Характеристика методов педагогического исследования
Контрольная работа по курсу «Введение в педагогику» для студентов ОЗО, обучающихся по направлению подготовки
Педагогическое образование
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Тема. Педагогика как наука
Работа с понятием
1. Составить педагогический глоссарий по теме «Педагогика как наука»с указанием авторов, источников, выбранных дефиниций. Для толкования одного понятия может быть предложено несколько дефиниций (следует использовать различную справочную и учебную литературу).
Образец оформления
Глоссарий по теме
«Педагогика как наука»
Понятие | Определение | Автор | Источник |
Педагогика | - | В.П. Подласый | Педагогика: Учеб.ник для…… |
- | В.М. Полонский | Словарь по образованию и педагогике | |
Педагогический процесс | - | ……… | ……… |
И т.д. | - | ……… | ………и т.д. |
Теоретическая часть
Педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Ф Гербарта и К.Д. Ушинского
- Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:
- цель образования;
- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;
- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);
- характеристика классно-урочной системы обучения;
- система школ и ее дидактическое обоснование.
- И.Ф. Гербарт о воспитании:
- нравственные (этические) идеи воспитания;
- цели воспитания;
- средства управления детьми.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:
- идея народности в воспитании;
- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.
Дополнительная литература:
- История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.
Задания:
- Изучить рекомендуемую литературу.
- Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).
- Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.
- Раскрыть цель образования человека (гл. IV).
- Охарактеризовать образование: на кого оно направлено, когда оно должно осуществляться, кем и где. Каковы основания этому? (гл. VI - X)
- Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ | Сообразность (связь) | Принципы обучения | |
Законы природы | Требования к организации обучения | ||
· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).
· Обобщив ранее изученный материал, охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).
· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):
Школы | Периоды | Возраст и успешность учащихся | Место | Особенности организации обучения | ||
Цели обучения | Содержание воспитания | Средства и методы | ||||
- Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):
-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,
-цели и средства процессов управления и воспитания.
- Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 2, 4):
-идея народности в воспитании;
-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Практическая часть.
Характеристика методов педагогического исследования
- Понятие о методах педагогического исследования.
- Методы теоретического и эмпирического исследования.
- Традиционные методы педагогического исследования.
- Методы изучения коллективных явлений в педагогике.
- Количественные методы в педагогике.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- Краевский В.В. Основы общей педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 237 – 245.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 105 – 115.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002. – С. 94 – 100.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 44 – 68.
Дополнительная литература:
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – С. 18 – 24
- Педагогический словарь (любое издание).
- Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 45 – 52.
Задания:
- Изучить рекомендуемую литературу, определить понятие методов педагогического исследования.
- Охарактеризовать и проиллюстрировать на примерах эмпирические и теоретические методы педагогического исследования (ист. 1, 2, 3, 5, 7).
- Используя ист. 3, 4, 5 составить характеристики методов исследования:
- традиционные методы педагогических исследований: наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников, изучение продуктов деятельности, беседа, интервью;
- методы исследования коллективных явлений: анкетирование, социометрический метод;
- количественные методы в педагогике: регистрация, ранжирование, шкалирование. Данные занести в таблицу:
Методы педагогических исследований
Группа методов | Метод | Суть метода | Цель применения | Условия эффективности |
Традиционные методы | ||||
Методы исследования коллективных явлений | ||||
Количественные методы |