Словия реализации программы.
ояснительная записка.
Направленность программы «Волшебный карандаш» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования карандашами, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
В современном мире особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Задачи:
Самым важным является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого; необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих устремлениях призвана программа «Волшебный карандаш», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Программа «Волшебный карандаш» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий: так, рисование, окружающий мир, математика, литературное чтение сплетаются в единый клубок познавательного развития младшего школьника, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цели:
раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы сиспользованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
· словесные (рассказ, беседа),
· наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
· репродуктивные (воспроизводящий)
· частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
· творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
· работа под непосредственным руководством педагога;
· совместная работа;
· самостоятельная работа.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
Предполагаемые результаты
год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
- познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
- изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
- сочетание цветов (холодные, теплые…)
год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводится изображение человека, частей тела.
- умение составить композицию;
- понятие о пространстве…
год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках рисования карандашами, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.
- развивать и совершенствовать чувство цвета;
- передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;
- творческие работы.
год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводится на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.
словия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям .До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности .
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов. | Дата планируемая | Дата фактическая |
Знакомство с искусством | ||||
1. | Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по ТБ. | |||
2. | Мои каникулы. | |||
3. | Краски радуги. Приемы штриховки. | |||
4. | Холодные и теплые тона. Осень. | |||
5. | Мои мультики. Рисуем Кроша. | |||
6. | Домашние животные. Кошка. | |||
7. | Медвежонок из сказки «Три медведя». | |||
8. | Белый гриб, мухомор. | |||
9. | Мои мультики. Рисуем Нюшу. | |||
10. | Рисуем птиц. Воробей. | |||
11. | Дом, в котором я живу. | |||
12. | Орнамент в полосе. | |||
В мире много интересного | ||||
13. | Цветоведение. Штриховка в разных направлениях. | |||
14. | Домашние животные. Собака | |||
15. | Рисование плаката к новому году. | |||
16. | Дикие животные . Белочка. | |||
17. | Рисование динозаврика. | |||
18. | Портрет папы (поздравительная открытка). | |||
19. | Золотая рыбка. | |||
20. | Подводное царство. Русалки. | |||
21. | Мои фантазии. | |||
22. | Зима. Снеговичок | |||
Красота в умелых руках | ||||
23. | Наскальные рисунки (море). | |||
24. | Мой друг . | |||
25. | Портрет мамы (цветные карандаши). | |||
26. | Цветы для мамы, подснежник. | |||
27. | Увлекательный космос. | |||
28. | Теремок. | |||
4. | Весна - красна | |||
29. | Жар – птица. | |||
30. | Веселые человечки. | |||
31. | Весенний букет . | |||
32. | Цирк. Клоун. | |||
33. | Скоро каникулы . | |||
34. | Свободная тема (творческая работа). | |||
Итого: |
Второй год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Золотой листопад | ||||
1. | Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по Тб. | |||
2. | Рисование простейших форм. Золотые листья. | |||
3. | Мои каникулы. | |||
2. | Любимые сказки и персонажи | |||
4. | Винни-Пух и все, все, все. | |||
5. | Мои мультики. Совунья | |||
6. | Рисунки птиц. Попугай Кеша. | |||
Мир в котором мы живем | ||||
7. | Орнамент, арабеска. | |||
8. | Домашние животные. Собака | |||
9. | Дикие животные. Слон. | |||
10. | Рисование плаката к Новому году. | |||
11. | Орнамент в круге. Морозные узоры | |||
12. | Гепард (животное в движении) карандаш. | |||
13. | Мои любимые дикие животные. | |||
14. | Водный мир. Заморские рыбы. | |||
15. | Поздравительная открытка на «23 – Февраля» | |||
16. | Лесные истории. Лес зимой. | |||
17. | Портрет любимой мамочки. | |||
18. | В мире космоса. Чудеса на Луне. | |||
19. | Русская матрёшка. | |||
20. | Транспорт. Автобус. | |||
21. | Моя семья. | |||
4. | Весеннее пробуждение | |||
22. | Цветочный мир, ромашки. | |||
23. | Цветение сада. Ветка вишни. | |||
24. | В зоопарке. Жираф. | |||
25. | Цирк. Морские тюлени. | |||
26. | Красота нашего города: дома Ивантеевки. | |||
27. | В здоровом теле – здоровый дух. Полезные продукты. | |||
28. | Рисование с натуры. Тюльпаны. | |||
29. | Рисование с натуры. Весенний букет. | |||
30. | Орнаменты в русской одежде. | |||
31. | Кукла в национальной одежде. Русский сарафан. | |||
32. | Небо в мае. Гроза. | |||
33. | Коллективная творческая работа. | |||
Итого: |
Третий год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
И снова наступила осень | ||||
1. | Вводное занятие. Курс ИЗО. Образы Осени. | |||
2. | Карандаши (какие бывают).Изображение фигур (в пространстве, передать объем и фактуру предмета). Шар, конус. | |||
3. | Память о лете. | |||
4. | Овощи и фрукты на столе. | |||
5. | Натюрморт в холодной гамме. Дождливая погода. | |||
6. | Натюрморт в теплой гамме. Осенний парк. | |||
7. | Гербарий. | |||
Сказка вокруг нас | ||||
8. | Сказочные герои. Машенька и три медведя. | |||
9. | Любимые сказки. | |||
10. | Обложка книги любимой сказки. | |||
11. | Любимый персонаж мультфильма. | |||
12. | Матрёна - Матрешка. | |||
13. | Насекомые леса. Гусеницы, бабочки, жуки. | |||
14. | Мои любимые животные. | |||
15. | Динозавры. | |||
16. | Древние люди | |||
В мире волшебных красок | ||||
17. | Натюрморт. Рябина. | |||
18. | Подводный мир. | |||
19. | Зимний день. | |||
20. | Дед Мороз и Снегурочка. | |||
21. | Новогодние празднества | |||
22. | Портрет друга . | |||
23. | Портрет папы (карандаши). | |||
24. | Транспорт. Пароход. | |||
25. | Поздравительная открытка на 8 – Марта. | |||
26. | Роспись по кругу. | |||
27. | Роспись посуды: Самовар да чашки (силуеты) | |||
Весна уж к нам стучится | ||||
28. | Знаки зодиака. | |||
29. | НЛО. Увлекательный космос. | |||
30. | Комиксы. | |||
31. | Композиция человек и животные. | |||
32. | Детская площадка. | |||
33. | Весна. Цветы вокруг нас. | |||
34. | Свободная тема (материал исполнения и техника по выбору ). | |||
Итого: |
етвёртый год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
В мире изобразительного искусства | ||||
1. | Корзина с овощами. | |||
2. | Осенний букет. Рисование с натуры. | |||
3. | Рисование в тёплой гамме. Лес вокруг. | |||
4. | Рисование в холодной гамме. Морские истории. | |||
5. | Композиция. Павлово-Посадские мотивы (цветы) | |||
Мир фауны. Мир, в котором мы живём | ||||
6. | Кошка с котятами. | |||
7. | Птицы в полёте. Журавли. | |||
8. | Животные нашего леса. Лось. | |||
9. | Дикие животные России. Волк и лиса. | |||
10. | Медведица с медвежатами в тайге. | |||
11. | Мои любимые животные (на выбор) | |||
12. | Древние люди . | |||
Любовь к искусству | ||||
13. | Рисование плаката. Новогодняя сказка. | |||
14. | Замок для Деда Мороза и Снегурочки. | |||
15. | Зимний день. | |||
16. | Изображение рук человека (кисти рук) | |||
17. | Строение человека. Наши пропорции. | |||
18. | Моя семья. Пропорции лица. | |||
19. | Портрет папы (профессии) | |||
20. | Поздравительная открытка на 8-Марта. | |||
21. | Коллективное панно «Жар-птица». | |||
22. | Дымковские узоры в современной моде. | |||
23. | Портрет инопланетянина. | |||
24. | Комиксы. | |||
25. | Весенний букет ( выбор техники, творческий подход ). | |||
26. | Цирковое представление. | |||
27. | Панно весенние цветы ( коллективная работа ). | |||
28. | Наш любимый город. | |||
29. | Плакат ко Дню Победы. | |||
30. | Наше будущее. Фантастика. | |||
31. | Спорт для всех. Виды летнего спорта. | |||
32. | Коллективная работа. Плакат: Безопасность на водоёме. | |||
33. | Правила дорожного движения. Знаки на дороге. | |||
34. | Плакат: Вода – источник всего живого. | |||
Итого: |
Литература
Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Т.В.Башаева
Уроки рисования карандашом
Автор: Эндрю Лумиc
Уроки рисования карандашом для начинающих: http://risunochki.ru
Г. Виноградова. Уроки рисования с натуры.
Готфрид Баммес "Анатомия для художника"
Простые уроки рисования Майорова Юлия Анатольевна