Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К Внешним относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

· воспитывающий и развивающий характер последнего;

· обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним относят — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала):

· зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

· отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

· задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.

И.П. Подласый в учебнике "Педагогика" дает классификацию всех имеющихся закономерностей, действующих в учебном процессе. Эти закономерности подразделены на две группы: на общие и частные. Общие закономерности охватывают процесс обучения в целом, тогда как частные закономерности связаны лишь с отдельными компонентами учебного процесса.

Общие закономерности процесса обучения (И.П.Подласый):

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от:

а) от уровня и темпов развития общества;

б) потребностей и возможностей общества;

в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от:

а) общественных потребностей и целей обучения;

б) темпов социального и научно-технического прогресса;

в) возрастных возможностей школьников;

г) уровня развития теории и практики обучения;

д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых в нем результатов;

б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся;

д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от:

а) знаний и навыков в применении методов;

б) цели обучения;

в) содержания обучения;

г) возраста учащихся;

д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

е) материально-технического обеспечения;

ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:

а) интенсивности обратных связей в системе обучения;

б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирующего обучения.

Продуктивность обучения зависит от:

а) внутренних стимулов (мотивов) обучения;

б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Знание этих закономерностей поможет учителям более эффективно планировать учебный процесс и управлять им.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения.К частным относятся закономерности процесса обучения:

· собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);

· гносеологические, т.е. познавательно оценочный (результаты обучения зависят от познавательной активности обучаемых, умения и потребности учиться и т.д.);

· психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей обучаемых, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

· социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения и т.д.);

· организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у обучаемых потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.)

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.


В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.
Основополагающими, общепризнанными являются принципы:
1. Научность. Этот принцип играет особую роль, так существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных фактов и теорий. Этот принцип должен указывать пути решения ряда необходимых проблем, а именно: доказательное обоснование научности каждого нового содержания, включаемого в учебный предмет; установление критериев научности; методологическая оценка научного содержания предмета изучения.
2. Систематичность. Сообщение и усвоение знаний в определенной, педагогически обоснованной системе.


3. Последовательность. Каждое новое знание опирается на предыдущее.


4. Связь теории с практикой. Соединение теоретической и практической подготовки учащихся, их профессиональная ориентация при изучении всех предметов учебного плана.


5. Сознательность и самостоятельность обучения. Обоснованное самостоятельное мышление обучающихся. Сознательность рассматривается как личное убежденное направление в процессе приобретения знаний, умений, навыков и в своем творческом развитии. Сознательность неразрывно связана с активностью и самостоятельностью, с проявлением интереса, увлеченности, инициативности, требовательности к себе.

6. Наглядность. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.


7. Доступность. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.
8. Прочность знаний. Знания приобретаются не только для увеличения их объема, а для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Возрастающий объем информации, изменяющееся содержание научных областей требуют отбора сведений, подлежащих прочному запоминанию.


9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Функции процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны между собой. Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее обучения целостен и един. Формировать всесторонне развитую личность - значит обучать основам наук, общим методам познания, творческому мышлению и рациональному использованию знаний на практике, эмоциональному восприятию окружающей действительности. Процесс обучения предполагает и овладение учащимися специальными умениями и навыками.

Сложен вопрос о соотношении обучения и развития. Развитие, являясь результатом обучения, выступает как готовность личности к самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности. Признаками развития можно считать: дисциплинированность мышления, способность продуктивно усваивать новое, системность знаний, умение применять их в разнообразных условиях, способность переносить приемы умственной деятельности в новые условия, познание сущности явлений, теоретическое мышление и способность организовать свои действия. По ходу обучения необходимо развивать у учащихся восприятие, память, наблюдательность, мышление, речь, воображение. Эти качества личности формируются в процессе такого обучения, которое вовлекает учащихся в творческую систематическую самостоятельную работу.

Закономерности и принципы обучения. - student2.ru

Обучение выполняет и воспитывающую функцию. Воспитание осуществляется через содержание, формы и методы обучения. Огромное влияние на учащихся оказывает личность учителя. На каждом уроке решаются такие воспитательные задачи: формируются мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, поведение и деятельность в обществе, система идеалов и потребностей. Решение этих задач невозможно без усвоения знаний, определенных понятий, соблюдения требований, норм, традиций. Реализация воспитательной функции обучения и состоит в том, что оно придает формированию новых положительных качеств личности целенаправленный характер.

Системный подход является методологическим направлением научных исследований, ориентирующих ученых на изучение сложных систем не только как целостных объектов, но и отдельных элементов в их взаимосвязях и отношениях. В учебно-воспитательном процессе внутри одной учебной дисциплины также возможен системный подход.

В педагогике таким целостным объектом исследования является единство обучения, воспитания и развития учащихся. Имея данные о результатах системного исследования соответствующих объектов, учитель может успешно применять системный подход к учебно-воспитательному процессу.

6. Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса обучения, определяет его направление и в значительной степени детерминирует общий результат, эффективность педагогических воздействий.

В педагогической литературе отмечается многоуровневый характер педагогических целей. Так, Т.И. Ильина предложила три уровня педагогических целей:

1) цель, задающая общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества и определяющая характер педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку;

2) педагогические цели на определенном уровне формирования личности;

3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного занятия или какого-то иного мероприятия.

Реализация целей образования невозможна без постановки и решения главных и соответствующих частных целей. При определении конкретных целей обучения важно установить не только то, что должны, но и что реально могут достичь обучаемые. Четкая научная организация учебно-познавательной деятельности учащихся и предполагает осмысление конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и последовательно в течение всего занятия.

Наши рекомендации