Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
Виды наблюдения: включенное/ стороннее; скрытое/ открытое; однократное/ длительное; сплошное/ выборочное; свободное/ стандартизированное.
Плюсы: разнообразие поведения; сохранение естественных условий; не требует значительных затрат.
Минусы: Пассивность наблюдателя, невозможность контролировать ситуацию; субъективность выводов; не позволяет однозначно оценивать внутренние характеристики.
13. Методы опроса: их возможности и требования к проведению.
3 этапа: Подготовительный этап(цели) – проведение – обработка и анализ.
Опрос можно разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника воздействуют друг на друга. Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является беседа. Можно выделить две функции беседы как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента. В психологии управления метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?
Во-первых, при использовании метода беседы существует возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.
Во-вторых, ситуация беседы, по форме близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению
искренности ответов.
В-третьих, существует возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией беседы и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.
В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение
респондента к опросу.
И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.
Но тут же можно отметить и минусы беседы и интервьюирования: эти методы достаточно субъективны, так как анализ делается на основании ответов самих опрашиваемых, которые не всегда склонны правильно оценивать себя и, кроме того, эти методы требуют больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием.
Достаточно долгое время в отечественной социологии наиболее популярным методом опроса являлось анкетирование и его разновидности: групповой (аудиторный) опрос и почтовый опрос. Под групповым опросом понимается метод
единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в определенно месте в одном помещении, а почтовый опрос подразумевает рассылку анкет по почте с последующим ее возвратом. Как и любой из методов социально-психологического исследования, анкетирование имеет ряд жестких принципов для его проведения, начиная от количества вопросов, и заканчивая техникой заполнения анкеты. Так, по установившимся правилам, бланк анкеты должна содержать ответы на вопросы: кто проводит анкетирование, цель проведения, объяснение как заполнять анкету, как будет использована информация
и т.д. Кроме того, анкета должна составляться по принципу: введение в анкету, (содержащее простые вопросы), основные вопросы, и, наконец, личные вопросы.
Помимо этого, анкета должна содержать так называемую "паспортичку" - блок, где
респондент указывает свои данные. И это, пожалуй, наиболее простое в подготовке
анкеты. А наиболее сложное - это правильная подборка, формулировка и расположение вопросов. Ведь что такое анкета - это основные рабочие гипотезы, переведенные на язык вопросов. Причем эти вопросы должны быть выстроены в четком порядке и правильно поданы. Лишь при соблюдении этих условий мы можем получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.
Вопросы классифицируют по ряду признаков. По содержанию вопроса анкеты делятся на две группы: первая – о фактах и событиях; вторая – об оценке этих событий.
По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытым называется такой вопрос анкеты, на который предложен полный набор вариантов ответа, а открытый вопрос предполагает самостоятельное формулирование ответа опрашиваемым.
Используются прямые и косвенные вопросы. Нередко в анкету включаются контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответа.
Даже после того, как анкета составлена с учетом всех правил и нюансов, ее запускают в предварительное опробование - пилотажное исследование. Опыт показывает, что только в ходе анализа ответов лиц, участвующих в пилотажном исследовании, можно учесть технические недоработки документа, неудачные формулировки и т.д.
Одним из наиболее бесспорных и общепризнанных достоинств анкетирования, как в групповом, так и в почтовом опросе, является его экономичность и возможность получить за короткий срок большой объем эмпирической информации. Минус же анкетирования в том, что на объективность информации влияет, во-первых, наличие установки на откровенность у опрашиваемого и , во-вторых, умение респондента объективно оценивать события и людей.