Технология написания и основные структурные элементы курсовой работы
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
I. Теоретико-методологические основы педагогики
1. Педагогика как наука.
2. Современные тенденции развития образования.
3. Педагогика и психология: проблемы взаимодействия.
4. Система педагогических наук.
5. Методология педагогики: современные подходы и направления.
6. Методы педагогических исследований.
7. Аксиологический подход к исследованию проблем образования.
8. Российское образование в новой эпохе: до 2020 года.
9. Современные проблемы гуманизации образования.
10. Гуманитаризация как принцип современного образования.
11. Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы.
12. Проблемы образования в современном мире и России.
13. Интеграционные процессы в мировом образовательном пространстве.
14. Поликультурное образование и его роль в современном мире.
15. Личностно-ориентированное образование в современной школе.
16. Личность как субъект и объект воспитания и обучения.
17. Система образования в зарубежных странах (на выбор).
18. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
19. Факторы и тенденции формирования личности в современных условиях.
20. Семейное и общественное воспитание, характер их проявления и взаимодействия.
21. Проблемы эффективности воспитания в развитии личности.
22. Диалектика внешнего и внутреннего в формировании личности.
23. Роль деятельности в общения в развитии человека.
24. Роль семьи в развитии личности.
25. Коллектив и проблемы социального становления личности.
26. Взаимодействие школы и среды как условие воспитания ребенка.
II. Теория обучения.
1. Дидактика как отрасль педагогики.
2. Дидактические теории и концепции.
3. Обучение в целостном педагогическом процессе.
4. Цели и ценности современного обучения.
5. Закономерности процесса обучения: история и современность.
6. Принципы обучения и их развитие в истории и современной педагогике.
7. Реализация принципа сознательности, активности и творчества в условиях современной школы.
8. Принцип наглядности обучения.
9. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
10. Проблемы индивидуализации и дифференциации в современной школе.
11. Принцип доступности и посильности в обучении.
12. Принцип научности в контексте формирования мировоззрения у школьников.
13. Проблемы реализации принципа связи теории с практикой в обучении.
14. Развитие самостоятельности и творчества у учащихся в процессе обучения.
15. Современные проблемы развивающего обучения.
16. Проблемы содержания образования в современной отечественной и зарубежной школе.
17. Современные типы образовательных учреждений.
18. Дифференциация и индивидуализация образовательных программ.
19. Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова и ее развитие в науке и практике.
20. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
21. Теория поэтапного формирования умственных действий П Я.Гальперина и ее развитие и применение в современной школе.
22. Концепции проблемного обучения в зарубежной и отечественной педагогике.
23. Культурологические концепции образования в отечественной и зарубежной педагогике.
24. Концепция оптимизации процесса обучения Ю.К.Бабанского.
25. Концепция стимулирования интереса к учению З.И.Равкина.
26. Концепция организации коллективного способа учебной работы В. К. Дьяченко.
27. Гуманистические концепции образования в контексте отечественных теорий личности (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский и др.).
28. Методы обучения: основные тенденции их развития.
29. Проблема классификации методов обучения.
30. Сущность и содержание методов обучения.
31. Проблема выбора и использования методов обучения в современной школе.
32. Проблемные методы в обучении.
33. Интерактивные методы на уроке.
34. Игра как метод обучения и развития.
35. Словесные и наглядные методы обучения: проблема их использования в обучении.
36. Активные методы обучения.
37. Виды обучения: история и современность.
38. Объяснительно-иллюстративное обучение.
39. Проблемное обучение и перспективы его развития.
40. Модульное обучение.
41. Программированное обучение.
42. Дистанционное обучение: теория и технология.
43. Методы и приемы обучения в опыте педагогов-новаторов.
44. Современные средства обучения: технология создания и использования в учебном процессе.
45. Формы организации обучения в истории и на современном этапе развития образования.
46. Проблема сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
47. Современные системы и модели обучения.
48. Классно-урочная система обучения: история и современность.
49. Модульная система обучения в зарубежных странах и в России.
50. Урок как форма обучения.
51. Типы и структура уроков в современной школе.
52. Проблемы подготовки и проведения современного урока.
53. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.
54. Творчество учителя и учащихся на уроке.
55. Технологии современного урока.
56. Коллективная деятельность учащихся на уроке.
57. Проблемы эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
58. Формы организации самостоятельной внеурочной деятельности школьников.
59. Сотрудничество педагогов и обучаемых в учебной деятельности.
60. Самоорганизация учебной деятельности учащихся.
61. Проблемы диагностики обучения.
62. Роль оценки и отметки в жизни школьников.
63. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.
64. Проверка и оценка знаний и умений учащихся на уроке: современные подходы.
65. Мониторинг качества обученности школьников.
66. Проблема неуспеваемости школьников и пути ее решения.
67. Проблемы традиционного оценивания.
68. Современные средства оценивания результатов обучения: общая характеристика.
69. ЕГЭ как форма итогового контроля обученности учащихся.
70. «Портфолио» как современное средство оценивания результатов обучения (на различных ступенях обучения).
71. Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков учащихся.
72. Тестирование в образовании.
Ш. Теория и методика воспитания.
1. Сущность и значение воспитания в современных условиях.
2. Учет возрастных особенностей учащихся в воспитательной работе.
3. Воздействие информационного прессинга СМИ на процесс социального становления личности учащегося.
4. Традиции и инновации в системе отечественного воспитания.
5. Проблема цели воспитания: история и современность.
6. Классические и современные концепции воспитания.
7. Сущность и характеристика основных закономерностей воспитания.
8. Принципы воспитания: история становления и развития.
9. Принцип культуросообразности в педагогике.
10. Природосообразность как принцип воспитания и пути его реализации в современной школе.
11. Гуманизация как ведущий принцип воспитания и его влияние на целостный педагогический процесс.
12. Принцип социального закаливания детей.
13. Современные концепции и теории воспитания (сравнительный анализ).
14. Отечественные концепции и теории воспитания (ХХ век).
15. Зарубежные концепции воспитания (ХХ век).
16. Концепция глобального образования и воспитания в США и России.
17. Личностно-ориентированные концепции и теории воспитания.
18. Вальдорфская педагогика: история и современность.
19. М.Монтессори и ее система развития и воспитания ребенка.
20. Концепция «Школа диалога культур» В.С.Библера и ее внедрение в практику.
21. Теории воспитания коллектива и личности в коллективе (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.И.Новикова, И.П.Иванов и др.).
22. Теории семейного воспитания в отечественной и зарубежной литературе.
23. Школьные воспитательные системы: сущность, структура, развитие.
24. Отечественные воспитательные системы: история и современность.
25. Школа самоопределения А.Н.Тубельского.
26. Ааптивная модель «Школа для всех» Е.А.Ямбурга.
27. Школа В.А.Караковского.
28. Проблемы воспитания одарённых детей.
29. Сущность и источники содержания воспитания.
30. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт.
31. Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на современном этапе.
32. Конфликтология как составляющая гражданского воспитания молодежи.
33. Политическое воспитание: проблемы и их решение.
34. Проблемы правового воспитания в общеобразовательных учреждениях.
35. Общечеловеческое и национальное в содержании современного воспитания.
36. Современные проблемы нравственного воспитания учащихся.
37. Экологическое воспитание.
38. Эстетическое воспитание учащихся.
39. Система художественного воспитания учащихся в школе.
40. Экономическое воспитание: теория и практика.
41. Трудовое обучение и воспитание учащихся: исторический и современный подходы.
42. Концепции трудового обучения и воспитания в истории и теории педагогики России и зарубежных стран.
43. Проблемы трудового воспитания в условиях развития рыночных отношений в отечественной педагогике.
44. Система профориентационной работы с учащимися (в школе, лицее, колледже и др.).
45. Нравственное воспитание учащихся.
46. Гендерный подход в воспитании.
47. Физическое воспитание учащихся.
48. Формирование здорового образа жизни у учащихся.
49. Предупреждение возникновения у учащихся вредных привычек.
50. Наркомания детей и подростков: причины, профилактика и помощь.
51. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних.
52. Особенности работы с детьми из неблагополучных семей.
53. Недисциплинированность учащихся как педагогическая проблема.
54. Методы и приемы воспитания: история развития и становления.
55. Традиционные и инновационные методы и приемы воспитания.
56. Проблема классификации методов воспитания.
57. Технология использования методов убеждения и внушения в процессе воспитания.
58. Диалог в системе методов воспитания.
59. Пример как метод воспитания в современной педагогике.
60. Деловая игра и технология ее применения в учебно-воспитательном процессе.
61. Методы организации деятельности и поведения учащихся в условиях учебно-воспитательного учреждения.
62. Методы стимулирования деятельности учащихся.
63. Диагностика воспитанности учащихся.
64. Методы семейного воспитания.
65. Средства воспитания: классификация, характеристика и проблема совершенствования.
66. Сущность и характеристика организационных форм воспитания.
67. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
68. Коллективные творческие дела в системе воспитания: теория и практика.
69. Работа в малых группах в воспитательной работе с учащимися.
70. Индивидуальная воспитательная работа (с подростками, старшеклассниками).
71. Воспитательная работа с детьми девиантного поведения.
72. Особенности воспитания одаренных детей.
73. Диалогические формы воспитания и их роль в развитии личности.
74. Диспут как форма воспитания.
75. Классный час (др. формы: классное собрание, лекция, беседа, экскурсия и т. д.): технология подготовки и проведения.
76. Система работы классного руководителя.
77. Планирование и организация воспитательной работы в классе.
78. Комплексный подход в организации воспитательной работы в школе.
79. Взаимодействие школы и семьи в решении педагогических проблем.
80. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.
81. Формирование и коррекция межличностных отношений в детском коллективе.
82. Воспитание культуры межнационального общения.
83. Роль семьи в воспитании культуры межнационального общения.
84. Воспитание толерантности у учащихся.
85. Детские молодежные организации и движения (в России и за рубежом).
ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ И ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ