Ответственность за формирование и редактирование портфолио

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

_____________Т.И. Гуляева

«____» _________ 2015 г.

Документированная процедура

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Положение об электронном портфолио обучающихся ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

СМК-ДП-7.5.1(2.5)23-15

Версия 01

Дата введения:__.__20__приказом ректора от __.__20__№__

СОГЛАСОВАНО

Протокол № заседания

Учёного совета

от «___»_________2015г.

Орёл, 2015

Содержание документа

1. Назначение и область применения процедуры………………………………………………...3

1. Описание процедуры…………………………….………………………………………………...3

2.1 Общие положения........................................................................................................................ 3

2.2 Цель и задачи электронного портфолио................................................................................... 4

2.3 Структура и содержание электронного портфолио............................................................. 5

2.4 Оформление электронного портфолио…...……………………………………….….……………....5

2.5 Субъекты портфолио…………………………………....……………………………………………....6

3. Ответственность за формирование и редактирование портфолио........................................ 6

4. Нормативные документы............................................................................................................... 8

Приложение А Термины, определения и сокращения.............................................................. 9

Приложение Б Образец оформления титульного листа......................................................... 11

Приложение В Образец оформления листа представления................................................... 12

Приложение Г Образец оформления файла "Достижения и работы"................................. 13

Приложение Д Структура портфолио обучающегося............................................................. 17

Приложение Е Титульный лист портфолио............................................................................. 17

Приложение Ж Образец согласия обучающегося на обработку и размещение электронного портфолио обучающегося ФГБОУ ВО Орловский ГАУ........................................................ 18

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

1.1 Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления, ведения и оценки электронного портфолио обучающегося в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Орловский государственный аграрный университет» (далее – университет).

1.2 Настоящая ДП входит в состав документов системы менеджмента качества (далее - СМК), обеспечивающих функционирование процесса 2.5 «Проектирование и реализация основных образовательных программ» Реестра процессов и видов деятельности в рамках системы менеджмента качества ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. Документ направлен на выполнение требований п. 7.5.1. «Управление производством и обслуживанием» ГОСТ ISO 9001, развитием положения Руководства по качеству ФГБОУ ВО Орловский ГАУ.

1.3 Требования данной ДП обязательны для должностных лиц и персонала университета, участвующих в проектировании и реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров.

Описание процедуры

2.1 Общие положения

2.1. Электронное портфолио является эффективным средством мониторинга образовательных достижений обучающихся.

2.2. Электронное портфолио позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности обучающихся, реализуемой в рамках образовательного процесса, учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской воспитательной, творческой, спортивной, социальной, самообразовательной и др.

2.3. Электронное портфолио дополняет контрольно-оценочные средства при проведении экзаменов по профессиональным модулям в рамках освоения образовательной программы.

2.4. Объективная оценка уровня достижений, обучающихся предназначена для получения объективной информации об уровне освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, результатах учебной и иных видах деятельности, выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности обучающихся, установления причин повышения или снижения уровня его достижений с целью последующей коррекции.

2.5. Сбор информации, свидетельств, доказательств учебных достижений и профессионального становления осуществляется непосредственно обучающимся, который несет персональную ответственность за формирование электронного портфолио.

2.6 Электронное портфолио обучающихся начинает формироваться с момента зачисления на обучение по образовательной программе и завершается по окончании обучения, хранится в течение одного года после окончания срока обучения.

2.7 Обучающиеся регулярно обновляют электронное портфолио во время обучения по основному и сопутствующим направлениям подготовки, включает в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе обучения и развития.

2.8 Формирование электронного портфолио является обязательным для каждого обучающегося.

2.9 Обучающийся дает свое письменное согласие на обработку и размещение электронного портфолио на сайте ФГБОУ ВО Орловского ГАУ (Приложение Ж).

2.2 Цель и задачи электронного портфолио

2.2.1 Основная цель электронного портфолио - анализ и представление значимых результатов, процессов профессионального и личностного станов­ления выпускника, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающихся.

2.2.2 Электронное портфолио позволяет решить следующие задачи:

-проследить индивидуальный рост обучающегося, достиг­нутый им в процессе получения образования, вне прямого сравнения с до­стижениями других;

-поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся;

-поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельно­сти;

-формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собствен­ную деятельность;

-содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

2.2.3 Формирование электронного портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:

-самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определен­ными видами учебной, научной и творческой деятельности;

-научности и практичности;

-систематичности и регулярности самомониторинга;

-формализации и представимости;

-оптимальности;

-профессиональной этики и открытости;

-аккуратности и эстетичности;

-целостности, тематической завершенности материалов.

2.3 Структура и содержание электронного портфолио

2.3.1. В структуру электронного портфолио обучающихся включаются следующие элементы:

-титульный лист (Приложение Б);

- лист представления, который содержит сведения об образовательном опыте обучающегося до поступления в университет (сертификаты, дипломы, аттестаты) (Приложение В);

- портфолио достижений и работ по разделам (Приложение Г):

· - в раздел 1 обучающийся самостоятельно записывает сведения об учебных достижениях (результаты текущего и промежуточного контроля, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы);

· -в раздел 2 обучающийся вносит сведения о результатах различного рода практики;

· -в раздел 3 обучающийся вносит сведения об участии в научно-исследовательской деятельности;

· - в раздел 4 заносятся дополнительные личные достижения (достижения во внеучебной деятельности: участие в олимпиадах, проектной деятельности, интеллектуальных конкурсах, спортивные достижения и др.).

2.3.2 Портфолио документов может содержать копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, подтверждающих индивидуальные достижения в учебной деятельности (дипломы об участии в олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов дополнительного образования и т. д.).

2.3.3 Портфолио работ включает исследовательские, проектные работы, доклады на научно-практических конференциях, электронные варианты статей или печатных изданий со статьями обучающегося, тезисы докладов на конференциях, семинарах и т. д. в электронном виде и др.).

2.4 Оформление электронного портфолио

2.4.1 Портфолио создается на платформе eLearning Server 4G и хранится на сервере университета. Обучающимся предлагается располагать контент в пяти папках: «Лист представления», «Учебная деятельность», «Практики», «Научно-исследовательская работа», «Личные достижения» (Приложение Д).

2.4.2 Авторизованный доступ к заполнению портфолио предоставляется на сайте университета по ссылке Факультеты/Образовательный портал Орловского ГАУ.

2.4.3 Титульный лист портфолио оформляется в соответствии с приложением Б и отображается в личном кабинете обучающегося (Приложение Е).

2.4.4 Портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель, имеющую разделение на вышеуказанные подпапки, создаваемую в личном кабинете обучающегося в разделе Сервис/Файловое хранилище.

2.4.5 Документы, подтверждающие учебную, научную и другую деятельность студента за время обучения размещаются в соответствующих папках портфолио в виде текстовых файлов (форматы .doc, .docx, .rtf, .pdf), изображений (форматы .jpg, .jpeg, .png), видеофайлов (форматы .avi, .wmv), аудиофайлов (формат .wma, .mp3), презентаций.

2.4.6 В качестве подтверждающего документа результатов учебной деятельности в папке «Учебная деятельность» размещаются файлы, содержащие листы зачетной книжки с проставленнымизачетами и оценками, подписями и печатями, в форматах .pdf или .jpeg, а также рефераты, отзывы, контрольные, расчетно-графические, курсовые и выпускные квалификационные работы в формате .pdf.

2.4.7 В папке «Практики» размещаются общие сведения о видах и сроках практик (Приложение Г), а также файлы в формате .pdf, содержащие отчеты по практике и отзывы, изображения листов зачетной книжки с отметкой о результатах прохождения практик.

2.4.8 Размещаемые файлы документов должны соответствовать следующим требованиям:

- объем презентаций не может превышать 20 слайдов;

- презентации создаются в приложении PowerPoint и сохраняются в формате, совместимом с PowerPoint 1997-2010;

- размер фото и других изображений не должен превышать 300 Кб, разрешение не должно быть менее 1024х768;

- размер других типов файлов не должен превышать 1000 Мб.

2.5 Субъекты портфолио

2.5.1 Обучающийся лично собирает, систематизирует информацию, доказательства, свидетельства учебных, внеучебных и профессиональных достижений, отвечает за качество и достоверность представленных материалов.

2.5.2 Куратор группы осуществляет контроль документов и материалов, входящих в электронное портфолио обучающегося, не менее двух раз в год. Куратор мотивирует обучающихся на создание портфолио, представляет требования к оформлению, структуре и содержанию портфолио, знакомит с примерным содержанием разделов, определяет сроки формирования портфолио, координирует работу по накоплению материалов портфолио.

2.5.3 Инженер-программист отдела информатизации учебного процесса и дистанционных технологий обучения УИ Орловского ГАУ формирует и вносит необходимые изменения в титульный лист портфолио в личном кабинете обучающегося.

Ответственность за формирование и редактирование портфолио

3.1 Ответственными лицами за формирование портфолио, соответствующего принятому Положению, являются обучающийся, куратор (научный руководитель) и руководство факультета. Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками учебного процесса и четкое распределение обязанностей между ними.

3.2 Обучающийся оформляет портфолио в соответствии со структурой, определенной настоящим положением, регулярно подбирает, пополняет соответствующие разделы материалами и отвечает за их достоверность.

3.3 Обучающийся предоставляет личное фото в оцифрованном виде куратору группы для размещения на титульном листе в личном кабинете, а также актуальную информацию о месте проживания, контактный телефон, адрес электронной почты.

3.4 Куратор (научный руководитель):

-оказывает информационно-консультационную поддержку обучающемуся по формированию портфолио;

-осуществляет контроль за заполнением и достоверностью размещаемой информации;

-совместно с обучающимися отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и профессионального роста;

-проводит экспертизу результатов обучения, научной и внеучебной деятельности;

-выдает, при необходимости, отзыв, рецензию на работы обучающегося.

3.5 Факультет в лице заместителей декана по учебной, воспитательной и научной работе:

-своевременно актуализирует персональные данные обучающихся в ЭИОС университета;

-контролирует заполнение и своевременную актуализацию обучающимися личных кабинетов по всем разделам: образовательной, научной и внеучебной деятельности, в том числе в части результатов;

-использует данные из портфолио студента при принятии мер морального и материального стимулирования.

3.6 Преподаватель несет ответственность за размещение курсовых работ, проектов, рефератов, эссе и другой информации, касающейся дисциплины, которую ведет преподаватель.

3.7 Управление информатизации:

-обеспечивает бесперебойное функционирование базы в ЭИОС;

-предоставляет авторизованный доступ обучающимся, кураторам групп и ответственным работникам деканатов к портфолио обучающихся;

-формирует поля с персональными данными обучающихся в личном кабинете ЭИОС (ФИО, дата и место рождения, семейное положение, гражданство и пр.) для ввода в личный профиль обучающегося;

-обеспечивает защиту персональных данных от несанкционированного доступа (за исключением лиц, указанных в п. 3.1. настоящего Положения) и бесперебойность работы системы хранения данных, размещенных в портфолио обучающихся;

-интегрирует базы личных профилей с ЭИОС (вывод данных справочников, где находятся персональные данные обучающихся, данные ОПОП, учебных планов) и сайтом университета;

-разрабатывает инструкцию по заполнению портфолио обучающегося.

3.8 Научно – исследовательская часть:

-ежегодно актуализирует данные на сайте университета;

-контролирует участие обучающихся в научных проектах и проверяет наличие и достоверность сведений о научных публикациях;

-доводит до сведения учебных подразделений информацию по международным, всероссийским и региональным научным конференциям, конкурсам и выставкам, олимпиадам, в которых могут участвовать обучающиеся.

3.9 Молодежный центр и отдел международного сотрудничества доводит до сведения учебных подразделений информацию по международным, всероссийским и региональным студенческим творческим конкурсам и выставкам, спортивным мероприятиям, в которых могут принять участие обучающиеся ФГБОУ ВО Орловского ГАУ.

3.10 Центр содействия трудоустройству актуализирует контент и обеспечивает функцио нирование специализированного раздела на сайте университета.

Нормативные документы

Положение разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова­тельной деятельности по образовательным программам высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

-Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;

-Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет»;

- Документы СМК Орловского ГАУ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2015 г. №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»

- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

- ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

Приложение А

Наши рекомендации