Принципы и подходы к формированию Программы. Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту

Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту. В соответствии с указанным принципом ве­дущими видами деятельности детей являются: в младенческом возрас­те — непосредственное эмоциональное общение, в раннем — предметная деятельность, в дошкольном — игра.

Самостоятельными, самоценными и универсальными видами дея­тельности являются также чтение (слушание) художественной лите­ратуры, восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, общение, продуктивная, музыкально-художественная, по­знавательно-исследовательская деятельности, элементарный труд. Фор­мами реализации Программы, адекватными возрасту детей, могут быть: в младенческом и раннем возрасте — совместные со взрослым игры и игровые действия, в дошкольном — экспериментирование, проектиро­вание,коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды деятельности де­тей не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализо­вано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через органи­зацию самостоятельной деятельности детей.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования — аль­тернатива предметному принципу построения образовательных про­грамм. Основные задачи дошкольного образования каждой образова­тельной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое деление на образовательные обла­сти является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.

В основу реализации комплексно-тематического принципа постро­ения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

социально-личностную ориентированность и мотивацию всех ви­дов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

«проживание» ребёнком содержания Программы во всех видах дет­ской деятельности;

поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в те­чение всего периода освоения Программы;

технологичность работы педагогов по реализации Программы (годо­вой ритм: подготовка к празднику — проведение праздника, подготовка к следующему празднику — проведение следующего праздника и т. д.); многообразие форм подготовки и проведения праздников; возможность реализации принципа построения программы по спи­рали, или от простого к сложному (основная часть праздников повто­ряется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каж­дым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

выполнение функции сплочения общественного и семейного обра­зования;

основу для разработки части Программы, формируемой участни­ками образовательного процесса, так как примерный календарь празд­ников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим специфику социально-экономических, национально-куль­турных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс в конкретной ДОО (группе).

Праздники как структурные единицы примерного календаря празд­ников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями. Темой при реа­лизации Программы могут стать также: вопросы, которые задают дети проблемы, возникшие в процессе жизнедеятельности группы, предметы, заинтересовавшие ребёнка, и др.

Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся пре­одолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное в его жизни и де­ятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жиз­ненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.

Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потреб­ностей детей при осуществлении образовательного процесса, он предпо­лагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы. Например, аксиологическая направ­ленность Программы невозможна без реализации принципа ситуатив­ности.

Целевые ориентиры

К 3-м ГОДАМ

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели.

• Ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.).

• Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

Тема Сроки реализации
Давайте знакомиться Наш детский сад Как себя вести Высоко, низко, далеко, близко Сентябрь I неделя II неделя III неделя Ivнеделя
Осень Желтый, красный Во что играть осенью Пойдем гулять в лес Октябрь I неделя II неделя III неделя Ivнеделя
Поедем кататься Зима Что такое Новый год Белый, синий Декабрь I неделя II неделя III неделя Iv неделя
Во что играть зимой Матрешки, петушки, лошадки Звери Птицы Январь I неделя II неделя III неделя Iv неделя
Рыбы Дом, в котором я живу Моя семья Папа, дедушка, брат Февраль I неделя II неделя III неделя Iv неделя
Мама, бабушка, сестра Кто живет рядом Приятного аппетита! Весна Март I неделя II неделя III неделя IV неделя
Зеленый Во что играть весной В гостях у сказки Лето Апрель I неделя II неделя III неделя IV неделя
     

• В общении ребенка преобладает положительный эмоциональный фон; ребенок не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма.

• Ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.).

• Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

• произведения культуры и искусства.

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях).

• Ребенок узнает и называет членов своей семьи. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети). Имеет первичные представления о некоторых профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель).

Виды образовательной деятельности Количество
Познание: Сенсорика Ознакомление с окружающим миром Конструирование
Коммуникация: Развитие речи
Художественное творчество: Лепка Рисование
Музыка
Физическая культура
Общее количество

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание образовательной работы

Тематика содержания образовательной деятельности в I мл. Группе

Наши рекомендации