Раздел V. Формы построения занятий в физическом воспитании

Характеристика форм физического воспитания, обусловлен­ность разнообразия форм многообразием задач. Формы физичес­кого воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дополнительного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий. Динамика работоспособности на заняти­ях, характеристика структуры занятий.

Урочные и неурочные формы. Урок — основная форма орга­низации занятий, характеристика, требования к методике прове­дения урока. Виды уроков. Структура урока. Тренировочные заня­тия, их характеристика. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самодеятельные занятия, игры и состязания.

Раздел VI: Планирование и контроль в физическом воспитании

Планирование и контроль как функции управления.

Значение, требования, цель, задачи, виды, формы, этапы и содержание планирования.

Особенности планирования в различных организационных формах физического воспитания. Программы в системе планирования.

Контроль как способ получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания. Задачи контроля. Основные виды контроля: предварительный, текущий, итоговый. Учет успеваемости.

Раздел VII: Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Возрастные особенности дошкольников: периодизация дошкольного возраста, особенности функционального развития ребенка, формирование опорно – двигательного аппарата.

Задачи по укреплению здоровья, физическому развитию, повышению сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды. Задачи по развитию основных физических качеств и формированию двигательных умений и навыков.

Средства и методы физического воспитания дошкольников. Формы физического воспитания дошкольников.

Раздел VIII: Физическое воспитание детей школьного возраста

Физическое воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Задачи, средства, особенности методики.

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Задачи, содержание, особенности методики в зависимости от уровня физического развития и характера заболевания.

Формы организации физического воспитания в школе: урок физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; внеклассные формы занятий, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования: школы высшего спортивного мастерства, СДЮШОР, ДЮСШ, ДЮКФП, спортивные секции и кружки домов школьника, стадионов, парков культуры и отдыха; спортивно-оздоровительные, трудовые, военно-спортивные лагеря.

Формы организации физического воспитания в семье: мероприятия в режиме дня, самостоятельные занятия, прогулки, семейные походы.

Школьный урок физической культуры – основная форма организации занятий в школе. Требования к уроку. Структура урока. Постановка задач. Построение и содержание уроков. Подготовка учителя к уроку. Дозирование нагрузки на уроке. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.

Раздел IX: Физическое воспитание студенческой молодежи.

Физическое воспитание студенческой молодежи. Цель, задачи. Учебные отделения: специальные, основные, спортивные. Содержание учебной программы для вузов. Оценка успеваемости. Формы физического воспитания во внеурочное время: занятия в спортивных секциях, внутривузовские соревнования, физкультурно-массовые мероприятия, физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях, оздоровительно-спортивных лагерях.

Раздел X: Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.

Физическое воспитание в основной период трудовой деятель­ности, пожилом и старшем возрасте. Научно-технический про­гресс и его влияние на жизнедеятельность человека (интенсифи­кация темпа жизни, отрицательные эмоции, режим питания, гиподинамия, акселерация). Роль физической культуры в науч­ной организации труда и отдыха (утомление и восстановление, средства физической культуры в режиме трудового дня). Самосто­ятельные занятия в свободное время для укрепления здоровья. Методические особенности отдельных направлений: физкультурно-гигиеническое и оздоровительно-рекреационное; общеподго­товительное; спортивное и профессионально-прикладное.

Задачи индивидуально направленного физического воспита­ния в старшем возрасте, содержание и организационно-методи­ческие особенности занятий.

Раздел XI: Теория и методика спорта.

Спорт как исторически сложившаяся специфическая челове­ческая деятельность. Спорт в структуре современного общества, спортивные объединения в мировой социально-политической системе. Функции современного спорта. Роль спорта в решении задач физического воспитания населе­ния в широком возрастном диапазоне.

Типы спорта, сложившиеся в мире. Спорт высших достиже­ний. Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эф­фективности — по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Массовый спорт (спорт для всех). Критерии эффективности по факту регулярных занятий и участия в соревнованиях, личных , достижений. Главная черта — доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора.

Детско-юношеский спорт. Два направления: первое — подго­товка спортивных резервов, связь со спортом высших достиже­ний; второе — использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подраста­ющего поколения, связь с массовым спортом. Профессиональный спорт. В его основе лежит стремление спорт­сменов победить и получить вознаграждение. Источники суще­ствования — самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. Характери­стика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.

Виды спорта. Отличительный их признак — предметная осно­ва соревновательной деятельности (бег, плавание, игры и т.п.). Разнообразие видов спорта в мире, в нашей стране. Требования к спортсмену в современном спорте и необходи­мость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода. Понятие «спортивная подготовка».

Многолетний характер подготовки спортсменов от начала спе­циализированных занятий спортом в детском возрасте до прекра­щения активных выступлений в спорте высших достижений. Эта­пы многолетней спортивной подготовки.

Структура системы подготовки спортсменов: подсистема целей и модельных показателей на весь многолетний период; подсистема обеспечения (отбор спортсменов, тренерские и др. кадры, матери­ально-техническая оснащенность, формы организации, управление); подсистема реализации целей и достижения модельных уровней (тренировка, соревнования, профилактическо-восстановительные ме­роприятия, формирование личности спортсмена). Понятие «спортивная ориентация». Выбор для каждого человека вида спорта, который соответствует его индивидуальным особенностям. Связь ориентации с детско-юношеским и массовым спортом.

Понятие «спортивный отбор». Выбор лиц, обладающих высоким уровнем способностей к определенному виду спорта. Место отбора в многолетней системе подготовки спортсменов. Связь со спортом высших достижений, массовым и детско-юношеским спортом. Уровни отбора: первый — для занятий конкретным видом спорта; второй — для определения вида специализации в избран­ном виде спорта; третий — для зачисления молодых спортсменов в коллективы квалифицированных спортсменов в сфере спорта высших достижений; четвертый — для включения спортсменов в состав сборных команд (страны, региона и др.) и для участия в соревнованиях. Организация отбора на всех уровнях. Методика отбора на всех уровнях.

Тренировка как составная часть подготовки спортсменов. Роль тренировки в подготовке спортсменов. Факторы, определяющие эффективность тренировки: качество программирования много­летнего процесса тренировки по всем его компонентам; соответ­ствие применяемых средств и методов возрасту и подготовленно­сти спортсменов; точность параметров тренировочных и соревно­вательных нагрузок в больших, средних, малых циклах и тренировочных занятиях; информационное обеспечение посред­ством комплексного контроля.

Принципы тренировки. Основные стороны (составные части) тренировки. Тренировочные нагрузки. Соревновательные нагруз­ки. Характер отдыха, сочетание с нагрузками.

Роль управления и его основных функций — планирования и контроля в достижении цели системы подготовки спортсменов. Комплексный и перспективный аспекты планирования. Содержание планирования (программирования): определение целей и задач подготовки; прогнозирование и моделирование; учет специфики вида спорта, структуры соревновательной деятельности; программирование тренировочной деятельности; продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов; оптимальный возраст для достижения наивысших результатов (зоны); оптимальный возраст для начала специализированных занятий видом спорта. Комплекс показателей, на основе которых разрабатываются планы. Перспективные, годичные планы и в пределах годичного цикла (средние и малые циклы, тренировоч­ные занятия).

Комплексный контроль как служба периодического или непрерывного сравнения фактически полученных результатов с на­меченными планами и последующей корректировкой процесса подготовки спортсменов и самих планов. Основные виды контроля — этапный, текущий и оперативный. Основные формы конт­роля — педагогический, медико-биологический, психологический. Методы контроля.

Раздел XII: Теория и методика оздоровительной физической культуры.

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Исторически и генетически обусловленная роль активной мышечной деятельности как важ­ного фактора укрепления ресурсов здоровья человека. Формиро­вание понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреационная физическая культура» («физкультурная рекреа­ция»), их сущности и границы применения.

Место направленно-оздоровительных средств в различные возрастные периоды онтогенеза и в различ­ных условиях жизнедеятельности. Механизм оздоровительного действия физических упражнений, закаливания, массажа.

Понятие «оздорови­тельная физическая культура», ее роль в формировании здорово­го образа и стиля жизни. Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно- спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).

Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.

Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, предметом которой является «здоровье здоровых» и в которой большая роль отводится физической активности. Составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с
избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием — неосложненными формами; с близорукостью.

Методика определения пограничных состояний между нормой и патологией, выявления начальных патологических состояний. Выбор средств, методов, нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более протяженных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная).

Специфические особенности видов контроля в оздоровитель­ной физической культуре. Оперативный и текущий контроль: педагогический — по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный — по степени функциональных реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии. Этапный контроль: педагогический — по динамике показате­лей физического развития и физической подготовленности, по сопоставлению этих показателей с нормативными; врачебный — по динамике показателей здоровья и функционального состоя­ния.

Наши рекомендации