Основные причины ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) на железнодорожном транспорте

- сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

- пожары, взрывы, утечки опасных грузов;

- наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт, на мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов;

- воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, обвалы, лавины, сели, оползни, ураганы, обильный снегопад, низкая температура воздуха.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к трав­мированию и гибели людей, повреждению и уничтоже­нию материальных ценностей, нанесению ущерба окру­жающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пере­сечения железной дороги с автодорогой или улицей в одном уровне. Как правило, такое пе­ресечение устраивается под прямым углом, в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован зву­ковой и световой сигнализацией, шлагбаумом.

Переходить железнодорожные пути нужно только в установлен­ных местах, пользоваться пешеходными мостами, тоннелями, переез­дами с настилами, в местах установки указателя «Переход через пути». Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагона. Во время перехода нужно быть предельно внимательным, особенно в ус­ловиях холмистой местности, плохой видимости, при на­личии поворотов и растительности. Идти нужно под пря­мым углом, без остановки, не наступая на рельсы. Стоящие вагоны, локомотивы, цистерны нужно обходить на рас­стоянии не менее пяти метров от них.

В случае обнаружения дефектов на железнодо­рожном полотне необходимо сообщить об этом взрослым при отсутствии такой возможности нуж­но идти навстречу поезду и подавать машинисту сигнал, размахивая над головой платком или другой тканью. В условиях плохой видимости можно использовать ручной фонарик, любой другой источник света.

Запомните:

- нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе пяти метров от крайнего рельса, утраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него;

- во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

- нельзя преодолевать железнодорожный путь перед близко идущим составом. Бе­зопасным считается расстояние не менее 400 метров до поезда;

- чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;

- нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В слу­чае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

- нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к ме­таллическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.

Наибольшую опасность ЧС на железнодорожном транспорте представляют в про­цессе пассажирских перевозок. Это связано с нахождением большого количества людей на перронах и в условиях замкнутого пространства пассажирских вагонов.

Резкая остановка пассажирского состава или переворачивание вагонов приводит к падению пассажиров с полок, их придавливанию, травмам, пожарам, взрывам, утеч­ке опасных веществ. В подобной ситуации необходимо как можно быстрее поки­нуть опасную зону, уйти на расстояние не менее 100 метров.

Чтобы до минимума сократить вероятность воз­никновения ЧС на перроне и в вагоне, необходи­мо знать и соблюдать требования безопасности:

- на перроне необходимо быть предельно внима­тельным в процессе ожидания поезда;

- нельзя находиться на краю платформы или устраивать на ней подвижные игры, прыгать с платформы на железнодорожные пути. Безопасным считается расстояние 2 метра от края платформы.

- заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной плат­формы, после полной остановки поезда;

- нельзя вскакивать на подножки, ехать на них или спрыгивать на землю, находиться на буферах меж­ду вагонами, лазать под вагонами, перелазать че­рез автосцепки во время остановки поезда. Для пе­рехода от платформы к платформе нужно пользо­ваться специальными переходами;

- нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;

- нельзя высовываться из окон или дверей тамбу­ра на ходу поезда: можно вывалиться или полу­чить удар о выступающий предмет встречного поезда;

- запрещается ездить на крыше вагона, на поднож­ках, переходных площадках, в грузовом составе.

Нередко ЧС на железной дороге связаны с обрывом и падением на вагон или на землю контактного провода, который находится под напряжением. В такой ситуации нужно оста­ваться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и удалиться на рас­стояние не менее 10 метров от вагона мелкими шажками. При этом подошвы нельзя отры­вать от земли. Выполнение подобного требования исключит попадание человека под шаговое напряжение. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. На­пряжение контактного провода настолько велико, что уже на расстоянии двух метров обра­зуется электрическая дуга, то есть для поражения током даже не нужно прикасаться к проводу.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Они наносят значительный материальный ущерб, приводят к травмированию и гибели людей. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возго­рания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Довольно часто пожары возникают в пути следования на значительном расстоянии от пожарных час­тей и водоисточников. До прибытия пожарных огонь может уничтожить загоревшийся ва­гон и перекинуться на соседние вагоны. Огонь по вагону распространяется очень быстро, что связано с наличием в нем большого количества легковоспламеняющихся и активно горя­щих материалов, которые широко используются для декоративной отделки вагонов. Ско­рость распространения огня в коридоре вагона со­ставляет 5 м/мин, в купе ­2,5 м/мин. В течение 15-20 минут после начала пожа­ра весь вагон охватывает пламя. Температура горе­ния достигает 950 С. Пора­жающими факторами вовремя пожара в пассажирс­ком поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара немедленно сообщите про­воднику о случившемся. Он передает информацию по телефону или рации де­журному по ближайшей станции. Далее о ЧС сообщается всем службам: пожарным, спасате­лям, медикам, работникам милиции. До прибытия специалистов нужно организовать туше­ние пожара с помощью огнетушителей, которые есть в каждом вагоне, а также подручными средствами. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помо­щью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через две­ри, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены. В сложившейся ситуации следует сохранять спокойствие, действо­вать без паники, помогая друг другу. Если поезд приходится покидать во время его движе­ния, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, оттолкнитесь от нее в направлении по ходу движения состава, смягчите удар о землю кувырком вперед. Это опасно, но лучше, чем сго­реть в пылающем вагоне.

Чрезвычайную опасность для населения, которое проживает в непосредственной близости от железной дороги, представляет горение цистерн с жидкими го­рючими и вагонов с твердыми материалами. Высота пламени горения жидкости в цистерне достигает 40-50 метров, а площадь горения составляет несколько гекта­ров. В случае возникновения подобной ситуации необ­ходимо незамедлительно покинуть опасную зону.

Наши рекомендации