Словия реализации программы

год обучения

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся:11-22 лет

Автор-составитель:
Тарасов М.Н.,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы киновидеотворчества» реализуется в рамках деятельности детской киностудии «Белое солнце».

Направленность программы: научно-техническая.

Актуальность программы

Кино один из любимых видов искусства в России. Дети с раннего возраста тянутся к прекрасному, сложному миру кинематографа. Во многих семьях сейчас есть видеокамеры и видеомагнитофоны и за последние годы в УДОД Санкт-Петербурга появилось много детско-юношеских киновидеостудий. Детям предоставляется возможность познакомиться с огромным разнообразием профессий, без которых невозможно создать фильм, проявить себя в искусстве кино, раскрыть свои таланты, развить умение заниматься творческой работой.

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Цель образовательной программы

Познание сложного искусства кинематографа, развитие образного мышления и навыков общение в творческой группе, так необходимых для создания фильма. Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа, умение создать свой любительский фильм с применением последних достижений науки и техники.

адачи программы

3.1. Обучающие:

- Ознакомление с основами кинематографа, жанрами и направлениями развития мирового кино.

- Обучение написанию сценария учебного, научно-популярного, документального, игрового и мультипликационного киновидеофильма.

- Обучение основам режиссуры кино, актерскому мастерству, видеосъёмке, видеомонтажу и озвучиванию киновидеофильма

- Обучение навыкам всех тех многочисленных профессий, необходимых при создании киновидеофильма

3.2. Развивающие

- Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.

- Развитие познавательных способностей учащихся.

- Развитие устойчивого интереса к киноискусству.

- Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

3.3. Воспитательные:

- Привитие элементов общей культуры и поведенческой этики.

- Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.

- Развитие умения оценивать собственные возможности и умение работать в творческой группе. Воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;

- Организация встреч с ведущими специалистами и творческими работниками кинематографа и творческих ВУЗов.

- Посещение и участие в творческих фестивалях и конкурсах.

словия реализации программы

Возрастной диапазон обучающихся варьируется от 14 до 22 лет, приблизительно к такому возрасту человек определяется в направлении творчества. В этом возрасте ребенок становится взрослым и важно направить его энергию на созидание, на деланье какого-то ДЕЛА, результаты которого интересны не только ему, но и окружающим. Попробовав множество профессий входящих в кинематограф, ребенок сможет лучше определиться со своей будущей профессией.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в первый год обучения (216 часов в год) и 2 раза в неделю по 3 часа во второй год обучения (216 часов в год).

Программа рассчитана на уровень освоения: общекультурный.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области кинематографа.

Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр фильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).

В связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса:

· словесный

· наглядный

· практический

· объяснительно-иллюстративный

· фронтальный

· индивидуально-фронтальный.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная в рамках групповой.

Ожидаемые результаты - это создание собственного или в составе творческой группы, фильма или видеосюжета.

Ожидаемый результат обучения:

- свободное владение обучающимися специфическими понятиями, терминологией

- умение творчески осмысливать действительность

- умение выполнять изученные технологические операции по созданию фильма.

- уважительное отношение к результатам труда

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе

На второй год обучения обучающийся проходит более углублённо такие понятия, как жанры кино, более серьёзно подходит к подготовительному процессу. Более углублённо преподаются творческие основы монтажа, озвучивания и сведения. В результате второго года обучения обучающийся получает более полные знания по творческой стороне кино.

Педагог объясняет обучающимся «стержневую» информацию, которую за тем воспитанники многократно закрепляют на практике.

В конце второго года обучения воспитанники должны снять фильм или видовой этюд самостоятельно или в группе.

Формы подведения итогов реализации программы - участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.

Контроль знаний проводится в виде творческих видеоэтюдов, конкурсов и фестивалей фильмов.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Содержание теория практик всего
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. -
2. Современный кинематограф -
3. Драматургия игрового фильма
4. Сценарии фильмов разных жанров
5. Режиссура фильмов разных жанров
6. Операторское мастерство
7. Различные виды съёмок -
8. Компьютер в кино
9. Линейный монтаж видеофильма
10. Компьютерный монтаж видеофильма
11. Звуковое оформление фильма
12. Дикторский текст и диалоги
13. Музыка в фильме
14. Техника видеопоказа
15. Участие в конкурсах и фестивалях -
16. Экскурсии -
17. Заключительное занятие -
Итого

Содержание программы

II год обучения

1. Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Цели и задачи второго года обучения. Демонстрация возможностей цифровой видеокамеры. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий. Знакомство с планом второго года обучения.

2. Современный кинематограф и телевидение.

Теория. Тенденции развития кино и телевидения. Техника кино и телевидения. Жанры. Основные этапы развития кинематографа.

Конец XIX в. — создание кинескопов, биоскопов, витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.

1894 — изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом.

1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Опостом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.).

1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка»).

1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом электронно-лучевой трубки (кинескопа).

1908 — создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.

1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).

1914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).

1920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).

1927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).

1936 — первые передачи телевидения в России.

1940 — появление в России в продаже первых телевизоров.

1949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.

1970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.

1973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет

1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).

3. Драматургия кино и телевидения

Теория. Разбор современного фильма по определённым признакам на составляющие компоненты – сценарий, режиссура, операторская работа, и т.д. Написание сценариев фильмов различных жанров.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.

4. Сценарии фильмов разных жанров.

Теория. Разбор сценария фильма по определённым признакам на составляющие компоненты. Написание сценариев фильмов различных жанров.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.

5. Режиссура телепередачи, телефильма и кинофильма. Тележурналистика.

Теория. Теоретическая и практическая работа по постановке фильмов различных жанров

Практика: «Основы Тележурналистики».

Формы контроля: тест-опрос, съемка телефильма.

6. Операторское мастерство

Теория. Творческая сторона операторского мастерства. Постановка света. Цветовое решение. Балансировка света. «Рисующий» источник света. Размер и положение «Рисующего». Расположение рисующего источника и время суток. Размер «рисующего» источника и расстояние до освещаемого объекта. «Мягкий» и «жесткий» свет: что для чего. Цветовая температура.

Практика: «Операторское мастерство».

Формы контроля: съемка игрового фильма.

7. Различные виды съемок.

Практика: Практическая видеосъемка авторских фильмов и различных мероприятий. Телеоператор непосредственно осуществляет процесс съемок телепередачи или иного видеоматериала. Знание этапов работы по проекту, владение ПК, специальной техникой. Личностные: креативность, ответственность, стрессоустойчивость, аккуратность. Управление процессом съемок, планирование, организация и проведение съемок, контроль отснятого материала.

Практика: «Основы Телеоператорства».

Формы контроля: тест-опрос, съемка телевизионной передачи.

8. Компьютер в кино.

Теория. Использование компьютерных технологий в индустрии кино. Голливуд и кино. Современные спецэффекты.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.

9. Линейный монтаж видеофильма.

Теория. Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.

Практический монтаж на видеомагнитофонах. Самостоятельная работа на монтажной аппаратуре (видеомагнитофоны, микшеры)

Практика: «Основы линейного монтажа фильма».

Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи.

10. Нелинейный (компьютерный) монтаж

Теория. При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.

Техническая сторона монтажа на компьютере. Программы монтажа. В качестве практики ученики монтируют ранее снятые материалы. Творческий компьютерный монтаж.

Практика: «Основы нелинейного монтажа фильма».

Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи на компьютере.

11. Звуковое оформление фильма.

Теория. Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Ученики проходят техническую и творческую сторону звукового сопровождения. Необходимость музыки в сюжете, содержание дикторского текста, звуковые эффекты, микширование, аппаратура перезаписи звука, запись синхронного звука, и т.д.

Практика: «Озвучивание фильма».

Формы контроля: тест-опрос.

12. Дикторский текст

Теория. Практика.Запись диктора. Написание диалога и монолога.

13. Музыка в фильме

Теория. Практика.Музыкальные редакторы. Сэмплы и фоновая музыка.

14. Техника видеопоказа

Теория. Практика.Рассказ о технической стороне демонстрации кинофильма и видеофильма, видеоформаты, стандарты цветности, видеомагнитофоны, видеопроекторы, и т.д.

15. Участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.

Теория.Подготовка фильма к конкурсу. Начальные и конечные титры. Создание субтитров на иностранном языке. Оформление заявки на участие в конкурсе или фестивале изготовление представительской обложки фильма. Личное участие в конкурсах.

Практика: «Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов».

Формы контроля: Показ фильмов на любительских кинофестивалях.

16. Экскурсии

Выезд в университет Кино и Телевидения Санкт-Петербурга.

17. Заключительное занятие

Педагог с воспитанниками подводит итоги всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение.

Календарно-тематический план на 2013/14 учебный год

№ п/н Раздел тема Количество часов Группа №5 Группа №
Планируемая дата Фактическая дата Планируемая дата Фактическая дата
  1. Вводное занятие.
Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий. . ТБ ИОТ-065, 064, 068. 20В. Знакомство с планом второго года обучения 05.09.2014      
  2. Современный кинематограф
Техника и жанры. 07.09.2014      
  3. Драматургия игрового фильма
Разбор фильма. 12.09.2014      
Разбор фильма. 14.09.2014      
Написание сценария. 19.09.2014      
Написание сценария. 21.09.2014      
Написание сценария. 26.09.2014      
Основы драматургии. 28.09.2014      
Основы драматургии. 03.10.2014      
  4. Сценарии фильмов разных жанров
Разбор сценария фильма. 05.10.2014      
Разбор сценария фильма. 10.10.2014      
Разбор сценария фильма. 12.10.2014      
Разбор сценария фильма. 17.10.2014      
Сценарии различных жанров. 19.10.2014      
Сценарии различных жанров. 24.10.2014      
Сценарии различных жанров. 26.10.2014      
Написания сценария. 31.10.2014      
Написания сценария. 02.11.2014      
  5. Режиссура фильмов разных жанров
Теория фильма. 07.11.2014      
Теория фильма. 09.11.2014      
Практическая постановка фильма. 14.11.2014      
Практическая постановка фильма. 16.11.2014      
Практическая постановка фильма. 21.11.2014      
Основы Тележурналистики. 23.11.2014      
Основы Тележурналистики. 28.11.2014      
  6. Операторское мастерство
Творческая сторона операторского мастерства. 30.11.2014      
«Рисующий» источник света. 05.12.2014      
Расположение рисующего источника. 07.12.2014      
Размер источника света. 12.12.2014      
Операторское мастерство 14.12.2014      
  7. Различные виды съёмок
Видеосъемка авторских фильмов. 19.12.2014      
Видеосъемка мероприятий. 21.12.2014      
Этапы работы по проекту. 26.12.2014      
Управление процессом съемок. 28.12.2014      
Организация и проведение съемок. 16.01.2015      
  8. Компьютер в кино
Использование компьютера в кино. 18.01.2015      
Спецэффекты. 23.01.2015      
Спецэффекты. 25.01.2015      
Основы драматургии. 30.01.2015      
  9. Линейный монтаж видеофильма
Монтаж на видеомагнитофонах. 01.02.2015      
Работа на монтажной аппаратуре. 06.02.2015      
Работа на монтажной аппаратуре . 08.02.2015      
  10. Компьютерный монтаж видеофильма
Техническая сторона монтажа на компьютере. 13.02.2015      
Техническая сторона монтажа на компьютере 15.02.2015      
Программы монтажа. 20.02.2015      
Программы монтажа. 22.02.2015      
Монтаж отснятого материала. 27.02.2015      
Монтаж отснятого материала. 01.03.2015      
Творческий монтаж. 06.03.2015      
Творческий монтаж. 13.03.2015      
Творческий монтаж. 15.03.2015      
  11. Звуковое оформление фильма
Подбор музыкальной темы. 20.03.2015      
Озвучивание фильма. 22.03.2015      
Озвучивание фильма. 27.03.2015      
  12. Дикторский текст и диалоги
Запись диктора. 29.03.2015      
Запись диктора.. 03.04.2015      
Написание диалога и монолога. 05.04.2015      
Написание диалога и монолога 10.04.2015      
  13. Музыка в фильме
Музыкальные редакторы. 12.04.2015      
Музыкальные редакторы. 17.04.2015      
Фоновая музыка. 19.04.2015      
Сэмплы. 24.04.2015      
  14. Техника видеопоказа
Техническая сторона демонстрации видеофильма. 26.04.2015      
Видеоформаты,. 03.05.2015      
Техника видеопоказа. 08.05.2015        
  15. Участие в конкурсах и фестивалях
Подготовка фильма к конкурсу.. 10.05.2015      
  Подготовка фильма к конкурсу. 15.05.2015      
Подготовка фильма к конкурсу. 17.05.2015      
  16. Экскурсии
Выезд в университет Кино и Телевидения Санкт-Петербурга. 22.05.2015      
  17. Итоговое занятие
Подведение итогов всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение 24.05.2015      
  ИТОГО

Учебно-методический комплекс

Отдел социально-культурной работы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Киностудия «Белое солнце»» для детей 14-18 лет, 2 год обучения

Педагог – Тарасов Н.Н.

№ п/п Компоненты учебно-методического комплекса Для педагога Для учащихся и родителей
1. Учебные и методические пособия
1.1. Информационные, справочные материалы 1.Инструкции: · должностная инструкция педагога д/о; · инструкции для обучающихся;
  • инструкция по ТБ ИОТ-012-2007 , ИОТ-014-2007;
  • инструкция для преподавателей по проведению инструктажа по охране труда
2. Справочные материалы - Кино России. Режиссерская энциклопедия. В 2 томах. Том 1. (Составитель Лев Рошаль). – Издательство: НИИ киноискусства, 2009. - Кудряшов Н.Н. Справочник кинолюбителя. – М.: Искусство, 1986. - Васин В. А. Видеомагнитофоны и видеокамеры. Справочное пособие. – М.: Издательство: Горячая Линия – Телеком, 2002.
1. Кино России. Режиссерская энциклопедия. В 2 томах. Том 1. (Составитель Лев Рошаль). – Издательство: НИИ киноискусства, 2009. 2. Васин В. А. Видеомагнитофоны и видеокамеры. Справочное пособие. – М.: Издательство: Горячая Линия – Телеком, 2002.
1.2. Научная, специальная, методическая литература 1. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – СПб ЛИКИ, 1999. 2. Жизнь замечательных людей Актеры кино. – М.: Аст, 1999. 3. Кудряшов Н.Н. Справочник кинолюбителя. – М.: Искусство, 1986. 4. Летопись Российского кино. 1946-1965 (Составители П. Фионов, А. Дерябин, В. Фомин, В. Михайлов, М. Косинова). – Издательство: Канон+РООИ "Реабилитация", 2010. 5. Елисеева Е. Художественное пространство в отечественных игровых фильмах XX века. – Издательство: Старклайт, 2012. 6. Энг Том Цифровое видео. Справочник. – Издательство: АСТ, Астрель, 2006.   1. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – СПб ЛИКИ, 1999. 2. Жизнь замечательных людей Актеры кино. – М.: Аст, 1999. 3. Летопись Российского кино. 1946-1965 (Составители П. Фионов, А. Дерябин, В. Фомин, В. Михайлов, М. Косинова). – Издательство: Канон+РООИ "Реабилитация", 2010. 4. Елисеева Е. Художественное пространство в отечественных игровых фильмах XX века. – Издательство: Старклайт, 2012.
1.3. Каталог сохранившихся игровых фильмов Великий Кинематограф. Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908-1919 гг. Составители Вера Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Юрий Цивьян, Рашит Янгиров. – М.: Издательство: Новое литературное обозрение, 2002.  
2. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся
    Методики психолого-педагогической диагностики личности:
2.1. анкеты 1. Выявление уровня самооценки учащихся …
2.2. диагностические карты 1.Личные карточки 2. Диагностическая карта развития (успешности) обучающегося
2.3. методики 1. Педагогическое наблюдение 2. Методика «Профиль умений»
3. Материалы по работе с детским коллективом
    Методики педагогической диагностики коллектива:
3.1. анкеты 1. Анкета «Что важнее?» (на определение ценностно-ориентационного единства коллектива)
3.2. опросники 1.Опросник «Мои товарищи»
3.4. методики 1. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
4. Материалы из опыта работы педагога
    Для педагога Для учащихся и родителей
4.1. Конспекты занятий - «Тенденции развития кино и телевидения. Техника кино и телевидения. Жанры. Основные этапы развития кинематографа». - «Теоретическая работа по постановке фильмов различных жанров». - «Творческая сторона операторского мастерства. Постановка света. Цветовое решение. Балансировка света».  
         

Список литературы

Список литературы для педагога

1. Джунипер Адам, Дэвид Ньютон Съемка видеофильмов цифровой зеркальной фотокамерой. 101 урок для желающих наладить собственное кинопроизводство. – Издательство: Добрая книга, 2011.

2. Дьяконов В.П. Мобильная и портативная аудио- и видеотехника. – М.: Издательство: Солон-Пресс, 2004.

3. Страер Пэм От съемки до монтажа цифрового видеофильма. Практическое руководство в примерах (перевод М. Первухиной). – Издательство: НТ Пресс, 2007.

4. Надеждин Н. Я. Мир Видео. – М.: Издательство: Солон-Пресс, 2005.

5. Синецкий Д. Видеокамеры и видеосъемка. – М.: Издательство: Международное Агентство «A.D. & T.», 2001.

6. Лысенков А. Азбука видеосъемки. – М.: Издательство: Олма Медиа Групп, Олма-Пресс Экслибрис, 2006.

7. Джошуа Пол Цифровое видео. Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу. – М.: Издательство: ДМК Пресс, 2008.

8. Халл Роберт, Юбанк Джейми – М.: Цифровая видеосъемка. Практическое руководство. – М.: Издательство: Росмэн-Издат, 2004.

9. Василевский Ю.А. Техника аудио- и видеозаписи. Толковый словарь. – М.: Издательство: Горячая Линия – Телеком, 2006.

10. Васин В. А. Видеомагнитофоны и видеокамеры. Справочное пособие. – М.: Издательство: Горячая Линия – Телеком, 2002.

11. Ландо С.М. Фотокомпозиция для киношколы. – М.: Издательство Политехника-сервис, 2009.

12. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. – М.: Издательство: НТ Пресс, 2004.

13. Энг Том Цифровое видео. Справочник. – Издательство: АСТ, Астрель, 2006.

14. Райтман Михаил Цифровое видео. Основы съемки, монтажа и постобработки с помощью инструментов Adobe. – Издательство: Рид Групп, 2011.

15. Великий Кинематограф. Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908-1919 гг. Составители Вера Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Юрий Цивьян, Рашит Янгиров. – М.: Издательство: Новое литературное обозрение, 2002.

Список литературы для обучающихся

16. Джошуа Пол Цифровое видео. Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу. – М.: Издательство: ДМК Пресс, 2008.

17. Джунипер Адам, Дэвид Ньютон Съемка видеофильмов цифровой зеркальной фотокамерой. 101 урок для желающих наладить собственное кинопроизводство. – Издательство: Добрая книга, 2011.

18. Ландо С.М. Фотокомпозиция для киношколы. – М.: Издательство Политехника-сервис, 2009.

19. Лысенков А. Азбука видеосъемки. – М.: Издательство: Олма Медиа Групп, Олма-Пресс Экслибрис, 2006.

20. Надеждин Н. Я. Мир Видео. – М.: Издательство: Солон-Пресс, 2005.

21. Райтман Михаил Цифровое видео. Основы съемки, монтажа и постобработки с помощью инструментов Adobe. – Издательство: Рид Групп, 2011.

22. Страер Пэм От съемки до монтажа цифрового видеофильма. Практическое руководство в примерах (перевод М. Первухиной). – Издательство: НТ Пресс, 2007.

23. Синецкий Д. Видеокамеры и видеосъемка. – М.: Издательство: Международное Агентство «A.D. & T.», 2001.

24. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. – М.: Издательство: НТ Пресс, 2004

Наши рекомендации