Образовательные технологии. Чтобы разрешить противоречие между деятельностным подходом к образованию и предметным структурированием его содержания
Чтобы разрешить противоречие между деятельностным подходом к образованию и предметным структурированием его содержания, необходимо структурировать как само обучение, так и оценочные средства контроля его качества одновременно предметному и деятельностному принципам. Подобную структуру оценочных средств определяют как предметно-деятельностную.
При реализации предметно-деятельностной системы обучения студентов важно для достижения заданных целей дисциплины, в соответствии с учебной задачей выбрать адекватные образовательные технологии, формы организации учебного процесса, методы и приёмы обучения студентов и оптимально их сочетать.
Выбор средств обучения увязан с условиями образовательного процесса, с формами аудиторных занятий (лекции, семинары), с особенностями обучающих и обучаемых, с необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.
Аудиторные занятия:
На аудиторных занятиях будут применяться традиционные технологии, т.к. они пригодны для решения таких задач, как передача большого объёма информации, развития познавательных психических процессов, формирование когнитивного компонента общих и специальных компетенций. К традиционным технологиям обычно относят лекции, семинары, практические занятия.
Для преодоления недостатков традиционных лекций и с целью решения задач компетентностного подхода будут использоваться установочные лекции, проблемные лекции, лекции- визуализации, лекции с заранее запланированными ошибками, обобщающие лекции.
В процессе ведения семинаров студенты будут работать индивидуально, в парах и в группах,будут широко применятьсяигровые методы, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, элементы технологии «Дебаты» и «Критическое мышление», метод анализа конкретных ситуаций.Некоторые из данных технологии в определённой степени являются имитационными игровыми, в них в значительной степени присутствует социальный компонент, позволяющий способствовать формированию социальных компетенций студента как субъекта межличностных отношений (коммуникационная компетентность).
В процессе практических занятий студенты самостоятельно со своими сокурсниками будут проводить «Дебаты» по самостоятельно предложенной теме, составлять опорные конспекты по знакомым им темам, имитировать занятия в технологии проблемного обучения Е.Л.Мельниковой, применять технологию проектного обучения. По желанию студентов им будет предоставлено право имитировать уроки в технологии развивающего обучения (РО) и технологии модульного обучения. Большое внимание будет уделено психологическому тестированию (методики изучения личностных и профессиональных качеств самих студентов, методики диагностики школьников).
Таким образом, на аудиторных лекционных, семинарских и практических занятиях будут применяться не только традиционные технологии, но интерактивные инновационные технологии, методы и приёмы квазипрофессиональной деятельности. Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной форме, составляет 60%.
Внеаудиторные занятия и практика:
В ходе педагогической практики (на IVкурсе) будет продолжено формирование профессиональных компетенций. Специально организованную учебно-профессиональную педагогическую деятельность под руководством преподавателя относят к активным технологиям и методам учебно-профессиональной деятельности. Начнётся практика установочной конференцией, продолжаться будет три недели, завершиться итоговой конференцией по результатам практики. В организации практики в основном будет применяться модульнаятехнология. В общеобразовательных учреждениях студенты встретятся с учителями, ведущими уроки по различным предметам, в том числе и по истории, посетят их «открытые» уроки, мастер-классы. При проведении конференций индивидуальные выступления студентов и преподавателей - кураторов будут сочетаться с защитой проектов и презентациями групп студентов. Студентам предоставляется возможность выбрать формы отчётности (конспект урока, конспект воспитательного мероприятия и/или эссе «Рассуждения о педагогической профессии, обучении и воспитании школьников»)по результатам практики.
В связи с переходом на деятельностную парадигму образования растёт важность проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, следовательно, необходима её активация. Ясно, что активизация самостоятельной работы студентов – это не простое увеличение её объёма, а повышение эффективности. В европейских странах и в США наблюдается трёхкратное превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционно-семинарской в соотношении 1:3. Именно такое трёхкратное превышение времени на самостоятельную работу считается наиболее эффективным для улучшения качества подготовки в рамках реализуемо компетентностного подхода (см. Афанасьева Т.П., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Н.В. «Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения», М. Изд-во МГУ, 2007, - 96с.).
Для организации изучения материала предложен план изучения темы, указана литература и контрольные вопросы. Результаты освоения материала проверяются соответственно после изучения разделов, составными частями которых эти темы являются письменно в форме развёрнутого ответа, устно, в форме теста и на экзамене. Вид отчётности студент может выбрать.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям форме студенты должны предоставить:
- Личную копилку («батарею») диагностических методик для изучения школьников.
- Личную копилку диагностических методик определения профессиональных предпочтений.
- Личную копилку» технологий, методов и приёмов работы с классом (в свободной или структурированной форме с отметкой, какими из указанного списка владеет).
- Психологическую характеристику учителя.
- Психологическую характеристику ученика.
При подготовке данных работ студенты получают и могут широко использовать шаблоны (матрицы, алгоритмы) и образцы аналогичных выполненных заданий студентами предыдущих курсов, получают любую помощь от преподавателя (включая индивидуальные консультации).