Формы построения занятий в физическом воспитании
Общая характеристика форм занятий физическими упражнениями в физическом воспитании. Содержание и структура занятия. Динамика работоспособности – основной фактор, определяющий структуру занятия. Основные части занятия и их взаимосвязь. Зависимость содержания и структуры занятия от различных факторов (задач занятия, подготовленности занимающихся, изменения работоспособности занимающихся в процессе занятия, метеорологических условий, материальных условий и др.). Урочные формы занятий. Отличительные черты урочных форм занятий. Типы урочных занятий в зависимости от решаемых задач. Общие основы методики проведения занятий. Организация начала занятия. Методы организации работы на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный, ”круговая тренировка“). Выбор места преподавателя на занятии. Использование команд, распоряжений, указаний. Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроке физкультуры. Нормирование физической нагрузки на уроке физической культуры. Индивидуализация учебного процесса по физической культуре. Основы методики конструирования и проведения подготовительной части занятия. Основы методики конструирования и проведения основной части занятия. Основы методики конструирования и проведения заключительной части занятия. Основные требования к заблаговременной и непосредственной подготовке преподавателя к занятию. Критерии качества проведения занятий урочного типа. Неурочные формы занятий. Отличительные черты занятий неурочного типа. Малые формы занятий неурочного типа: утренняя гигиеническая зарядка, вводная гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки. Типичные признаки малых форм занятий. Крупные формы занятий неурочного типа: самодеятельные тренировочные занятия (индивидуальные или групповые), физкультурно-рекреативные формы занятий, соревновательные формы организации занятий. Место неурочных форм занятий в физическом воспитании. Возрастающая роль неурочных форм занятий в массовом физкультурном движении. Характеристика и методические особенности организованных и самостоятельных неурочных форм занятий (индивидуальных, групповых и массовых).
Планирование и контроль в физическом воспитании
Планирование как вид практической деятельности педагога. Факторы, обусловливающие эффективное планирование процесса физического воспитания (целевые ориентиры, особенности занимающихся, условия реализации планов, бюджет времени и т.д.). Хронологическая масштабность планирования (оперативное, цикловое, этапное, перспективное). Требования к планированию (целенаправленность и перспективность, преемственность, научная обусловленность, реалистичность, конкретность, наглядность планов и др.). Технология планирования (накопление предварительной информации, постановка задач и определение конечных результатов, последовательность операций при разработке планов, нормирование динамики нагрузок, оформление документов планирования). Разновидности оформления документов планирования: текстовые, графические, сетевые. Вариативность форм и содержания планов. Сущность педагогического контроля в физическом воспитании. Значение контроля для управления эффектом занятия. Виды педагогического контроля: предварительный, текущий, этапный, итоговый контроль и самоконтроль. Проблема выбора тестов в физическом воспитании. Требования, предъявляемые к тестам и методике тестирования. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля. Оперативный контроль, показатели оперативного контроля на занятии (объективные и субъективные). Текущий контроль, показатели текущего контроля. Этапный контроль, показатели этапного контроля и методика их анализа. Специфика итогового контроля. Самоконтроль и его показатели. Дневник самоконтроля. Методика ведения дневника, анализ результатов самоконтроля. Тесты, применяемые в школьной практике. Методика тестирования. Комплексная система оценки физического состояния учащихся.