Операции и процессы мышления

МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Вопросы

  1. Понятие о мышлении
  2. Виды мышления, их особенности
  3. Операции и процессы мышления
  4. Понятие об интеллекте

5. Индивидуальные особенности мышления

6. Творческое мышление

 
  операции и процессы мышления - student2.ru

1. Источник мышления – непосредственное чувственное познание действительности.

2. Мышление осуществляется под влиянием жизненных потребностей человека, на основе его практической деятельности и с помощью тех средств, которые создаются в процессе этой деятельности.

3. Мыслительные действия с объектами соответствуют самой объективной реальности, в которой нет изолированных

предметов и явлений.

4. Опыт дает возможность человеку различать правильные и ошибочные мысли, она является критерием их истинности.

5. Мышление выходит за границы чувственного познания и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно.

6. Мысли, если они правильные, отражают явления природы и общества шире, глубже, полнее и точнее, чем их непосредственное восприятие.

5. В познавательной деятельности человека имеет место единство чувственного и рационального, их постоянные взаимопереходы.

6. Знания, накопленные поколениями людей, могут быть успешно усвоены только тогда. когда будут осмыслены.

7. Думая, человек использует при этом свой собственный опыт и опыт других людей, зафиксированной в речи.

8. Мышление присутствует в высших формах других познавательных процессов; это определяет уровень их развития.

9. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией, нейрофизиологией, кибернетикой.

10. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного характера.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

     
  операции и процессы мышления - student2.ru
 
  операции и процессы мышления - student2.ru
 
  операции и процессы мышления - student2.ru

ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ

 
 
Мыслительные операции


  1. Сравнение – установление сходства и различий
  2. Анализ – мысленное выделение в объекте отдельных его элементов
  3. Синтез – построение целостной структуры из элементов
  4. Классификация – отнесение предметов к определенному классу
  5. Абстрагирование – выделение такого аспекта явления, который как самостоятельное в действит-сти не существует
  6. Обобщение – выделение и объединение свойств класса предметов и явлений

 
 
Мыслительные процессы

1.Суждение - высказывание, в котором при отображении свойств, связей и отношений объектов утверждается или отрицается что-либо.

Истинное\ошибочное

Утвердительное \противоречивое

Общее\одиночное\частичное

Простое\сложное

2. Умозаключение – высказывание, в котором на основе определенных суждений делается вывод.

Индуктивное.

Дедуктивное.

По аналогии

3. Определение понятий - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных особенностях; выражается словом или группой слов.

4. Индукция – вывод суждения или умозаключения от частного к общему

5. Дедукция – вывод общего суждения из частных.

Интеллект – совокупность самых общих мыслительных способностей, обеспечивающих человеку успех в познании окружающего мира и адаптации к нему
ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Теории интеллекта

1.Ч.Спирмен (нач. ХХ ст.): общий, или генеральный фактор G, который определяет успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот фактор лучше всего соотносится с двумя ведущими мыслительными операциями: способность устанавливать связи между предметами и явлениями (закономерности) и способность восстанавливать эти связи в других условиях. Роль фактора Gмаксимальна в сложных математических и абстрактных вербальных тестах и минимальна в сенсомоторных.

2.Л.Терстоун (нач.ХХ ст.) – отрицание общей основы интеллекта и невозможность использования IQ; многофакторная модель интеллекта – профиль по первичным способностям: способность к счету, вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентировка, память, способность к умозаключениям, быстрое восприятие сходства и различий между объектами.

3.Р.Кеттелл (20-30-е гг. ХХ ст.) –самая распространенная модификация теории Спирмена. Фактор Gсостоит из двух компонентов: 1) «жидкий» интеллект - термин для описания способностей, обусловленных наследственными и врожденными факторами и относительно свободными от влияния социо-культурных факторов; 2) «кристаллизованный» интеллект – результат использования «жидкого» интеллекта для решения разнообразных проблем в течение жизни, в процессе обучения; соотносится с жизненным опытом человека.

операции и процессы мышления - student2.ru Соотношения «жидкого» и «кристаллизованного интеллекта в теории Р.Кеттелла

СПОСОБНОСТИ - ОПЕРАЦИИ
ЛОКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ

«Жидкий интеллект»

операции и процессы мышления - student2.ru «Кристаллизованный» интеллект

Средне-статистические значения IQ в зависимости от рода занятий

Наши рекомендации