Операции и процессы мышления
МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Вопросы
- Понятие о мышлении
- Виды мышления, их особенности
- Операции и процессы мышления
- Понятие об интеллекте
5. Индивидуальные особенности мышления
6. Творческое мышление
1. Источник мышления – непосредственное чувственное познание действительности.
2. Мышление осуществляется под влиянием жизненных потребностей человека, на основе его практической деятельности и с помощью тех средств, которые создаются в процессе этой деятельности.
3. Мыслительные действия с объектами соответствуют самой объективной реальности, в которой нет изолированных
предметов и явлений.
4. Опыт дает возможность человеку различать правильные и ошибочные мысли, она является критерием их истинности.
5. Мышление выходит за границы чувственного познания и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно.
6. Мысли, если они правильные, отражают явления природы и общества шире, глубже, полнее и точнее, чем их непосредственное восприятие.
5. В познавательной деятельности человека имеет место единство чувственного и рационального, их постоянные взаимопереходы.
6. Знания, накопленные поколениями людей, могут быть успешно усвоены только тогда. когда будут осмыслены.
7. Думая, человек использует при этом свой собственный опыт и опыт других людей, зафиксированной в речи.
8. Мышление присутствует в высших формах других познавательных процессов; это определяет уровень их развития.
9. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией, нейрофизиологией, кибернетикой.
10. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного характера.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ
|
- Сравнение – установление сходства и различий
- Анализ – мысленное выделение в объекте отдельных его элементов
- Синтез – построение целостной структуры из элементов
- Классификация – отнесение предметов к определенному классу
- Абстрагирование – выделение такого аспекта явления, который как самостоятельное в действит-сти не существует
- Обобщение – выделение и объединение свойств класса предметов и явлений
|
1.Суждение - высказывание, в котором при отображении свойств, связей и отношений объектов утверждается или отрицается что-либо.
Истинное\ошибочное
Утвердительное \противоречивое
Общее\одиночное\частичное
Простое\сложное
2. Умозаключение – высказывание, в котором на основе определенных суждений делается вывод.
Индуктивное.
Дедуктивное.
По аналогии
3. Определение понятий - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных особенностях; выражается словом или группой слов.
4. Индукция – вывод суждения или умозаключения от частного к общему
5. Дедукция – вывод общего суждения из частных.
|
Теории интеллекта
1.Ч.Спирмен (нач. ХХ ст.): общий, или генеральный фактор G, который определяет успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот фактор лучше всего соотносится с двумя ведущими мыслительными операциями: способность устанавливать связи между предметами и явлениями (закономерности) и способность восстанавливать эти связи в других условиях. Роль фактора Gмаксимальна в сложных математических и абстрактных вербальных тестах и минимальна в сенсомоторных.
2.Л.Терстоун (нач.ХХ ст.) – отрицание общей основы интеллекта и невозможность использования IQ; многофакторная модель интеллекта – профиль по первичным способностям: способность к счету, вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентировка, память, способность к умозаключениям, быстрое восприятие сходства и различий между объектами.
3.Р.Кеттелл (20-30-е гг. ХХ ст.) –самая распространенная модификация теории Спирмена. Фактор Gсостоит из двух компонентов: 1) «жидкий» интеллект - термин для описания способностей, обусловленных наследственными и врожденными факторами и относительно свободными от влияния социо-культурных факторов; 2) «кристаллизованный» интеллект – результат использования «жидкого» интеллекта для решения разнообразных проблем в течение жизни, в процессе обучения; соотносится с жизненным опытом человека.
Соотношения «жидкого» и «кристаллизованного интеллекта в теории Р.Кеттелла
СПОСОБНОСТИ - ОПЕРАЦИИ |
ЛОКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ |
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ |
«Жидкий интеллект»
«Кристаллизованный» интеллект
Средне-статистические значения IQ в зависимости от рода занятий