Основные причины ЧС на железнодорожном транс-
порте: сход подвижного состава с рельсов (крушение) в резуль-
тате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения
мостов; пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов; наезд поездов
на автомобили, гужевой транспорт и т.д.; воздействие неблаго-
приятных погодных условий и стихийных бедствий.
102
|
Техногенные аварии и катастрофы
На железнодорожном транспорте за 2004 год произошло
11 ЧС, погибли 5 и пострадал 1 человек.
Железнодорожный транспорт представляет собой угро-
зу не только для пассажиров, работников железной дороги, но
и для населения, проживающего в непосредственной близости
о т ж е л е з н о д о р о ж н ы х п у т е й, с т а н ц и й, в о к з а л о в, д е п о. Э т о с в я-
зано с перевозками по железной дороге большого количества
легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и ра-
диационных материалов. Большое количество опасных грузов
скапливается на станциях.
Зоной повышенной опасности является железнодорож-
ный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с
автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в
местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен
быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть
оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в
последнее время дополнительно устанавливаются поднимаю-
щиеся мостки.
Переходить железнодорожные пути необходимо только
в установленных местах. Перед началом перехода через же-
лезнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии
движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить
на расстоянии не менее пяти метров от них.
Контактная подвеска над вагонами находится под на-
пряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного про-
вода настолько велико, что на расстоянии двух метров образу-
ется электрическая дуга, которая поражает человека.
В случае обрыва и падения на вагон или землю контакт-
ного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыг-
нуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона
на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками.
Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстоя-
ние ближе 10 метров.
Чрезвычайную опасность на железнодорожном транс-
порте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с
пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще
103
|
Безопасность жизнедеятельности
всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем,
неисправность электрооборудования, нарушение требований
противопожарной безопасности. Скорость распространения
огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин.
В течение 15–20 минут после начала пожара весь вагон охваты-
вает пламя. Температура горения достигает 950 °С. Поражаю-
щими факторами во время пожара в пассажирском поезде яв-
ляются: дым, открытый огонь, высокая температура, отрав-
ляющие вещества, возникающие в процессе горения.
В случае возникновения пожара необходимо сообщить
об этом проводнику или начальнику состава. До прибытия
специалистов необходимо организовать тушение пожара с
помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить
огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана,
предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть ва-
гон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон.