Упражнения на середине зала 4 страница

Рис. 18. Battement releve lent на 90° в сторону

Battement releve lent на 90° назад. Работающая нога скользящим движе­нием вытягивается назад и, не задер­живаясь на полу, выворотная и на­тянутая, медленно поднимается точно по прямой на высоту 90°, корпус, со­храняя ровность плеч и бедер, слегка направляется вперед. Зафиксировав высоту, работающая нога начинает медленно опускаться. Корпус, выпрямляясь, возвращается в исходное положение с окончанием reieve в пятой позиции. (рис. 19).

На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается на­право.

Примечание. Battement releve lent начинают изучать в сторону лицом к- палке, затем так же назад. Battement releve lent вперед изучают последним, держась за палку одной рукой. Сначала battement releve lent исполняют раз­дельно не менее четырех раз в каждом направлении; в даль­нейшем—не менее двух раз подряд: вперед, в сторону, назад и в сторону.

Необходимо следить затем, чтобы рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняли пра­вильное положение, так как они имеют тенденцию сме­щаться, особенно в battement releve lent назад. Опорная нога сохраняет натянутость и выворотность. Корпус подтянут, особенно при неизбежном наклоне в battement releve lent назад. Голова сначала сохраняет по­ложение en face, затем battement re­leve lent вперед и назад исполняется с поворотом головы в сторону рабо­тающей ноги. В battement releve lent в сторону остается положение головы en face.

Подъем работающей ноги может превышать 90°, если это позволяют физические данные исполнителя.

Музыкальный размер 4/4. Ха­рактер музыкального сопровождения

Упражнения на середине зала 4 страница - student2.ru
Рис. 19. Battement releve lent на 90° назад

мягкий, связный. Упражнение исполняют на два такта: три •и-1ncpin первого такта нога поднимается, четвертая четверть и игрими четверть второго такта — нога фиксирует высоту, ||)и четверти второго такта нога опускается в пятую позицию. 11j>11 музыкальном размере 3Д упражнение исполняется на ikk'cmii тактов. Три такта нога поднимается, четвертый и пя­тый такты —нога фиксирует высоту, три такта нога опу-екается в исходное положение.

ROND DE JAMBE EN L'AIR

Ronds de jambe en l'air — круги ногой в воздухе — вос­питывают подвижность и ловкость ноги от колена до паль­цев. Эти упражнения, как и ronds de jambe gar terre, испол­няют en dehors и en dedans.

Подготовительное упражненщ к rond de jambe en l'air. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, корпус подтянут, руки свободно положены на палку.

На первый вступительный аккорд — положение сохраня­ется, на второй — работающая нога вытягивается в сторону, носком на пол.

На раз и работающая нога, выворотная и натянутая, под­нимается на высоту 45°. На два и, усиливая выворотность, она сгибается, направляясь носком к середине икры опорной моги. На три и работающая нога, не нарушая выворотности и высоты 45°, вытягивается на вторую позицию и на четыре опускается вытянутым носком на пол. Упражнение повто­ряется от четырех до восьми раз, заканчиваясь на два за­ключительных аккорда в пятую позицию назад. Rond de jambe en l'air вначале изучают также лицом к палке, пере­ходя затем к его исполнению держась за палку одной рукой.

Рис 20. Rond de jambe
Упражнения на середине зала 4 страница - student2.ru

Rond de jambe en l'air en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. Два вступительных аккорда. На раз правая рука, приот­крываясь за тактом, поднимается в первую позицию, голова слегка на­клоняется к левому плечу, взгляд на­правлен на кисть. На и работающая нога вытягивается на вторую позицию носком в пол, правая рука открыва­ется на вторую позицию, голова по-норачивается направо. На два рабо­тающая нога поднимается на вторую

позицию на 45°, голова поворачива-
ется en face.

Упражнения на середине зала 4 страница - student2.ru

На раз и работающая нога, при полной неподвижности своей верхней части, сгибается в колене и, сохраняя выворотность пятки, описывает дугу в том же направлении, что и в rond de jambe par terre en dehors, не­сколько назад, затем — направляя вы­тянутый носок к середине икры. На два и работающая нога, усиливая вы­воротность пятки, вытягиваясь, опи­сывает дугу несколько вперед, закан­чивая движение предельно натянутой и выворотной работающей ногой во вторую позицию на высоте 45°. На три и четыре положение сохраняется (рис. 20).

Рис. 20. Rond de jambe en l'air en dedans

Rond de jambe en l'air en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. На два вступительных аккорда правая нога поднимается на 45°, голова поворачи­вается en face.

На раз и работающая нога, при полной неподвижности своей верхней части, сгибается в колене и, усиливая выво­ротность пятки, описывает дугу в том же направлении, что и в rond de jambe par terre en dedans, несколько вперед, затем — направляя вытянутый носок к середине икры. На два и работающая нога, вытягиваясь, описывает дугу не­сколько назад, заканчивая движение предельно натянутой и выворотной работающей ногой во вторую позицию на вы­соте 45°. На три и четыре положение сохраняется.

Примечание. В rond de jambe en l'air центр тяжести корпуса расположен на опорной ноге. Выворотность и не­подвижность верха работающей ноги развивает способность колена к вращательным движениям, воспитывая ловкость и подвижность ноги от колена до конца пальцев. Опорная нога максимально натянута и выворотна. Рука, открытая на вто­рую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняют пра­вильное положение.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопро­вождения плавный, четкий. Первоначально rond de jambe en l'air изучают на один такт. Затем — на один такт 2/4, на­чиная за тактом. Например: начав круг за тактом на и, его заканчивают на раз и сохраняют положение вытянутой на 45° ноги на и два; на и начинают следующий круг, продол­жая движение до конца музыкальной фразы.

BATTEMENT SOUTENU

Battement soutenu — неослабевающее, непрерывное дви­жение — развивает эластичность и выворотность ног.

Battement soutenu вперед. Исходное положение — пятая позиция.

На два вступительных аккорда правая рука открывается на вторую позицию.

В затакте на и работающая нога, вместе с поворотом го­ловы en face, поднимается на условное cou-de-pied и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться вперед, опорная нога начинает demi plie. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком вытянутых пальцев по полу вперед, опорная нога продолжает demi plie. На три и натянутая и выворотная работающая нога, подтяги­ваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции опор­ная нога вытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются п плотную пятую позицию.

Battement soutenu в сторону. Исходное положение — пятая позиция.

В затакте на и работающая нога поднимается на услов­ное cou-de-pied и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться в сторону второй позиции, опорная нога начи­нает demi plie; на два и работающая нога, продолжая дви­жение, скользит носком вытянутых пальцев по полу в сто­рону, опорная нога продолжает demi plie. На три и натяну­тая и выворотная работающая нога, подтягиваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции вперед, опорная нога пытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются в плотную пятую позицию. Battement soutenu повторяется еще раз, за­канчиваясь в пятую позицию назад.

Battement soutenu назад. Исходное положение — пятая позиция, левая нога впереди.

В затакте на и работающая нога поднимается на cou-de-pied сзади и на раз и начинает, усиливая выворотность, вытягиваться назад; опорная нога начинает demi plie, плечи и бедра сохраняют ровность. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком вытянутых пальцев по полу назад, опорная нога продолжает demi plie, корпус, сохраняя подтянутость, слегка направляется вперед. На три и натянутая и выворотная работающая нога, подтяги­ваясь носком по полу, возвращается к пятой позиции, опор-пая нога вытягивается, и на четыре обе ноги втягиваются и плотную пятую позицию. На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается направо.

Усвоив releve на полупальцы, battement soutenu испол­няют с подъемом на полупальцы в пятой позиции.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди. В затакте три восьмых. На первую восьмую рука слегка приоткрывается. На вторую восьмую — закрывается в подготовительное положение, ноги поднимаются в пятой позиции на полупальцы. На третью восьмую рука поднима­ется в первую позицию, голова наклоняется к левому плечу, работающая нога поднимается на условное cou-de-pied.

На раз и опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начи­нает demi plie, работающая нога постепенно вытягивается "вперед носком в пол, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На два и работающая нога, продолжая движение, скользит носком натянутых пальцев по полу вперед, опорная нога продолжает demi plie. На три и работающая нога подтягивается, возвращаясь к пятой позиции, опорная нога вытягивается, и обе ноги одновре­менно втягиваются в плотную пятую позицию на полупаль­цах. На четыре положение сохраняется. И является затак­том к следующему battement soutenu (рис. 22).

Рис. 22. Battement soutenu вперед

В конце упражнения рука опускается в подготовитель­ное положение вместе с возвращением ног в пятую позицию. Battement soutenu во всех направлениях исполняют по тем же правилам.

Опорная нога, опускаясь с полупальцев, обязательно со­храняет натянутость, начиная demi plie только после того, как коснется пяткой пола.

Примечание. В battement soutenu особенно важна непрерывность, слитность движения: оно протекает совер­шенно ровно, без задержек. Корпус всегда подтянут, рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение.

Вначале battement soutenu исполняют по четыре раза в каждом направлении раздельно, затем не более двух раз подряд: вперед, в сторону, назад и в сто­рону. В дальнейшем battement soutenu впе­ред и назад исполняют с поворотом головы к открытой на вторую позицию руке, в bat­tement soutenu в сто­рону — остается поло­жение головы en face.

Battement soutenu сочетается в упражнениях, как и battement fondu, с battement frappe и с battement double frappe.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопро­вождения плавный, связный. Движение исполняют на один такт.

GRAND BATTEMENT JETE

Grand battement jete — движение с большим броском — как и в battement releve lent на 90°, развивает силу и лег­кость ног в танцевальном шаге.

Grand battement jete вперед. Исходное положение — пя­тая позиция, корпус подтянут и спокоен, ноги натянуты и выворотны, правая рука открыта на вторую позицию.

На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается вперед, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. На и натянутая и выворотная нога, сохраняя силу мышц, опускается вытянутым носком на пол. На два она возвращается скользящим движением в пятую позицию. На и сохраняется исходное положение.

Grand battement jete в сторону. Исходное положение — вышеизложенное.

На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается в сторону, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. На и натянутая и выворотная нога, сохраняя силу мышц, опускается вытянутым носком на пол. На два она возвращается скользящим движением в пятую позицию. На и сохраняется исходное положение. Grand battement jete в сторону повторяют, чередуя пятую позицию вперед и назад.

Grand battement jete назад. Исходное положение — пятая позиция, работающая нога сзади.

На раз работающая нога скользящим движением легко выбрасывается назад, точно по прямой, на высоту не ниже 90°. Корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед, плечи и бедра сохраняют ровность. На и натянутая и выворотная работающая нога, сохраняя силу мышц, опу­скается вытянутым носком на пол. На два она возвраща­ется скользящим движением в пятую позицию, корпус вы­прямляется, возвращаясь в исходное положение. На и со­храняется исходное положение.

На два заключительных аккорда правая рука опускается н подготовительное положение, голова поворачивается на­право.

Примечание. Grand battement jete начинают изучать в сторону лицом к палке, затем так же назад; grand batte­ment jete вперед изучают держась за палку одной рукой.

Вначале grand battement jete исполняют раздельно, по восемь раз в каждом направлении, затем — по четыре раза подряд: вперед, в сторону, назад и в сторону.

Необходимо следить за тем, чтобы рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняли пра­вильное положение, так как они имеют тенденцию сме­щаться, особенно в grand battement jete назад. Опорная нога все время сохраняет натянутость и выворотность, особенно в момент броска работающей ноги. Корпус подтянут и спо­коен. При броске назад следует сдерживать неизбежный на­клон корпуса, выпрямляясь, как только нога возвращается в исходное положение. Сильный бросок не должен нарушать ровности плеч и бедер. Положение головы в grand battement jete то же, что и при исполнении battement releve lent.

Музыкальный размер 2\4.Характер музыкального сопро­вождения энергичный, бодрый.- Вначале grand battement jete исполняют на два такта: один такт бросок, второй — оста­новка; затем на один такт и, наконец,— на каждую четверть, начиная движение за тактом на и.

BATTEMENT DEVELOPPE

Battement developpe— разворачивающееся движение — развивает силу ног и выворотность тазобедренного сустава, необходимую для так называемого танцевального шага, вы­рабатывает изящество основных поз классического танца.

Battement developpe вперед. Исходное положение — пя­тая позиция.

На два вступительных аккорда правая рука, приоткры­ваясь за тактом, открывается на вторую позицию.

На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное cou-de-pied. На два и она сколь­зит, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворот­ность верхней части при подтянутом корпусе, поднимается до середины колена опорной ноги. На три и четыре рабо­тающая нога вытягивается вперед не ниже 90°, сохраняя уровень бедра, усиливая выворотность пятки. На раз и вто­рого такта натянутая и выворотная нога фиксирует высоту. На два и три работающая нога медленно опускается по пра­вилам battement releve lent. На четыре движение заканчи­вается в пятую позицию.

Battement developpe в сторону. Исходное положение — пятая позиция.

На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное cou-de-pied. На два и она сколь-шт, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворот­ность верхней части и подтянутость корпуса, поднимается до середины колена опорной ноги. На три и четыре работаю­щая нога, повышая уровень верхней части, постепенно вы­тягивается в сторону не ниже 90°, сохраняя точное направ­ление второй позиции. На раз и следующего такта натяну­тая и выворотная работающая нога фиксирует высоту. На два и три она медленно опускается по правилам battement releve lent. На четыре движение заканчивается в пятую по­зицию вперед (рис. 23).

Упражнения на середине зала 4 страница - student2.ru

Рис. 23. Battement developpe в сторону

Battement developpe в сторону повторяется, заканчиваясь в пятую позицию назад, и продолжается через cou-de-pied сзади. Работающая нога, вытянув подъем и пальцы, подни­мается на cou-de-pied сзади, скользит, не задерживаясь, по опорной ноге, поднимается до уровня колена и вытягивается в сторону. Зафиксировав высоту, работающая нога опуска­ется в пятую позицию вперед.

Battement developpe назад. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.

На раз и работающая нога, вытянув подъем и пальцы, поднимается на cou-de-pied сзади. На два и скользит, не задерживаясь, по опорной ноге и, усиливая выворотность верхней части ноги при подтянутом корпусе, поднимается до уровня колена опорной ноги. На три и четыре колено рабо­тающей ноги сильно отводится назад, ее верхняя часть под­нимается как можно выше, и она вытягивается назад точно по прямой, не ниже 90°. Корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед. Плечи и бедра сохраняют ровность. На раз и следующего такта натянутая и выворотная работающая нога фиксирует высоту. На два и три работаю­щая нога медленно опускается по правилам battement re-leve lent, корпус выпрямляется в исходное положение вместе с возвращением ноги в пятую позицию.

На два заключительных аккорда правая рука опускается в подготовительное положение, голова поворачивается на­право.

Примечание. Battement developpe в сторону и назад начинают изучать лицом к палке, вперед — держась за палку одной рукой. Сначала battement developpe исполняют раз­дельно по четыре раза в каждом направлении, затем по два подряд: два — вперед, два — в сторону, два — назад и два — в сторону.

В battement developpe работающая нога предельно вы-воротна, опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтя­нут, особенно в момент его неизбежного наклона при испол­нении battement developpe назад. Рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняют правильное положение, так как они имеют тенденцию смещаться. Голова в начале изучения сохраняет положение en face. Впослед­ствии battement developpe вперед и назад исполняют с пово­ротом головы к открытой на вторую позицию руке; в batte­ment developpe в сторону остается положение головы en face.

В начале изучения battement developpe рука открывается на два вступительных аккорда во вторую позицию и на два заключительных аккорда опускается в подготовительное по­ложение. В дальнейшем рука сопровождает движение: при­открываясь за тактом, пока нога поднимается из пятой по­зиции до колена, она поднимается в первую позицию, го­лова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки; когда нога вытягивается, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. В конце упраж­нения рука вместе с ногой медленно опускается в исходное положение.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопро­вождения плавный, связный.

GRAND BATTEMENT JETE PIQUE

Grand battement jete pique — движение с высоким колю­щим броском — исполняют по правилам grand battement jete.

Исходное положение — пятая позиция.

Движение начинается за тактом. Натянутая работающая нога скользящим движением бросается из пятой позиции на высоту не ниже 90°. На раз она опускается, сохраняя на­пряжение всех мышц, и, прикоснувшись к полу носком, на и повторяет бросок; на два работающая нога возвращается скользящим движением в пятую позицию. Я является затак­том для броска ноги.

Примечание. В grand battement jete pique во всех направлениях носок работающей ноги прикасается к полу в точке против пятки опорной ноги. Опорная нога все время натянута и выворотна, особенно в момент броска. Корпус подтянут и спокоен. При броске ноги назад следует сдержи­вать неизбежный наклон корпуса, выпрямляясь, как только нога опускается на пол. Сильный бросок ноги не должен на­рушать ровности плеч и бедер. Рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение в момент броска. Вначале grand battement jete pique чередуют с grand battement jete, затем их исполняют по нескольку раз подряд в одном направлении.

Музыкальный размер 2/4 4/4. Характер музыкального со­провождения тот же, что и в grand battement jete.

ROND DE JAMBE PAR TERRE НА РЫЁ EN DEHORS

Исходное положение — первая позиция. За тактом — пра­вая рука открыта на вторую позицию, поворот головы на­право.

На раз demi plie в первой позиции, правая рука опуска­ется в подготовительное положение. На и работающая нога скользящим движением вытягивается вперед, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. На два и работающая нога, сохраняя выворотность, скользит по полу, описывая носком полукруг, в сторону второй позиции, пра­вая рука открывается на вторую позицию, голова повора­чивается направо, взгляд следует за кистью руки. На три и работающая нога, усиливая выворотность, продолжает чер­тить носком по полу полукруг назад, останавливая носок против пятки -опорной ноги, подтянутый корпус слегка на­правляется вперед, голова, в повороте направо, продолжает линию корпуса. Опорная нога все время сохраняет demi plie. На четыре опорная нога вытягивается, работающая нога нозвращается а первую позицию по правилам battement Irndu, корпус подтягивается, рука опускается в подготови­тельное положение, поворот головы направо.

ROND DE JAMBE PAR TERRE HA PLIE EN DEDANS

Исходное положение — первая позиция.

За тактом — правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо. На раз demi plie в первой позиции, правая рука опускается в подготовительное положение. На и работающая нога, усиливая выворотность, вытягивается скользящим движением назад, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. На два и, при под­тянутом корпусе, работающая нога, усиливая выворотность, скользит по полу, описывая носком полукруг в сторону вто­рой позиции, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки. На три и работающая нога, усиливая выворотность, продолжает чертить носком по полу полукруг вперед, носок останавливается против пятки опорной ноги, голова сохра­няет поворот направо. Опорная нога все время сохраняет demi plie. На четыре опорная нога вытягивается, работаю­щая нога возвращается в первую позицию по правилам bat-tement tendu, правая рука опускается в подготовительное положение, поворот головы направо.

Rond de jambe par terre на plie обычно завершает rond de jambe par terre.

Характер музыкального сопровождения плавный, слит­ный. Музыкальный размер 4Д- Вначале rond de jambe par terre на plie изучают на два такта: на раз demi plie, на два нога вытягивается вперед, на три скользит в сторону, на четыре положение сохраняется; на раз и два второго такта нога скользит назад, на три движение заканчивается в ис­ходное положение, на четыре это положение сохраняется. Затем rond de jambe par terre на plie исполняют на один такт.

ПЕРЕГИБЫ КОРПУСА

Перегиб корпуса назад и в сторону изучают в конце экзерсиса лицом к палке в первой позиции. Необходимо сле­дить, чтобы во время перегиба не нарушались натянутость ног и подтянутость бедер. Третье port de bras1 также сна­чала изучают как самостоятельное упражнение у палки в первой позиции, затем — сочетая его с одним из упраж­нений экзерсиса. При исполнении третьего port de bras рука, лежащая на палке, сохраняет правильное положение.

Упражнения на середине зала

Упражнения на середине зала начинают с первого урока, изучая позиции и упражнения рук и позиции ног.

По мере того как ученики приобретают устойчивость в упражнениях у палки, эти упражнения переносятся в той же последовательности на середину зала. Темп движений остается тот же, что и у палки.

На середине зала руки открываются на вторую позицию на два вступительных аккорда, оставаясь совершенно сво­бодными и. спокойными во время упражнений. Это сохраняет подтянутость и свободу корпуса, отвечая важному условию развития устойчивости в танце. На два специальных заклю­чительных аккорда или в конце музыкальной фразы руки опускаются в подготовительное положение.

Постепенно в экзерсис на середине зала включают пово­роты корпуса из положения en face в epaulement и обратно en face, для чего упражнения сочетают с port de bras (дви­жениями рук) или с позами классического танца.

Поворот корпуса и головы совпадает с поворотом ног в пятой позиции. Во время поворота пятки слегка припод­нимаются от пола, выворотность пятой позиции сохраня­ется.

В ряде упражнений несколько понижается вторая пози­ция рук: руки раскрываются в стороны из повышенного под­готовительного положения. Уровень повышенного подготови­тельного положения — между первой позицией и подготови­тельным положением.

EPAULEMENT

В классическом танце сравнительно редко сохраняется фронтальное (en face) положение тела. Значительно чаще в нем встречается epaulement, то есть положение тела, оп­ределяемое поворотом плеча. Необходимость epaulement возникает в первом же классе при изучении port de bras и поз классического танца.

Упражнения на середине зала 4 страница - student2.ru

В классическом танце имеется два рода epaulement: epaulement croise и epaulement efface, Они выражают на­правление большинства поз и движений. Сначала изучают epaulement croise, так как уже по программе первого класса оно становится исходным для упражнений на середине зала. Epaulement efface допускается как исходное положение только при изучении поз effacee и ecartee.Объясняя учащимся положе­ние epaulement, следует пользо­ваться планом класса, предло­женным А. Я. Вагановой в ее книге «Основы классического танца».

Epaulement croise. Чтобы пе­ревести тело в положение epa­ulement croise, следует' напра­вить корпус и ноги в пятой по­зиции с правой ноги из положе­ния en face в точку 8 плана класса, с поворотом головы на­право. Правое плечо и правая

нога посылаются вперед и наполовину закрывают тело от зрителя, тогда как поворот головы направо как бы пере­крещивает и заостряет направление1. В epaulement croise с левой ноги корпус и ноги направляют в точку 2 плана класса, с поворотом головы налево. Руки сохраняют форму подготовительного положения.

Epaulement efface. Чтобы перевести тело в положение epaulement efface, следует направить корпус и ноги в пятой позиции с правой ноги из положения en face в точку 2 плана класса, с поворотом головы налево. При таком положении тело как бы раскрывается и удаляется от зрителя, тогда как поворот головы налево смягчает контуры позы2. В epaule­ment efface с левой ноги корпус и ноги направляют в точку 8 плана класса, с поворотом головы направо. Руки сохраняют форму подготовительного положения.

Художественная окраска epaulement зависит от подтяну­того корпуса, раскрытых и опущенных плеч, активного пово­рота головы в профиль и взгляда в соответствии с этим поворотом.

Исходное положение первой и второй позиций обычно является фронтальным. Исходному положению четвертой по­зиции свойственны epaulement croise и efface. Исходное по­ложение третьей и пятой позиций обычно исполняется в epa­ulement croise. В проходящих движениях, то есть уже во время танца, все позиции могут принимать оба рода epau­lement.

Для усвоения epaulement в первом классе ученики дол­жны сохранять его в пятой позиции на протяжении восьми или шестнадцати тактов. Характер музыкального сопровож­дения плавный. Музыкальный размер 4/4 или 3/4.

PORT DE BRAS

Усвоив позиции рук и epaulement, следует перейти к port de bras, которое воспитывает руки в движении, прививая танцевальную координацию.

Подготовительное port de bras. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз и два руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук. На три и четыре руки, при раскрытых и опущен­ных плечах, раскрываются на вторую позицию, голова пово­рачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки. На раз и два второго такта положение сохраняется. На три и четыре кисти рук, сохраняя уровень второй позиции, рас­крываясь, поворачиваются ладонями вниз, локти слегка смягчаются, и руки постепенно опускаются з подготовитель­ное положение, голова сохраняет поворот направо. Port de bras повторяют не менее двух-четырех раз, после чего следует port de bras с другой ноги.

Наши рекомендации