Чего вообще не надо делать
С.А. Шмаков: «Советует прежде всего решительно отказаться от всего полностью изжившего себя в практике летних лагерей.
От бестолковых и бессмысленных традиций, разрушающих личность ребенка: безделья; безвкусицы микросреды; пустых ритуалов; преувеличенного внимания к стерильной гигиене; неумеренной «пастьбы» детей взрослыми; беспардонного вмешательства в личный мир ребенка; пустых нотаций о том, что все и так прекрасно знают, и т.п.
От излишнего увлечения массовыми, часто «показушными» мероприятиями, которые перегружены ложной эмоциональностью, заорганизованностью, опорой на одних и тех же ребят.
От педантичного, санаторного, формализованного использования лагерного режима дня, который часто становится тормозом воспитательных усилий и причиной ненужной конфронтации детей и взрослых.
От всех тоталитарных традиций общества, пресловутой политизации, начиная со злоупотребления лозунгами примитивной наглядности и кончая диспропорцией слова и дела, от отживших, не интересных детям формальных видов и форм деятельности в лагере.
От авторитарных школьных тенденций принуждения, от готовых форм работы, которые исключают детское творчество и импровизацию.
От искусственного сужения социального и географического пространства жизнедеятельности детей и превалирования работы лишь на территории лагеря.
От излишнего санаторно-курортного комфорта (он присутствует в крупных лагерях богатых предприятий), который создает климат «барства», убивает так необходимый детям спартанский дух жизни хотя бы летом.
От тенденций неоправданного разделения организаторских и воспитательных функций учителей и вожатых, которые разрушают их сотрудничество, порождают конфликтность, обедняют воспитательные усилия сторон и т.д. и т.п.»
Рекомендации вожатым, которые хотят избежать наезженной колеи
1. Будьте самими собой, а не функционерами.
2. Не думайте о программах, думайте о детях.
3. Ребенок может научиться пользоваться свободой именно в детстве, иначе вырастет просто несвободный человек. Дайте ему свободу выбора.
4. Будьте свободными (т.е. самореализующимися и самодостаточными).
5. Попробуйте генерировать идеи.
6. Ищите свой собственный педагогический стиль.
7. Попытайтесь чему-нибудь научиться у детей.
8. Будьте терпимыми.
9. Напоследок я хочу повторить слова Симона Соловейчика:
«Все! Каникулы!.. Расслабьтесь... Вы имеете право на легкомыслие!»
Несколько простых рекомендаций в сложных ситуациях
В детском оздоровительном лагере, как и в семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем и воспитанием детей. Приведем краткую информацию по этому вопросу.
Энурез
Это неприятное явление часто встречается в оздоровительном лагере: дети мочатся в кровать. Роль воспитателя (вожатого) в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы воспитатели (вожатые) справлялись с ней тихо и незаметно для других.
Воровство
Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть похищенное и помочь ему это сделать с извинениями.
Гиперактивность
Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняет взад-вперед, редко занимается одним делом. Роль воспитателя (вожатого) в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, нужно постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому воспитатель (вожатый) должен быть постоянно внимателен к ним.
Вандализм
Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми - это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям понять тяжесть их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
Стресс
Роль воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов и самому не создавать стрессовых ситуаций.
Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:
* не выделять недостаток ребенка ни прямо, ни косвенно;
* не опекать чрезмерно ребенка, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе;
* вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;
* замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Суицидальное поведение
Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и психологом, врачом, административным персоналом.
Сексуальное поведение
Подростки часто находят оздоровительный лагерь удобным для сексуального поведения, когда они в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по своей природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и тактично, деликатно.
Оскорбление
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере часто у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке.
Признаки жестокого обращения может заметить воспитатель (вожатый), например, необычные синяки или шрамы и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями — как своими, так и с друзьями ребенка.
Химическое отравление
Лагерь не изолирован от окружающего мира. Здесь могут оказаться спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Обо всех случаях употребления детьми наркотиков должны немедленно узнать администрация и медицинские работники. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.