработки плечевого и поясного изделия.
Теория: Швы, обработка горловины, низа изделия, обработка горловин окантовочным швом, застёжки. Инструменты ножницы портновские, булавки, ткань, швейная машина.
Практика: Подготовка материала к работе. Выполнение швов с настрочной бейкой, двойной шов, окантовочный шов; обработка горловины обтачкой с отделочной строчкой. Выполнение обработки низа изделия узкая подгибка низа, обработка низа изделия петельным швом, обработка низа изделия полосой ткани. «Молния» в боковом шве, супатная, или потайная, застёжка, навесные петли, обтачные петли.
По итогам первого года обучения:
Знают:
- особенности национального костюма, украшений народов Карелии, Финляндии;
- особенности карельской вышивки
- инструменты для проектирования и создания костюма и украшений;
- технологию народного кроя, снятия мерок для простейшего кроя, построение выкройки геометрической формы;
- правила техники безопасности;
- технологию изготовления тканых изделий;
- свойства и структуру хлопковых тканей;
- основы эскизных форм;
- виды и группы цвета, цветовой спектр;
- основы построения чертежа плечевых и поясных швейных изделий;
- назначение и устройство швейной машины с ножным приводом;
- теорию обработки плечевых и поясных изделий.
Умеют:
- определять вид и структуру ткани по образцу;
- делать чертёж народного костюма (сарафан, рубаха, фартук);
- выполнить эскиз костюма;
- построить чертёж основы плечевого и поясного изделия;
- подобрать правильно цветовое сочетание тканей для создания костюма;
- работать на швейной машине с ножным приводом;
- обрабатывать плечевые и поясные изделия.
Содержание второго года обучения
Тема 1: Материаловедение
Цель: Познакомить с основными характеристиками швейных материалов, определяющими внешний вид и их свойства.
Теория: Технологические свойства ткани. Состав волокон, структура, фактура ткани. Свойства текстильных нитей и волокон.
Практика: Проверка тканей на прочность, осыпаемость, усадку, теплоёмкость, воду, гигроскопичность. Составление схемы видов ткани.
Тема 2: Этапы проектирования одежды
Цель: Познакомить с этапами проектирования одежды.
Теория: Изучение этапов проектирования одежды
Практика: Выбор темы костюма, разработка эскизов, разработка идей построения костюма, выбор ткани, снятие мерок, построение базового лекала, крой, технологическая обработка и сборка изделия, оформление изделия.
Тема 3: Художественные системы проектирования единичных моделей одежды и ансамбля
Цель: Познакомить с художественными системами проектирования единичных моделей одежды и ансамбля - (раскрытие единого композиционного замысла).
Теория: Изучениевидов художественных систем, проектирование единичных моделей одежды и ансамбля.
Практика Зарисовки моделей одежды на основе базовой формы, проектирование единичных моделей одежды и ансамбля - разработка комплекта молодёжной одежды состоящий из блузы и юбки, костюм в художественной системе «ансамбль». Построение основы плечевого, поясного изделия. Расчёт (плечевого, поясного) изделия на заданном примере. Снятие мерок для плечевого изделия, для поясного изделия. Технология построение лекала. Моделирование по образцу. Подбор, изготовление аксессуаров, головных уборов, обуви. Инструменты - сантиметровая лента, ножницы, булавки, иголки, лекало, выкройки.
Тема 4:Овладение теорией и навыками по обработке швейных изделий повышенной сложности
Цель: Овладеть теорией и навыками обработки швейных изделий повышенной сложности.
Теория: Изучение основ отделочных деталей карманов и клапанов, воротников.
Практика: Подготовка деталей изделия к работе: Накладной карман с кантом, прорезной карман «в рамку», карман в рамку, карман в шве с потайной молнией; Воротники: воротник-бант, съёмный воротник-стойка, воротник с двумя оборками.
Тема 5: Технология конструирования головных уборов.
Цель: Изучение технологии конструирования головных уборов.
Теория: Основа чертежа головного убора.
Практика: Технический эскиз. Снятие мерок. Расчёт. Построение чертежа основы головного убора. Моделирование. Подготовка и проведение примерок, художественное оформление головного убора.
По итогам второго года обучения:
Знают:
- технику безопасности на рабочем месте;
- основные характеристиками швейных материалов, определяющими внешний вид и их свойства;
- этапы проектирования одежды;
- художественные системы проектирования единичных моделей одежды и ансамбля;
- теорию обработки швейных изделий повышенной сложности;
- технологию конструирования головных уборов.
Умеют:
- определять технологические свойства ткани, состав волокон, структуру, фактуру ткани;
- работать с этапами проектирования одежды;
- работать с художественными системами проектирования единичных моделей одежды и ансамбля;
- обрабатывать швейные изделия повышенной сложности;
- конструировать и моделировать простейшие головные уборы;
- соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.
Содержание третьего года обучения
Тема 1: Основы композиции костюма
Цель: Изучение, свойств, средств композиции костюма.
Теория: Понятия - свойств и средств композиции костюма.
Практика: Разработка эскизов при помощи свойств, средств композиции.
Тема 2: Виды коллекций
Цель: Познакомить с видами коллекций
Теория: Виды коллекций одежды, разделение по подвидам: авторская, тематическая коллекция.
Практика: разработка серии 3-4 эскизов комплектов для авторской коллекции.
Тема 3: Творческая коллекция костюмов в стиле «Этно»
Цель: Научить грамотному планированию процесса выполнения коллекции.
Теория: коллекция в стиле «Этно». Цветовое проектирование.
Практика: Зарисовка базовой формы конкретного силуэта и конструкции с определённым количеством деталей, поиск образа, трансформация творческого источника в конкретную форму костюмов, выполнение творческого эскиза. Снятие мерок. Построение базового лекала. Крой. Технологическая обработка и сборка изделия. Художественное оформление коллекции.
Тема 4: Элементы проектной графики костюма
Цель: Познакомить с графическими приёмами эскизирования. Изучение видов эскизных форм.
Теория: Элементы проектной гафики костюма. Графические приёмы эскизирования. Основные эскизные формы. Алгоритм работы над графической частью выпускной работы(реферата). Этапы эскизной разработки коллекции костюмов.
Практика: Выполнение эскизных форм по костюму в разных техниках: фор-эскизы, творческие (авторские), технические (рабочие). Приёмы изображения моделей одежды в эскизной графике. Оформление портфолио.
По итогам третьего года обучения:
Знают:
- основы композиции костюма;
- виды коллекций;
- грамотное планирование процесса выполнения коллекции;
- элементы проектной графики костюма;
Умеют:
- работать со средствами и элементами композиции костюма;
- выполнять эскизные формы;
- разделять виды коллекций на подгруппы;
- проектировать грамотно коллекцию.