Характеристика методов педагогического исследования

Контрольная работа по курсу «Введение в педагогику» для студентов ОЗО, обучающихся по направлению подготовки

Педагогическое образование

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Тема. Педагогика как наука

Работа с понятием

1. Составить педагогический глоссарий по теме «Педагогика как наука»с указанием авторов, источников, выбранных дефиниций. Для толкования одного понятия может быть предложено несколько дефиниций (следует использовать различную справочную и учебную литературу).

Образец оформления

Глоссарий по теме

«Педагогика как наука»

Понятие Определение Автор Источник
Педагогика   - В.П. Подласый Педагогика: Учеб.ник для……
  - В.М. Полонский Словарь по образованию и педагогике
Педагогический процесс - ……… ………
И т.д. - ……… ………и т.д.  

Теоретическая часть

Педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Ф Гербарта и К.Д. Ушинского

  1. Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:

- цель образования;

- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;

- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);

- характеристика классно-урочной системы обучения;

- система школ и ее дидактическое обоснование.

  1. И.Ф. Гербарт о воспитании:

- нравственные (этические) идеи воспитания;

- цели воспитания;

- средства управления детьми.

  1. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:

- идея народности в воспитании;

- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.

Дополнительная литература:

  1. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
  3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.

Задания:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.
  2. Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).
    • Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.
    • Раскрыть цель образования человека (гл. IV).
    • Охарактеризовать образование: на кого оно направлено, когда оно должно осуществляться, кем и где. Каковы основания этому? (гл. VI - X)
    • Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ Сообразность (связь) Принципы обучения
Законы природы Требования к организации обучения
       

· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).

· Обобщив ранее изученный материал, охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).

· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):

Школы Периоды Возраст и успешность учащихся Место Особенности организации обучения
Цели обучения Содержание воспитания Средства и методы
             
  1. Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):

-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,

-цели и средства процессов управления и воспитания.

  1. Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 2, 4):

-идея народности в воспитании;

-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.

Практическая часть.

Характеристика методов педагогического исследования

  1. Понятие о методах педагогического исследования.
  2. Методы теоретического и эмпирического исследования.
  3. Традиционные методы педагогического исследования.
  4. Методы изучения коллективных явлений в педагогике.
  5. Количественные методы в педагогике.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Краевский В.В. Основы общей педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 237 – 245.
  2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 105 – 115.
  3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002. – С. 94 – 100.
  4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 44 – 68.

Дополнительная литература:

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – С. 18 – 24
  2. Педагогический словарь (любое издание).
  3. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 45 – 52.

Задания:

  1. Изучить рекомендуемую литературу, определить понятие методов педагогического исследования.
  2. Охарактеризовать и проиллюстрировать на примерах эмпирические и теоретические методы педагогического исследования (ист. 1, 2, 3, 5, 7).
  3. Используя ист. 3, 4, 5 составить характеристики методов исследования:

- традиционные методы педагогических исследований: наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников, изучение продуктов деятельности, беседа, интервью;

- методы исследования коллективных явлений: анкетирование, социометрический метод;

- количественные методы в педагогике: регистрация, ранжирование, шкалирование. Данные занести в таблицу:

Методы педагогических исследований

Группа методов Метод Суть метода Цель применения Условия эффективности
Традиционные методы        
Методы исследования коллективных явлений        
Количественные методы        

Наши рекомендации