Николаева Ильи Викторовича

Дневник по педагогической практике

  студента 5 курса 3 группы факультета социологии и политологии отделения «Политология» Николаева Ильи Викторовича  
  Руководитель практики:    

Ростов-на-Дону

I. Задание на практику

Цель педагогической практики – овладение основными функциями педагогической деятельности преподавателя в области политологии в высшем учебном заведении и формирование профессиональных черт личности преподавателя. Сознательное и комплексное применение всех полученных теоретических знаний, и использование на практике умений и навыков в области политологических, общественных и психолого-педагогических дисциплин.

Задачи педагогической практики:

Дидактические:

· донести до студентов заранее запланированную информацию;

· передавать студентам учебный материал в ясной и понятной форме;

· инициировать интерес и желание к самостоятельной деятельности;

· свободно владеть материалом занятий, не допускать ошибок в собственной речи;

· составить конспекты и развернутые планы лекционных и семинарских занятий;

· определить и обосновать цели, содержание, средства и методы обучения, необходимые для конкретного академического занятия;

· подобрать научную и методическую литературу для занятия в соответствии с поставленными целями и задачами;

· осуществить перспективное планирование учебного занятия.

Методические:

· организовать учебный процесс в студенческой аудитории;

· использовать во время проведения занятия разнообразные методы включения студентов в активную деятельность;

· организовывать активный поиск решения выдвинутых познавательных задач;

· использовать тактику постановки наводящих вопросов и вопросов проверочного характера;

· использовать, по возможности, иллюстраций и примеров;

· владеть умениями оценки уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с нормами оценки;

· владеть средствами диагностики уровня подготовленности студентов;

· продумать запасные варианты ведения занятия, на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

Педагогические:

· осуществлять бесконфликтное общение со студенческой аудиторией;

· правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации;

· создать обратную связь между преподавателем и студентами;

· придать академическим занятиям развивающую форму;

· учитывать потребности и уровень интеллектуального и духовного развития студенческой аудитории;

· воспитать устойчивый интерес к преподаваемому предмету, находить исторические и современные связи с изучаемыми явлениями.

Гностические:

· уметь анализировать программы и методические разработки преподавателей по различным предметным областям;

· уметь анализировать собственную деятельность, оценивать результативность проведенного занятия и вносить необходимые коррективы;

· уметь оформить планы- конспекты занятий в соответствии с установленными требованиями;

· провести и правильно оформить отчет о сделанной работе в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному документу.

II. Отчет о прохождении педагогической практики

Студента 5 курса 3 группы факультета социологии и политологии

Николаева Ильи Викторовича

Срок практики – с 25 февраля по 18 марта 2011 г.

Содержание практики:

▪ В соответствии с поставленными целями и задачами были проведены 2 лекционных и 2 семинарских занятия по предмету «Политология» у студентов 2 курса Ростовского Государственного Медицинского университета.

▪ Посещались лекционные и семинарские занятия преподавателей кафедры теоретической и прикладной политологии ЮФУ.

В ходе практики мной была в полной мере изучена и проанализирована работа профессионального педагога, освоены ее основные функции и особенности. Мной были применены и использованы на практике основные знания и умения, приобретенные во время обучения в университете.

В результате мной была проделана следующая работа:

· Разработано и прочитано 2 лекции по 2 академических часа на тему «Политика» в рамках общеобразовательного курса «Политология» Ростовского Государственного Медицинского университета. В лекционном занятии была выбрана стратегия развивающей парадигмы образования. Исходя из специфической аудитории (непрофильный ВУЗ, второстепенный предмет) главной задачей было не дать глубокие знания о феномене политики, а продемонстрировать необходимость политической грамотности. Ключевые акценты были расставлены на функциях политической сферы, определении политики, происхождении политики. Главная идея — минимальные знания о политики есть необходимая часть образования современного человека. Цели и задачи лекционных занятий были достигнуты.

· Проведены 2 семинарских занятия по 2 академических часа. При проведении семинаров оценивались знания полученные на лекции и в результате самостоятельной работы студентов. Особое внимание было уделено формированию и высказыванию собственного мнения и критического мышления студентов. Было предложено рассмотреть проблему политики с разных точек зрения, для этого был рекомендован обширный спектр литературы.

В процессе семинарского занятия было налажено продуктивное общение студентов, обсуждение сложных дискуссионных проблем позволило участникам улучшить свои навыки выражения мысли, подборки аргументации при отстаивании своей точки зрения. В дискуссии приняло участие подавляющее большинство студентов. Были выставлены оценки, сделаны замечания по форме и методам подготовки.

· Посещались лекции и семинары преподавателей и коллег, студентов 5 курса.

· Ознакомление с методической и научной деятельностью кафедры социальной и экономической теории РостГМУ. При подготовке к ведению занятий были изучены методические пособия, рассмотрены первоисточники и дополнительная литература.

Приложение 1.

К отчету по педагогической практике студента 5 курса 3 группы факультета социологии и политологии, специальность «политология» Николаева Илья Викторовича.

Разработка лекционного занятия по теме: «Политика», рассчитанная на 2 академических часа.

Форма проведения занятия – лекция – монолог с элементами дискуссии и обсуждения проблемных моментов. Такая тактика выбрана по причине необходимости связи новой лекции с предыдущими темами для структурированности изучения политических процессов. Лекция - монолог подкрепляется использованием визуальных средств подачи информации.

Тема занятия– «Политика»

Задачи:

В рамках данного занятия ставится ряд педагогических, методических и дидактических задач:

- Понимать и уметь анализировать социально-экономические причины возникновения феномена политического;

- дать определение понятию политики, исходя из разных научных парадигм;

- зафиксировать представление о политических процессе;

- выработать понимание роли и функций политики в историческом и современном срезе.

Основные вопросы по теме занятия:

1. Понятие политики

а). Многообразие определений политики;

б). Определение политики в рамках ключевых научных парадигм (бихевиоризм, институционализм, теории общественного договора и т.п.)

2. Происхождение и природа политики

а). Антропологические основы происхождения политики

3. Структура политики

а). Форма и содержание политики;

б). Основные элементы политики (сознание, институты, отношения, нормы);

в). Уровни политики.

4. Функции политики

5. Свойства политики

6. Взаимосвязи политики с экономической, социальной, и духовной сферами общества

а). Политика и экономика;

б). Политика и право;

в). Политика и мораль.

Конспект лекции

I. Понятие политики

В повседневной жизни политикой часто называют вся­кую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руко­водителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Существуют десятки определений политики:

- определение «политики» как надстройки над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономических отношений. Схожими характеристиками обладает и теория политики как борьбы социальных групп за обладание и защиту ресурсов.

- Политика как реализация общественного договора распределения властных полномочий (Локк, Гоббс, Руссо, Кант и др.).

- Группа институциональных и антропологических определений политики видит ее основу во власти и ее носителях-организациях. Политику характеризуют через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт —государство. Антропологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека.

- конфликтный подход к определению политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определя­ют ее динамику.

Существует большое количество подходов и определений политики. Наряду со специальными и конкретизированными существуют системные и общие.

Под запись: Политика - это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных и личных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью политической власти, ключевым институтом которой является государство.Политику можно также определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправ­ленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов.

Наши рекомендации