Б. Как разрешить противоречие?

Итак, если психоаналитики утверждали, что совершение аг­рессивных действий приводит к катарсису ("очищению души"

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru ' Турецкие правители даже маленькой армянской общине страны не позволя­ют самостоятельно решать свои социальные, организационные, религиоз­ные и другие задачи. Доказательство - скандальное вмешательство турецких властей в выборы патриарха арм. церкви в 1998 году.

От межэтнической агрессии к внутриэтнической 391

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru "от злости), то исследования бихевиористски ориентированных • психологов показали, что, наоборот, агрессивные действия усиливают агрессивность человека или, в лучшем случае, не оказывают влияния на уровень агрессивности (враждебности, злости) к объекту. Иногда же агрессивное поведение вызывает в психике человека готовность совершить еше более жестокие действия по отношению к жертве. Как разрешить это противо­речие? Вопрос, тем более, имеет не только теоретическое зна­чение: он практически очень важен, в том числе для этнопси­хологии. Каким образом найти истину, если известно, что часть случаев соответствует психоаналитической теории, а дру­гая часть— теории необихевиоризма?

Филипп Зимбардо, один из самых известных социальных психологов США, считает, что это противоречие можно лучше понять и даже разрешить, если мы проведем различие между выражением эмоций (expressing emotional feelings) и агрессив­ными действиями (или наблюдением за подобными действия­ми других людей). Когда чувства выражаются с помощью речи, плача или смеха, тревога личности смягчается, а самочувствие улучшается. Но когда совершаются агрессивные действия про­тив противника, будь то словом или делом, прямо или косвен­но, то враждебная тенденция, т.е. внутренний мотив соверше­ния агрессивных действий, не становится слабее прежнего. По­этому Ф. Зимбардо советует: лучше научиться разрешать кон­фликты между фрустратором и его жертвой с помощью бесед, .переговоров, а не насилием'.

, При исследовании этих вопросов следует также иметь в ви-.ду, что роли фрустратора (агрессора) и жертвы со временем мо-,гут меняться. Жертва может стать агрессором, а прежний агрес­сор — жертвой. Это уже из области психологии реванша, мести,которая, кстати, как на индивидуальном, так и на групповом .уровнях еще слабо исследована. Этой темы мы уже коснулись : в данной книге. В реальной жизни ситуация иногда бывает бо­лее сложной: одна и та же личность или группа в одном отно­шении может быть агрессором, в другом — жертвой. Например, мелкий служащий на месте службы может быть жертвой свое-

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru 1 Zimbardo P. G.,Psychology and Life. (11th ed.). Glenview and London, 1985, pp. 630-633.

392

Альберт Налчаджян

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru го агрессивного босса, а в семье — агрессором для своей жены. Точно такие же отношения могут слагаться между нескольки­ми этническими группами в многоэтническом ранжированном обществе. Эти различия всегда надо иметь в виду, когда мы пы­таемся понять, почему агрессивные действия не смягчают аг­рессивность, враждебность человека. Если человек одновре­менно является и агрессором, и жертвой, он может быть пер­манентно агрессивным, так как он постоянно фрустрируется и всегда имеет объекты для разрядки своей агрессии, т.е. под ру­кой у него всегда есть потенциальные жертвы.

Агрессивность, по—видимому, эффективнее всего можно смягчить не путем совершения агрессивных же действий, а с помощью совершенно других действий и деятельностей, в ко­торых агрессивность человека в определенной мере сублимиру­ется.

Говоря о роли внешних факторов в обучении и усилении аг­рессии, обычно указывают на роль кино и телевидения. Иссле­дования американских психологов показали, что просмотр те­лефильмов со сценами насилия усиливает агрессию зрителей, особенно детей и подростков. Из таких фильмов детям стано­вится известно, что насилие — весьма распространенное явле­ние в жизни общества, что оно нередко поощряется, очень ча­сто оправдывается, и что агрессивное поведение больше подхо­дит мужчинам, нежели женщинам и т.п..

Более того, наблюдая все эти сцены, дети начинают форми­ровать гипертрофированное представление об угрозе их жизни со стороны агрессивных людей. Они становятся запуганными и недоверчивыми, особенно к незнакомым людям. Если дети с раннего возраста наблюдают много агрессивных сцен,— будь то в реальной жизни или в кино и телепередачах,- то возбужден­ная в них агрессивность сохраняется и в дальнейшей жизни. Об этом свидетельствуют проведенные продольные (лонгитюдные) исследования1.

Подобные исследования привели психологов к заключению, что нельзя считать верным психоаналитическое представление

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru ' Лонгитюдными называются исследования, в которых одних и тех же людей в определенном аспекте исследуют в течение нескольких лет, иногда - деся­тилетий. Так исследуют развитие способностей, черт характера, уровня аг­рессивности, авторитаризма и т. п.

От межэтнической агрессии к внутриэтнической

393

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru о том, что наблюдение сцен насилия приводит к катарсису и ослаблению агрессивности зрителей. У большинства людей происходит обратное: наблюдая агрессивные сцены, дети ста­новятся более толерантными (терпимыми) к агрессивности других. Тем самым уменьшается вероятность того, что они, да­же став взрослыми, будут активно вмешиваться с целью пре­дотвращения агрессивных действий других людей и спасения невинных жертв. У таких людей бывает лишь слабая готовность брать на себя ответственность: они не вмешиваются и не раз­водят дерущихся людей, так как боятся, что их могут обвинить в чем—либо. Все это касается как детей и подростков, так и взрослых.

Когда вся национальная культура насыщена агрессивнос­тью, когда люди ежедневно становятся свидетелями сцен наси­лия, тогда эта форма поведения может принимать характер эпидемии национального масштаба. В такой социальной среде люди становятся безразличными к судьбе других людей. Созда­ется благоприятная обстановка для распространения такого крайне отрицательного и опасного явления, как безразличный свидетель страдания людей.Это явление в последние десятиле­тия стало предметом пристального внимания социальных пси­хологов'.

Когда насилие становится повседневным явлением и сочета­ется с юмором,тогда бдительность людей слабеет, они стано­вятся более терпимыми к нарушениям морали и законов вооб­ще, и не оказывают противодействия насилию. Между тем только своевременный и решительный отпор может предотвра­тить распространение насилия. Эти задачи чрезвычайно акту­альны в период быстрых и глубоких социальных изменений, сопровождающихся явлениями аномии (отсутствия норм), со­циальной дезорганизации, наблюдаемых в настоящее время во многих странах мира, особенно на территории бывшего СССР. Все эти процессы имеют непосредственную связь с межэтниче­скими отношениями.

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru ' AronsonE., The Social Animal. 7th ed., W. H. Freeman and Co., Zimbardo P. G. Op.cit.; Latane B. and Darley, J.The unrensponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Grofts, 1970; Deaux K., Dane F. С and Wrightsman L. S.Social Psychology in the 90s. Pacific Grove (Calif.), 1993.

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Альберт Налчаджян

Литература

1. Изард К.Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

2. КиракосянДж. С.Младотурки перед судом истории. Ереван, "Айа-
стан", 1986.

3. Леонгард К.Акцентуированные личности. Киев, 1981.

4. ЛичкоА. Е.Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л.,

1983.

5. НалчаджянА. А. Личность, психическая адаптация и творчество.
Ереван, "Луйс", 1980.

6. Налчаджян А.А. Социально—психическая адаптация личности. Ере­
ван, Изд-во АН Армении, 1988.

7. Психология эмоций. Тексты. М., Изд—во МГУ, 1984.

8. Смелзер Н.Социология. М., "Феникс", 1994.

9. Солдатова Г. У.Психология межэтнической напряженности. М.,
"Смысл", 1998.

10. Тинберген К.Поведение животных. М., "Мир", 1985.

11. Фрейд 3.Избранное. Сост. А. И. Белкин. М., 1990.

12. Фрейд3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990.

13. Шибутани Т.Социальная психология. М., "Прогресс". 1969.

14. Adorno T, W., Frenkel—Brunswick E., Levinson D. and SanfordN. The
authoritarian personality. New York: Harper, 1950 (Abridged ed., 1982).

15. Altemeyer B.Enemies of freedom: Understanding right—wing authori­
tarianism. San Francisco, London: Jossey—Bass, 1988.

16. AronsonE. The Social Animal. 7th ed., New York. W. H. Freeman and
Co., 1995.

17. Berkowitz L.Aggression: A Social—Psychological Analysis. New York:
Me Graw-Hill, Г962.

18. Berkowitz L.Roots of Aggression: A reexamination of the frustra­
tion—aggression hypothesis, New York: Atherton, 1969.

19. BullockA. Hitler and Stalin. Parallel lives. New York: Random House,
1993.

20. Deaux K., Dane F. С and L. S. Wrightsman.Social Psychology in the
90s. Brooks/Cole, Pacific Grove (Calif.), 1993, Ch. 6-7.

21. Dollard J., Doob L, W., Miller N. E., Mowrer О. Н. and Sears R. R.
Frustration and aggression. New Haven (CT): Yale University Press,
1939.

22. Eysenk H. and M. Eysenk.Mindwatching. Why we behave the way we
do. London, "Prion", 1995.

23. Eysenk H. J.Crime and Personality. London, Routledge and Regan
Paid, 1977.

24. Freud A.Das lch und die Abwehrmechanismen. London, 1946.

25. Fromm E.The Art of Loving. New York, Harper and Row, 1974.

От межэтнической агрессии к внутриэтнической

395

26. Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 1: The philosophy of
moral development, New York, Harper and. Row, 1981.

27. Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 2: The psychology of
moral development. New York: Harper and, Row, 1984,

28. Krebs and Miller.Altruism and Aggression. In: G. Lindzey and E.
Aronson (Eds.). Handbook of social psychology. 3rd ed., Vol. 2, New
York, 1985, p. 1-71.

29. Horowitz D. L. Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press, Berkley et al., 1985.

30. Latane B. and Darley J.The unresponsive bystander: Why doesn't he
help? New York: Appleton-Century-Crofts, 1970.

31. LawsonR. Frustration. The Development of a Scientific Concept. The
Macmillan Co., New York et al., 1965.

32. Lindzey G. and AronsonE. (Eds.)-Handbook of social psychology, 3rd.
ed., Vol. 2, New York, Random House, 1985.

33. Lorenz K.On aggression. New York: Harcourt, Brace and World, 1966.

34. Shibutani T. and К. М. Kwan.Ethnic Stratification: A Comparative
Approach. Macmillan Co., New York, 1965.

35. Toch H. Violent men. Chicago: Aldine, 1969.

36. Wait R. G. L.The Psychopathic God: Adolf Hitler. Da Capo Press, New
York, 1993.

37. Zimbardo P. G.Psychology and Life. 11th ed., Glcnview and London,
1985.

396

Альберт Налчаджян

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Оглавление

Предисловие........................................................................ 3

ЧАСТЬ 1. Конфликт, фрустрация, этнозащита...............5

Глава 1. Социальные и этнические конфликты................. 5

§ 1.1. Соперничество, конфликт, кризис....................... 5

§ 1.2. Разновидности конфликтов.................................. 7

§ 1.3. Этнические конфликты....................................... 10

A. Общая характеристика........................................ 10

Б. Различия расовых и этнических конфликтов . . 12

B. Комплексные (многомерные) конфликты.......... 12

§ 1.4. Источники и условия этнических конфликтов . 14

А. Первые контакты и сравнение............................ 14

Б. Об устойчивости к новым конфликтам.............. 17

§ 1.5. Дифференциация групп и группоцентризм —

предпосылки межгрупповых конфликтов.......... 20

А. Группоцентризм и конфликты............................ 20

Б. Сходство мотивов и характера — источник

конфликтов.......................................................... 22

§ 1.6. Противоположные цели -одинаковые позиции. . 23

§ 1.7. Структура многоэтнических обществ и различные

типы этнических конфликтов 24

A. Типы взаимоотношений этнических групп .... 24
Б. Различия этнических конфликтов в ранжиро­
ванных и неранжированных обществах.................. 27

B. Отношения этносов в сложных обществах .... 28
Г. Почему одновременно конфликтуют только

две группы?.......................................................... 31

§ 1.8. Различие культур и этнические конфликты ... 32

§ 1.9. Новые этносы, новые конфликты....................... 36

§ 1.10. Ошибочное понимание природы этнических

конфликтов.......................................................... 37

А. Причины ошибок................................................. 37

Б. Дополнительные факторы сохранения

межэтнических конфликтов................................ 39

Оглавление______________________________________________ 397

В. Разрешение, или только смягчение

конфликтов?....................................................... 39

§ 1.11. Суперэтносы и различия этнических конфликтов
на Западе и на Востоке...................................... 40

§ 1.12. Конструктивная роль этнических конфликтов . . 46

A. О положительных функциях конфликтов......... 46

Б. Конфликт, самосознание и сплоченность

этносов ............................................................... 48

B. Попытка синтеза разных подходов................... 50

Литература................................................................... 53

Глава 2. Адаптивные процессы и стратегии................... 55

§ 2.1. Что такое адаптивная стратегия?..................... 55

§ 2.2. Основные адаптивные стратегии личности. ... 56

A. Предварительная адаптация.............................. 56

Б. Адаптация без изменения ситуации.................. 57

B. Регрессивная адаптация личности.................... 60

§ 2.3. Сочетание двух стратегий у этнической группы. . 60
§ 2.4. Групповая защитная адаптация........................ 62

А. Групповая фрустрация....................................... 62

Б. Групповые адаптивные механизмы................... 63

В'. О групповых защитных механизмах................ 64

Г. Социальный и этнический статусы и психическая

защита................................................................. 65.

§ 2.5. Социальная реорганизация как попытка

адаптации........................................................... 66

§ 2.6. Соперничество этносов как фрустратор.......... 67

§ 2.7. Соперничество этнических групп и страх перед

исчезновением.................................................... 70

А. Неизбежность соперничества............................ 70

Б. Страх перед исчезновением.............................. 71

§ 2.S. Дискриминация и активизация этнической

самозащиты........................................................ 73

Литература................................................................... 75 ■

Глава 3. Этнозащитные механизмы и процессы............ 76

§ 3.1. Общая характеристика...................................... 76

А. Глобальная этническая самозащита.................. 76

Б. Структурная этническая самозащита................ 79

Ааъберт Нсипаджян

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru В. Этническая картина мира и этнозащита............ 81

Г. Традиция и этнозащита....................................... 83

§ 3.2. Этнозащитная роль языка.................................. 84

А. Язык в процессе психической самозащиты

(новая концепция)............................................... 84

Б. Об одном примере "лингвистической

этнозащиты"........................................................ 88

§ 3.3. Самозащита подвластных этнических групп ... 89 § 3.4. Этнозащитные механизмы в художественном

творчестве преследуемых народов.................... 94

§ 3.5. Атрибуция и ее разновидности................. т ... 96

A. Общая характеристика атрибуции :................... 96

Б. Разновидности атрибуции................................... 98

B. Основные ошибки атрибуции........................... 100

§ 3.6. Атрибуции в различных областях человеческой

деятельности...................................................... 107

§ 3.7. Атрибуции в межэтнических отношениях. ... 109

A. Самоатрибуции этносов.................................... 109

Б. Самоатрибуция "долга" и этнополитика.......... 110

B. Гетероатрибуции............................................... 110

§ 3.8. "Компромиссные" атрибуции.......................... 111

§ 3.9. Обвинение жертвы — защитный механизм

господствующей группы................................... 112

А. Фрустрации господствующих этносов............ 112

Б. Обвинение жертвы............................................. 114

§ 3.10. Этническая специфичность атрибутивных

процессов........................................................... 117

§ 3.11. Атрибуция и дегуманизация.......................... 118

§ 3.12. Групповое вытеснение и атрибуция.............. 120

§ 3.13. Эффект этнического сдвига............................ 121

§ 3.14. Этнозащитная роль механизма проекции . . . 123

A. О природе проекции.......................................... 123

Б. Агрессия на основе проекции........................... 124

B. Проекция и создание контрастных я—концепций
этнических групп............................................... 124

Г. Групповая паранойя.......................................... 126

Д. Проективная атрибуция и моральный дуализм . . 127

Е. Контрастные образы и сплочение этносов ... 128

§ 3.15. Рационализация и этнозащита 129

Оглавление______________________________________________ 399

А. О природе рационализации.......................................... 129

Б. Этнозащитные функции рационализации .... 132 § 3.16. Этнозащитные функции этнических

стереотипов........................................................... 133

A. Стереотипы и групповая самозащита............................ 134

Б. Защитные функции стереотипов для

господствующих этносов........................................... 134

B. Защитные функции стереотипов в жизни
подчиненных этносов............................................... 136

Г. Переворачивание стереотипа (новая концепция). . 137
§ 3.17. Стереотипы и агрессия.............................................. 139

A. Иррациональны ли стереотипы?.................................. 140

Б. Изменения стереотипов во времени............................... 142

B. Образ турка в сознании американцев............................ 144

§ 3.18. Стереотипы и патологическая этнозащита . . 145 § 3.19. Защитные механизмы и этническая

символизация......................................................... 148

А. Перемещение, вытеснение и этническая

символизация......................................................... 148

Б. Атрибуция, символизация и этнозащита......................... 150

§ 3.20. Этническая сублимация и способы

самоутверждения.................................................... 151

A. Что такое сублимация.............................................. 151

Б. Самосублимация этнических групп............................... 152

B. Этническая неполноценность и патологическая
самосублимация...................................................... 154

Г. Антисублимация на уровне этносов.................................. 158

Д. Когнитивный диссонанс, вовлечение и

патологическая сублимация........................................... 160

§ 3.21. Этнические символы в конфликтах

и сублимация............................................................. 164

A. Функции этнических символов в конфликтах . . 164
Б. Способы сублимации этнических конфликтов . . 166

B. Двойственность символов и сублимация
конфликтов............................................................ 166

§ 3.22. Номадизм.............................................................. 167

A. Общая характеристика.............................................. 167

Б. Номадизм и психическая регрессия............................... 168

B. Разновидности номадизма......................................... 169

400_______________________________________ Альберт Налчаджян

§ 3.23. Комплексный характер этнической регрессии ..170
Литература.................................................................. 172

Глава 4. Этнические защитно—адаптивные комплексы . . 175

§ 4.1. Постановка задачи............................................ 175

§ 4.2. Нисходящее социальное сравнение — комплексная

самозащита........................................................ 176

А. Социальное сравнение...................................... 176

Б. Этническое нисходящее сравнение.................. 179

§ 4.3. Взаимовыручка — механизм этногенеза и

этнозащитный комплекс................................... 180

А. Психолого—поведенческая структура

взаимовыручки.................................................. 180

Б. Взаимовыручка членов этноса —

защитно—адаптивный механизм...................... 182

§ 4.4. Я—концепция этноса — защитный комплекс. . 183

A. Этническое самосознание и этнозащита.......... 184

Б. Социальная обратная связь, я—концепция и

этническая самозащита..................................... 185

B. Страх перед гибелью и защитная роль

я—концепции..................................................... 186

§ 4.5. Механизм идентификации в этнической

самозащите........................................................ 188

A. Идентификация - этнозащитный механизм . . 189
Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и

отчуждение........................................................ 189

B. Этноцентризм и психологическая самозащита. . 191
Г. Сверх—я, беспризорность и этническая психика. . 192

§ 4.6. Маргинальность и комплексное использование

защитных механизмов....................................... 193

A. Маргинальная ситуация.................................... 193

Б. Комплексная самозащита этнически

маргинальных людей........................................ 195

B. Основные адаптивные стратегии...................... 197

Г. Комплексная этнозащита и типы этнических

характеров ........................................................ 200

§ 4.7. Парадоксальное гостеприимство — обратная

защитная реакция?............................................. 201

Литература.................................................................. 202

Оглавление

401

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Глава 5. Дополнительные вопросы этнической

самозащиты...................................................... 204

§ 5.1. Этнозащитные механизмы в этногенезе......... 204

A. Самосублимация и этногенез........................... 204

Б. Этническая сублимация и антисублимация

(архаические формы)....................................... 205

B. Поражения, этнозащита и этнический характер. . 206
Г. Этнозащитный комплекс в этногенезе............. 207

§ 5.2. Этнические различия защитных ответов и

проблема этнического стиля............................ 208

А. Различия ответов (реакций)............................. 208

Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции. .210 § 5.3. О признаках провала этнозащитных механизмов и

процессов.......................................................... 211

А. Основные цели этнозащиты............................. 211

Б. Критерии провала этнозащиты........................ 212

§ 5.4. О чрезмерности этнозащиты и проблема

национальной гордости................................... 214

A. Чрезмерность этнозащитных реакций............ 214

Б. Экономические жертвы и вытеснение этнических

меньшинств...................................................... 215

B. Экономические жертвы ради независимости. .216
Литература................................................................. 218

ЧАСТЬ 2. Агресивная этнозащита...............................219

Глава 6. Внутривидовая и межвидовая агрессия.......... 219

§ 6.1. Межвидовая агрессия....................................... 219

§ 6.2. Внутривидовая агрессия и ее последствия . . . 220

А. Внутривидовая агрессия.................................. 220

Б. Отрицательные последствия внутривидовой

агрессии............................................................ 221

§ 6.3. А как же обстоит дело у человека?................ 222

§ 6.4. Как взаимосвязаны межвидовая и внутривидовая

агрессия? .......................................................... 223

§ 6.5. Факторы, сдерживающие агрессивные

действия........................ 224

А. Общая характеристика..................................... 224

Б. Ингибиторы...................................................... 225

402_______________________________________ Альберт Налчаджян

В. Почему возникли ингибиторы?........................ 226

Г. Дезингибиторы.................................................. 226

§ 6.6. У каких животных не развились механизмы,

предотвращающие агрессию?.......................... 228

§ 6.7. Наследственна ли сверхагрессивность?.......... 230

§ 6.8. Агрессивность и подверженность несчастным

случаям.............................................................. 231

Литература.................................................................. 232

Глава 7. Межэтническая и внутриэтническая агрессия. . 233

§ 7.1. Замещающие формы агрессии......................... 233

§ 7.2. Замещение агрессии и рационализация........... 235

§ 7.3. Три вектора этнической агрессии.................... 237

§ 7.4. Межэтническая агрессия, ее объекты и

разновидности .................................................. 239

А. Объекты межэтнической агрессии.................... 239

Б. Разнообразие межэтнической агрессии............ 241

§ 7.5. Психологическая подготовка межэтнической

и внутриэтнической агрессии........................... 244

§ 7.6. Анонимность и межэтническая агрессия .... 246 § 7.7. Агрессивные фантазии, сила агрессивности и

межэтническая агрессия................................... 249

§ 7.8. Другие условия усиления межэтнической

агрессии............................................................. 251

А. Роль вознаграждения......................................... 251

Б. Когнитивный диссонанс и усиление этнической

агрессии............................................................. 253

§ 7.9. Межэтническая авторитарная агрессия........... 254

А. Разрушительность авторитарной межэтнической

агрессии............................................................. 254

Б. Феномен Адольфа Эйхмана.............................. 255

§ 7.10. Ксенофобия и межэтническая агрессия .... 259 § 7.11. Ингибиторы агрессии — защитные

механизмы......................................................... 260

А. У каких животных нет ингибиторов

агрессии?............................................................ 261

Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии —

этнозащитные механизмы................................. 262

Оглавление______________________________________________ 403

В. Различия внутриэтнических и межэтнических

ингибиторов...................................................... 265

Литература................................................................. 266

Глава 8. Агресивная этнозашита................................... 268

§ 8.1. Фрустрации этноса и его агрессивные ответы . . 268

§ 8.2. Групповая агрессия.......................................... 269

§ 8.3. Когнитивные посредники агрессии и этническая
самозащита....................................................... 272

A. Атрибуция мотивов и намерений.................... 273

Б. Предвидение последствий агрессивных

действий............................................................ 273

B. Заметность признаков страдания жертвы .... 275
§ 8.4. Жертва и агрессор............................................ 276

A. Ненависть.......................................................... 277

Б. Идентификация с агрессором и его

оправдание . . :.................................................. 278

B. Нейтральная позиция....................................... 278

Г. Самообвинение жертвы.................................... 280

§ 8.5. Непреднамеренные действия, атрибуция

и защита............................................................ 280

§ 8.6. Этнокультурные различия агрессивности .... 283

A. "Агрессивные" элементы культуры................. 283

Б. Агрессивные нации........................................... 285

B. Этнические различия косвенных форм
агрессии............................................................. 287

§ 8.7. Агрессивность в идеологии этноцентризма. . . 288

А. Идеология этноцентризма и агрессия.............. 288

Б. Превращение агрессии в сплоченность........... 289

§ 8.8. Этноцентризм, групповой нарциссизм и

агрессивность................................................... 290

§ 8.9. Превращения межэтнической агрессии и

адаптация.......................................................... 292

A. Усиление внутриэтнической агрессии

и опасность дегенерации.................................. 293

Б. Превращение межэтнической агрессии в

уголовщину....................................................... 294

B. Чрезмерность агрессивной этнической
самозащиты....................................................... 295

404______________________________________________ Альберт Налчаджян

§ 8.10. MA и ВА и техника разрешения конфликтов. . 296 § 8.11. Когнитивный диссонанс и этническая

агрессия.............................................................. 298

§ 8.12. Этническая агрессия, прочность и развал

ранжированных полиэтнических обществ .... 299 § 8.13. Замещение этнической агрессии и его

последствия....................................................... 301

А. Замещение объекта агрессии............................ 301

Б. Поиск "козлов отпущения"................................ 302

§ 8.14. Этническая предубежденность, замещение

агрессии и вандализм........................................ 306

A. Этническая предубежденность, стереотипы и
замещение агрессии.......................................... 306

Б. Этнические стереотипы и выбор "козлов

отпущения"...................................... •................ 307

B. Замещение агрессии и вандализм.................... 311

Г. Замещение агрессии и иррациональная

межэтническая враждебность........................... 312

§ 8.15. Этнозащита на индивидуальном уровне

(на одном историческом примере)................... 315

A. Был ли дед Гитлера евреем?............................ 316

Б. Психо-логика сомнения и подозрений............. 317

B. Индивидуальная этнозащита Гитлера и ее
генерализация.................................................... 318

Г. Рихард Вагнер и Адольф Гитлер...................... 323

Д. Жестокость маргинала и идеология.................. 327

§ 8.16. Идеологическая конверсия и этнозащита . . . 328
Литература.................................................................. 331

Глава 9. От межэтнической агрессии

к внутриэтнической........................................... 333

§ 9.1. Об интенсивности внутриэтнической агрессии. .333 § 9.2. Переход от межэтнической агрессии к

внутриэтнической.............................................. 336

A. Основная гипотеза............................................. 336

Б. Автостереотипы, гетеростереотипы и

преобразования этнической агрессии............... 339

B. Этническая идентичность и внутриэтническая
агрессивность..................................................... 341

Оглавление________________________________________ £05

Г. Преобразованная агрессия — в новой ситуации. . 342 § 9.3. Превращение агрессии и социальные

установки.......................................................... 344

§ 9.4. Обратный процесс: от внутриэтнической

агрессии к межэтнической............................... 347

§ 9.5. Операторы преобразований агрессии............. 353

§ 9.6. Враждебный комплекс..................................... 356

§ 9.7. Операционализация гипотез о превращении. . 357 § 9.8. Функциональные взаимосвязи двух видов

агрессии и их преобразования......................... 359

§ 9.9. Адаптивные и дезадаптивные аспекты

превращения этнической агрессии.................. 361

A. Превращение межэтнической агрессии во
внутриэтническую и адаптация личности .... 361

Б. Агрессия против собственной личности и

межэтническая агрессия................................... 363

B. Личностные изменения под воздействием
преобразования межэтнической агрессии .... 363

§ 9.10. Преобразование межэтнической агрессии
во внутриэтническую и об одном источнике
мазохизма......................................................... 364

§ 9.11. Индивидуальные различия по легкости

преобразования агрессии................................. 365

A. Личность и межэтническая агрессия............... 366

Б. Авторитаризм и этническая агрессивность . . . 369

B. Интроверсия, экстраверсия и агрессивность . . 369
§ 9.12. Превращения этнической агрессии и

преступность.................................................... 371

§ 9.13. Этническая агрессия, прочность и развал

ранжированных обществ................................. 373

A. Общие вопросы................................................ 373

Б. Преобразования этнической агрессии

и структура общества...................................... 375

B. Трансформация агрессии и изменение
общества........................................................... 376

Г. Перемещение межэтнической агрессии в

"горизонтальном" направлении....................... 377

§ 9.14. Месть: этнические различия......................... 380

§ 9.15. Социальные нормы и этническая агрессия . . 382

406

______________________________________ Альберт Налчадмсян

A. Социальные нормы........................................... 382

Б. Социальные нормы и этническая агрессия . . . 383

B. Разные виды этнической агрессии,

разные нормы.................................................... 384

§ 9.16. Межэтническая агрессия и борьба

за власть............................................................. 385

§ 9.17. Межэтническая агрессия и катарсис.............. 389

А. Приводит ли агрессия к катарсису?................. 389

Б. Как разрешить противоречие?......................... 390

Литература.................................................................. 394

Б. Как разрешить противоречие? - student2.ru Альберт Агабекович Налчаджян

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

САМОЗАЩИТА И

АГРЕССИЯ

На первой странице обложки — фрагмент гобелена Гр. Ханджяна "Вардананк

Редактор: М.Г. Кацахян, доктор философских наук

Худ. редактор: Ара Багдасарян

Комп. верстка: Григорий Арутюнян

Корректор: Р. Авагян

Издательство "Огебан"

375033, г. Ереван, ул. Н. Гюлбекяна, 37. Тел. 27-57-32.

Отпечатано в типографии издательства "Зангак—97" 375010, г. Ереван, туп. ул. Вардананц, 8. Тел. 54-89-32, 54-05-17.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Печ. л. 25,5. Уч.-изд. л. 19,2.Тираж 1000.

Наши рекомендации