Выполнение курсовой работы. Макарова В.А.,д.п.н., проф.Козлова Е.Б
Курсовые работы
На бакалавриате.
Калуга, 2013
ISBN
Макарова В.А.,д.п.н., проф.Козлова Е.Б. к.пс.н. Курсовые работы на бакалавриате.
Рецензент:д.пс.н., проф. Попов А.К.
В пособии содержится информация о структуре и объеме курсовых работ, о требованиях к содержанию и оформлению учебно-исследовательской работы.
Учебно-методическое пособие может быть использовано в качестве рекомендаций по написанию курсовых работ по направлениям подготовки 040700 Организация работы с молодёжью, 050400 Психолого-педагогическое образование.
Курсовые работы на бакалавриате: Учебно – методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодёжью, 050400 Психолого-педагогическое образование. - Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013.
©Макарова В.А., Козлова Е.Б.
© КГУ им. К.Э. Циолковского
Оглавление
1. Положение о курсовой работе…………………………………4
2. Выполнение исследовательской работы……………………..13
3. Общие требования к научным работам студентов………….14
4. Структура и объем исследовательской работы студентов…..16
5. Требования к логике и методике изложения
исследовательского материала…………………………………..19
5. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы..12
6. Структура и логика проведения исследования………………..26
7. Форма представления результатов исследования…………….29
Список рекомендуемой литературы…………………………….34
Приложение 1. Образец оформления титульного листа
курсовой работы………………………………………………….35
Приложение 2. Примеры оформления источников в соответствии
с ГОСТ 7.1-2003………………………………………………….36
Приложение 3. Примерная тематика курсовых работ..............38
В процессе обучения по направлениям подготовки 040700 Организация работы с молодёжью, 050400 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки психология и социальная педагогика студенты выполняют на 4, 5, 6, 7, семестрах курсовые работы и на четвертом курсе выпускную квалификационную работу.
Курсовые работы –формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний студентов, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, умениям изучать опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы.
Курсовые работы, выполняемые на втором курсе, носят в значительной степени реферативный характер, призваны показать умения студента работать с литературными источниками. В первой главе курсовой работы излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы. Вначале раскрываются общие вопросы, приводится аналитический обзор литературы, затем то, что является предметом исследования. Рассматриваются различные точки зрения с обязательной ссылкой на авторов, показывается, в чем совпадение или расхождение точек зрения. Вторая глава курсовой работы на втором курсе также строится на анализе литературных данных, но на третьем курсе может уже содержать описания и анализ опыта работы студента в каком – либо направлении.
Научно-исследовательская работа студента, обучающегося по направлению 04070 «Организация работы с молодежью», направлена на развитие умения решать такие задачи как:
сбор и систематизация научной информации по молодёжной проблематике;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по молодёжной тематике;
участие в работе семинаров, научно-практических конференций, тренингов;
участие в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике.
В процессе научно-исследовательской работы студент, обучающийся по указанному направлению, овладевает следующими компетенциями:
понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению (ОК-3);
понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13);
способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке, (ОК-15);
способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике (ПК-1);
Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
социально-педагогическая деятельность;
психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
реализация на практике прав ребенка;
создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
систематическое повышение своего профессионального мастерства;
соблюдение норм профессиональной этики;
повышение собственного общекультурного уровня;
соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
При этом формируются следующие компетенции:
способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
Выполнение курсовой работы
Подбор литературы по теме работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить наиболее важные научные источники, которые следует использовать при её написании. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.
План выполнения работы составляется студентами самостоятельно и согласовывается с научным руководителем. Содержание работы должно соответствовать её теме и плану.
Курсовая работа должна включать:
– Титульный лист
– Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей выпускной квалификационной работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
– Введение. В нём автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.
– Главы работы с параграфами. Структура этой части определяется правилами оформления выпускных квалификационных работ.
– Заключение. В заключении подводится итог проведённому исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из работы.
– Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки по тексту работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003.
– Приложения. Приводятся используемые в работе таблицы, графики, схемы и др. (аналитические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).